Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Это было связано не только с преимущественно вербальным способом преподавания, но и с особым отношением к слову, которое было характерно для ученых Древней Греции. Еще Сократ писал о том, что знания зафиксированы в словах (общих поняти ях) и таким образом передаются от поколения к поколению. Еще большее значение придавал слову Платон, который отождеств лял общие понятия с идеей, или душой, вещи. Он также заложил основы такого подхода к пониманию способностей, при котором главными из них являлись способности к мышлению и ораторс кому искусству.

Однако наибольшее значение слову придавалось в школе стоиков. Они отождествляли слово с законом, которому подчиняется и природа, и человек, и космос. Сравнивая слово с «ог ненным пламенем», которое единственно и может успокоить че ловека в его житейских невзгодах, стоики считали, что оно существует независимо от реального предмета и представляет со бой не только его название, но и суть. О таком отношении пи сал Гумилев: «В оный день, когда над миром новым Бог скло нял лицо свое, тогда солнце останавливали словом, словом раз рушали города». Поэтому, несмотря на попытки Аристотеля вве сти новые формы обучения, его преимущественно вербальный характер оставался неизменным не только в Древней Греции, но и в Риме.

Вкус к хорошей форме, который с детства прививали детям, позволял слову, поданному в хорошей, поэтической форме, при обретать как бы дополнительные значение и силу. Так, форму торжественного гекзаметра нередко использовали для юридических постановлений, моральных поучений, философских произведений. Такую же роль играла музыка, которая придавала словам дополнительный лад, новое значение.

Таким образом, в работах ученых того времени впервые были сформулированы многие проблемы психического развития де тей, прежде всего вопросы, связанные с развитием интеллекта, творческой деятельности! а также с изучением роли индивиду альных качеств и способностей в становлении поведения, форми ровании активной, но социально адаптированной личности ре бенка. Так, в этот период в возрастной психологии исследовались проблемы генезиса понятий, условий, способствующих правиль ной социализации детей, факторов, влияющих на психическое развитие. Тогда же впервые появилась и идея о гармоническом развитии человека, которое понималось как развитие знаний, твор ческих способностей, укрепление тела.

Исследования закономерностей психического развития про должались и в новый период развития греческого общества, так называемый период эллинизма, который связан с распространением греческой науки и культуры по всему миру после походов Александра Македонского. Это привело к более тесным связям с восточной культурой и расцвету не только точных наук, но и театра, поэзии. Внимание к человеку, к его личности, причине его свободных поступков, мотивации его поведения, его физической организации привел к тому, что интерес ученых сместился от исследования законов развития природы и космоса к изучению факторов, влияющих на становление психической сферы. При этом новые исследования возрастных особенностей основывались на достижениях выдающихся психологов классицизма.

В римских школах сохранялись традиционные подходы к вос питанию и обучению детей. Особое внимание римские, как и греческие, педагоги и психологи обращали на развитие у детей памяти, которую со времен Платона считали одним из главных психических процессов, основу накопления знаний. Большое зна чение придавалось и исследованиям способностей детей. Известный римский ученый Квинтилиан, связывая одаренность с ора торскими способностями, к основному признаку умственных способ ностей относил память, которая проявляется в двух свойствах – быстрой и легкой восприимчивости и долгом удержании приоб ретенного. Другим признаком умственных способностей явля ется раннее развитие в ребенке стремления к подражанию, в котором обнаруживаются острота и переимчивость. При этом быс трота переработки информации, гибкость мышления, так же как и креативность, способность к творчеству, которая сейчас при знана одной из ведущих характеристик одаренных детей, не считались признаками одаренности. Это говорит о том, что Квинти- лиан, так же как впоследствии Гельвеции, оценивал способности не с точки зрения скорости или легкости обучаемости, понима ния нового материала, но по уровню выполнения задания, инте ресу и серьезности, проявляемым в процессе работы, что свойственно больше настойчивым и внимательным, чем импульсив ным и творческим детям.

Такой подход во многом был связан не только со значитель ным местом, которое отводилось памяти в структуре способнос тей, но и с самим характером обучения, которое, как и в Древней Греции, имело преимущественно вербальный характер и одной из важнейших целей которого было развитие ораторских способ ностей у учеников.

В это же время появились новые исследования индивидуальных особенностей детей, причем учитывались не только их спо собности и интересы, но и их отношение к стилю общения с учителем. Тот же Квинтилиан писал о том, что одних детей надо держать в строгости, а другие лучше учатся, если их часто хва лить и поощрять.

В римских школах развитию красноречия придавалось еще большее значение, чем в греческих, причем умение заключить свою мысль в красивую.и правильную поэтическую форму свя зывалось с усвоением моральных норм. Недаром первая ступень обучения ораторскому искусству носила название «контравер- зий» и заключалась в решении сложных моральных задач, например такой: «Мать теряет любимого сына, который постоянно является ей во сне. Она говорит об этом мужу, и он решает избавить ее от этого потрясения и обращается к заклинателю. Тот при помощи чар добивается того, что умерший перестает являться матери, но это причиняет ей новое горе, и она обращается с жалобой на мужа в суд».

Проблема этического, нравственного развития и формирова ния нравственной, социально адаптированной личности ребенка в эллинистический период выходит на первый план и становит ся одной из важнейших проблем психологической науки И логи ка развития самой науки, и логика развития общества привели к тому, что этические вопросы стали занимать все более значимое место в общественном и научном сознании. Начиная с Сократа, человек осознается как самостоятельная ценность, не подчиняющаяся природе, но стоящая вне и выше ее. В это же время появ ляется и новый взгляд на душу человека, которая является не только источником энергии, активности тела, но и носителем разума и нравственных законов. Неудивительно поэтому, что именно связь нравственности с активностью, с законами челове ческого поведения и стала центральной проблемой для психоло гов эллинизма.

Необходимо отметить, что в науке того времени не существовало единой точки зрения на проблему соотношения поведения и нравственности и ведущие психологические школы эллинизма по-разному отвечали на вопрос о том, что является нравствен ным и безнравственным, какое поведение следует рассматривать как социально желательное. Важное значение (особенно для дет ской и педагогической психологии) имели и дискуссии о том, обязан ли человек подчиняться внешним правилам, законам об щества или же он должен следовать только собственным пред ставлениям о добре и зле, собственным желаниям и нормам. Соответственно по-разному строился и процесс воспитания ре бенка, формирования у него разных мотивов и правил поведения, разных эмоциональных и этических эталонов.

Большую роль в этом процессе отводили искусству, прежде всего искусству драмы, в которой эти вопросы находили воплощение в образах наиболее известных героев Еще в доэллинисти-ческий период драматурги большое внимание в своих произведе ниях уделяли проблеме этического детерминизма, свободе воли и нравственности человека.

Одним из первых эту проблему анализировал Софокл в сво ей трагедии «Эдип» Рассматривая легенду о царе Эдипе, Софокл исходил из того, что единственной детерминантой, определяющей жизнь человека, является воля богов Все законы, в том чис ле законы этические, даются только ими, они могут карать или миловать человека, причем субъективная оценка человеческих поступков как хороших или плохих не имеет существенного значения, важно только, как эти поступки рассматриваются богами.

В трагедии Софокла Эдип показан добрым, хорошим челове ком, который следует всем этическим заповедям, чтит богов и общественные законы. Однако этот хороший, честный, богобояз ненный человек с самого рождения был обречен на несчастья, потому что его род (а не он лично) был в стародавние времена проклят богами. Поэтому, несмотря на отсутствие субъективного греха, судьба его складывается роковым образом, он совершает, не зная этого, богопротивные, греховные проступки, за которые он и наказывается. Таким образом, в своей трагедии Софокл утверждает бессилие человека, его беспомощность перед лицом богов, их волей. Перед таким детерминизмом, фатальной ролью судьбы, рока, которые направляются богами, человек ничтожен, а его нравственные законы не являются значимыми. Поэтому истинно нравственная позиция, которая и закладывалась в вос питании, заключалась в послушании, почитании богов, их воли и их желаний. О таком подходе к нравственности говорят и древ негреческие мифы, в которых нарушение воли богов, так же как сопротивление или вызов им, жестоко наказывается, вспомним хотя бы наказание царя Марсия, Арахны, Ниобы, которые посме ли сказать, что они умеют что-то делать не хуже богов.

Однако другой древнегреческий драматург, Еврипид, возра жает против такого подхода к проблеме свободы воли, оценки поведения человека. Он, как и психолог Эпикур, настаивает на том, что источник нравственности – в самом человеке, он сам и совершает свои поступки, и судит о них, оденивает их как нрав ственные или безнравственные. Героиня трагедии Еврипида «Ме дея» не только сама решает, каким образом ей поступить, ориен тируясь исключительно на свои намерения и желания, но и в оценке своих действий исходит не из того, насколько этот посту пок хорош или нравственен для всех, но насколько он хорош для нее. Поэтому она без малейших угрызений совести нарушает принятые на себя обязательства, самовольно слагая сан жрицы, предает отца и братьев, мстит мужу, убивая своих детей, а потом, добиваясь власти над вторым мужем, стремится к смерти своего пасынка Совершая эти поступки, она, несомненно, сеет зло, при нося несчастья другим и нарушая волю богов, но уверенность в своей правоте и героини и автора доказывается тем, что все ее поступки не приводят ни к какому наказанию лично для нее, она не просто в состоянии их совершить, но и остается «хорошей» в глазах Еврипида и зрителей, которые сочувствуют именно ей и считают ее правой, принимая, таким образом, ее субъективную оценку событий и поступков. Еврипид одним из первых заговорил о ценности индивидуума, о праве личности самой определять свое поведение и устанавливать собственные этические нормы.

Таким образом, еще в Древней Греции впервые появляется мысль о том, что сильная, значительная личность имеет право жить по своим законам, иметь собственную позицию и ее поступ ки надо оценивать по другим этическим нормам. Уже в наше время эта идея о сверхчеловеке была развита Ницше, стала популярной и получила развитие во многих художественных про изведениях.

Анализ двух противоположных позиций в разработке этических норм приводил к необходимости, не отступая от идеи самоценности и активности личности, доказать значимость объектив ного нравственного закона, по которому должны оцениваться поступки всех людей. Такая позиция отражена в знаменитой три логии Эсхила «Орестея». В трагедии Клитемнестры, Агамемно на, Электры и Ореста также повинны боги, которые прокляли их род (как и род Эдипа). Поэтому, особенно в начале, как показы вает Эсхил, их поведение является следствием этого проклятия, а не их субъективных желаний, хотя уже у Клитемнестры есть варианты поведения – от мести и убийства мужа до смирения перед волей богов.

Но наибольшей кульминации эта возможность выбора достигает в поступках Электры и Ореста. Эсхил доказывает, что чело век волен в своих поступках, сам их выбирает и потому сам за них и должен отвечать. При этом он показывает, что не суще ствует единственной правды и единой воли богов, так как их истина не абсолютна и не совершенна. Поэтому, с его точки зре ния, свобода человека проявляется не просто в том, что он может действовать так, как ему захочется, главное в том, что человек сам решает, по каким законам он будет строить и соответственно оце нивать свое поведение. То есть именно человек, а не боги, выраба тывает этические законы и способы их соблюдения.

Так, Орест и Электра принимают сторону отца и, солидаризуясь с Аполлоном, выступают против божественного (и более древ него) права матери. Выбирая эту позицию, Орест вступает в кон фликт с богами, и Эриннии, посланные ими, должны ему ото мстить. Наиболее важным в трагедии является то, что фактичес ки происходит не только конфликт Ореста с богами (Эринния- Ми), но и конфликт богов между собой, так как на стороне Оре ста, защищая его, выступает бог Аполлон. Бессилие богов решить конфликт доказывает, с точки зрения Эсхила, преимущественное значение гражданских, а не божественных законов, так как ре шается этот конфликт не судом Зевса, но гражданским судом города Афин, который оказывается важнее суда богов.

Вопросы, которые ставили художники в своих произведениях, получали объективное обоснование в трудах ученых. При этом главная проблема была не в отказе от принципа индивидуализма, а в поиске объективных этических норм, ограничивающих вседоз воленность человека, определяющих разницу между добром и злом. Таким образом, в проблеме социализации детей, соотношения ин дивидуальных особенностей и общественных норм и правил пове дения, которая поднималась уже в работах Платона и Аристотеля, появлялись дополнительные аспекты. В этом контексте важное значение приобретал вопрос свободы воли, так как если человек не властен над обоими поступками, то невозможно установить этические законы, по которым его можно судить. Как, например, мы можем осудить вора или убийцу, если самой судьбой ему пред писано совершить данный грех. Точно так же мы не можем награ дить добродетельного человека, если его хорошее поведение зави сит не от его высокой нравственности, а от судьбы, и в других обстоятельствах он может совершить и бесчестные поступки. Та- кой подход проявляется в трагедии Софокла, в которой судьба Жестоко карает субъективно нравственного и хорошего человека.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Именно от такого понимания детской психологии психики эволюции
Результат активного присвоения человеком норм
Третья структура личности
На основе которых можно оценивать поведение человека
Выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педоло гии

сайт копирайтеров Евгений