Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Динамические компоненты психологии нации позволяют, в отличие от ее системообразующих компонентов, осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно и адекватно выявить и объяснить специфику ее проявления. Эти компоненты обычно называют национально-психологическими особенностями, подразумевая, что они характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этнических общностей [279. — С. 53].
Национально-психологические особенности — это единственная форма проявления психологии этнической общности.
Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.
Во-первых, они относятся к определенному классу психологических феноменов и поэтому могут быть точно и адекватно объяснены с позиций закономерностей, свойственных этому классу явлений. Во-вторых, при этом национально-психологические особенности исследуются в генезисе их формирования, развития и функционирования, что позволяет избежать нечеткости их осмысления, что возможно при изучении их в рамках проявления разноплановых черт, например национального характера.
Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности — это такие характеристики, которые определяют своеобразие побудительных сил в жизни и деятельности представителей конкретной этнической общности, указывают на то, что составляет специфику их мотивации и поведения.
Сравнительные исследования ценности труда в японской, немецкой и американской культурах показали, что для большинства японцев труд в организации является главным делом жизни, в то время как их коллеги из США и Германии рассматривают свою работу лишь как одну из многих важных ценностей жизни.
К мотивационно-фоновым национально-психологическим особенностям относятся, например, такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, усердие, инициативность, настойчивость и т.д. Нельзя считать при этом, что, например, работоспособность присуща одному народу, а настойчивость — другому. И первое, и второе качества — общечеловеческие. Поэтому речь может идти, с одной стороны, об определенных наборах этих характеристик, а с другой — о степени выраженности той или иной из них, о специфике ее проявления у представителей конкретных этнических общностей. Установлено, например, что по сравнению с русскими у украинцев в большей мере проявляется работоспособность, которая часто сопровождается большой активностью и настойчивостью. Также известно, что итальянцы и испанцы по своей психологии близки друг другу и их основной чертой является индивидуализм. Однако индивидуализм у итальянцев проявляется ограниченно, тогда как у испанцев он носит форму всеобщности и проникнут рефлексией [279.- С. 45-46].
Кроме того, мотивацией поведения и деятельности представителей определенных этнических общностей могут выступать национальные чувства и настроения (например, чувство любви к Родине, ненависть к ее захватчикам), уходящие глубокими корнями в прошлое, историческое развитие, а также национальные ценности и интересы, закрепленные в общественном сознании народа. В этом случае мотивационно-фоновые национально-психологические особенности проявляются и функционируют очень активно, мобилизуя людей на очень эффективные во всех отношениях действия и поступки.
Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности выражают своеобразие восприятия и мышления представителей конкретной этнической общности, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить и корректировать планы деятельности, реализовывать способы достижения ее результатов.
Особое сочетание таких показателей, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и т.д., обусловливает своеобразные параметры интеллектуальной активности. Например, у французов присутствуют математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность; у англичан — высокая способность к интеллектуальному восприятию мира, слабая скорость мыслительных операций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуальный практицизм [120. — С. 58]. Считается, что у некоторых азиатских и африканских народов мышление характеризуется излишней заторможенностью.
Соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, разных по полноте и оперативности представлений, разная яркость и живость воображения и т.д. порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных народов. В частности, для французов свойственны богатство воображения, настойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира, а для англичан — слабое воображение, недостаточная активность в абстрагировании. Немцам и китайцам присущ познавательный практицизм.
Согласно современным исследованиям нейрофизиологов и психологов, интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности являются следствием вовлечения в работу разных зон коры головного мозга, а также результатом разной взаимозависимости активности этих зон [264. — С. 76].
Эмоционально-волевые национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у конкретного народа четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.
Они охватывают сферу проявления динамических (изменчивых) характеристик эмоций и воли представителей той или иной этнической общности. Например, хорошо известны интравертированность и выдержанность англичан и немцев, экстравертированность, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью характеризуются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы [115. — С. 35].
Различия в проявлениях воли и чувств у представителей разных наций объясняются тем, что выработанные на протяжении веков формы эмоционального и волевого поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением. У представителей наций с неустойчивым и экспрессивным проявлением чувств и воли (французы, итальянцы, испанцы и др.) могут быстро возникать воодушевление, прилив эмоций, активизация настроений, но так же быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке. Так, в годы Второй мировой войны наступление немцев на французов вызвало у последних чувство патриотизма, желание отстоять свою независимость, но после первых неудач эти состояния сменились отчаянием, унынием, апатией. Нации, отличающиеся устойчивостью переживаний (англичане, скандинавы и др.), более привержены логике, апелляции к разуму, а не к чувствам и т.д. [115. — С. 49].
Эмоционально-волевые национально-психологические особенности, как показали кросскультурные исследования, характеризуются у разных народов не наличием или присутствием каких-то особых эмоциональных и волевых черт (их количество у всех одинаково), а: 1) спецификой их соотношения в национальном характере и национальном темпераменте; 2) динамикой протекания чувств и проявления воли; 3) своеобразием национальной установки на эмоциональную и волевую активность.
Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности — явления, характеризующие своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп.
Они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах обмена информацией и т.д. Вот как описал их в книге «Люди, годы, жизнь» И. Эренбург: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник», без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае — белый. Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет — того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен... если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы» [цит. по: 129. — С. 55 — 56].
Результаты исследований американских психологов Г. Гибсона, Т. Катреля, Р. Кохена, М. Парка также зафиксировали различия в американском и японском вербальном стилях взаимодействия и общения. Американский несет в себе представление об индивидуальном достоинстве, ценности настойчивости и тенденцию к равенству отношений; японский отражает высокую степень согласия с другими людьми, ориентирован на приспособление к ситуации, отражает заботу о гармонии социальных отношений [277. - С. 89].
Функционирование и развитие коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей неразрывно связано с процессом формирования национального самосознания этноса, в содержании которого зафиксировано своеобразие национальных черт характера и поведения людей, их языка, культуры, национальных традиций, образа жизни.

5.2. Свойства национальной психологии

Свойства национально-психологических особенностей — это проявление закономерностей функционирования национальной психики.
Во-первых, национально-психологические особенности, концентрируя в своем содержании национальную специфику психологических процессов и состояний, а также национальное своеобразие взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования этих психологических явлений, придавая ему особую направленность.
Детерминация этнопсихологическая (от лат. determinare — определять) — процесс проявления причинной зависимости, выражающейся в способности национальной психологии (национально-психологических особенностей) влиять на характер протекания и функционирования других психологических явлений.
Каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктуют ему его этническая среда и многолетний опыт национального развития.
Во-вторых, важнейшим свойством национально-психологических особенностей является невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю. Казалось бы, для более четкого выражения специфики национально-психологических особенностей можно было бы взять психологию и формы ее проявления у представителей какой-либо национальной общности в качестве своеобразного эталона для сравнения. Однако исследования российских и зарубежных ученых показывают, что практически это невозможно. Методологически же отдавать приоритет в психологическом развитии представителям конкретного этноса просто неверно.
Национально-психологические особенности людей, кроме того, слабо подвержены непосредственному воздействию объективных обстоятельств. Поэтому, в-третьих, они обладают еще и большой по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью.
В-четвертых, неотъемлемым свойством национально-психологических особенностей является их многообразие. У каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление. Однако делать это вполне можно, если осуществлять сравнение с однотипными характеристиками представителей других наций и народностей.
Психологический механизм подобного сравнения можно представить на следующем примере. Французам типичный немец представляется блондином. Действительно, блондинов в Германии больше, чем во Франции. Однако в общей популяции немцев на долю блондинов приходится меньшинство в сопоставлении с лицами, обладающими темными волосами. Следовательно, типичный немец блондином не является, но французам и представителям некоторых других наций в силу субъективности их оценок он кажется таковым.
Если на примере восприятия физических качеств сравнительность оценок проявляется наглядно, то при восприятии социальных качеств людей и их поведения этот эффект порой скрыт и требует достаточной наблюдательности, а потом и правильного осмысления. Так, если китаец-неудачник в старости получает помощь от детей, он счастлив и рассказывает об этом всем окружающим. Американцы, наоборот, скрывают такого рода факты и мечтают о независимости. Самоуверенность, стремление к независимости развиты у американцев больше, чем у представителей других народов [285. — С. 67—68].
Задача этнопсихологии состоит в том, чтобы находить закономерные зависимости и связи в оценках своеобразия национально-психологических характеристик представителей конкретной нации и видеть отличие этих характеристик от им подобных у представителей других общностей.
Свойства национально-психологических особенностей — результат влияния этнопсихологического отражения, основная суть которого состоит в том, чтобы аккумулировать опыт жизни, деятельности и в окончательном итоге проявления национальной психики.
Основу этнопсихологического отражения составляет постоянное сравнение вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной действительности со старым, «национальным» по содержанию опытом. Образно говоря, сознание человека, представителя той или иной этнической общности, настроено на определенную «волну» восприятия и осмысления окружающего мира в соответствии со сложившимися национальными традициями и установками. Последние, во-первых, словно фильтр, очищают психику человека от того, что для нее в этническом отношении чуждо, и, во-вторых, подобно генератору, задают размер и направление этой «волны». Речь при этом, конечно, идет не об общих закономерностях функционирования психики, которые у всех народов одинаковы, а о внутреннем соотношении операций и действий в рамках этого процесса.
Сложившийся у каждой этнической общности свой, национальный настрой индивидуального и общественного сознания всегда своеобразно учитывает характер воздействия объективной действительности, соответствующий новым обстоятельствам. Психическая деятельность человека — результат диалектического взаимодействия, с одной стороны, объективных воздействий окружающей действительности, а с другой — субъективного их восприятия (сложившихся у представителей той или иной этнической общности системы мышления, своеобразного проявления эмоций и воли, традиционных представлений о характере взаимоотношений между людьми).
Поскольку этнопсихологическое отражение аккумулирует в себе огромный опыт жизни, культуры и быта предшествующих поколений, оно обладает значительной силой. В некоторых исследованиях сила психического, общественно-психологического и этнопсихологического отражения признается примерно одинаковой с идеологическим отражением. Однако это не совсем так.
Идеологическое отражение в ряде случаев сильнее отражения общественно-психологического, поскольку идеология как бы упорядочивает общественную психологию. По сравнению с общественно-психологическим этнопсихологическое отражение ближе к отражению идеологическому. Оно как бы систематизирует содержание общественной психологии, придает ему определенную направленность, «очищает» от случайного, от всего того, что в национальном и культурном отношении непривычно. Можно считать, что этнопсихологическое отражение значительно сильнее, чем отражение общественно-психологическое, но слабее идеологического и находится как бы в промежутке между ними.
В нашем сознании присущие каждой нации общие признаки представлены совершенно отдельным явлением — национальной психологией, частью общественной психологии.
Но это, с одной стороны, не собственно общественная психология, а то, что относится к эмпирически обобщенному человеческому опыту, т.е. второму составному элементу общественного сознания. И, с другой стороны, при этом идет сопоставление по различным критериям. Вот почему этнопсихологические явления раньше всегда отрывались от индивидуального сознания.
Относя национальную психологию к собственно общественной психологии, исследователи видели в силу этого в национальной психологии известную нечеткость, эмпиричность, незавершенность и неуловимость. Как следствие, появлялись замечания о трудности исследования ее содержания, невозможности полностью его постичь.
Сложность изучения национальной психологии фактически заслоняла, а порой и подменяла собой проблему осмысления ее роли в системе явлений общественного и индивидуального сознания. А она достаточно велика.
Специфика национально-психологического отражения закреплялась исторически. Появление человека, выделение его из мира животных, весь последующий ход развития был процессом развития у него качеств, необходимых для жизни в обществе. И уже с возникновением родоплеменных отношений социально-психологические качества людей подвергались строгому отбору. Сложившийся в системе родоплеменных связей механизм ограничения психики определенным кругом явлений продолжал функционировать в последующее время. Причем с образованием государственности, с разделением общества на классы сила его воздействия непрерывно возрастала за счет принятия идеологических теорий господства и подчинения, которые все чаще делали акцент на национальной исключительности. Предписываемые этим механизмом стереотипы реагирования и поведения людей принимали все более жесткий характер и в почти неизменном виде передавались новым поколениям.
Опыт психической деятельности и характер функционирования психики имел уже сугубо национальное (этническое) своеобразие, поскольку его развитие шло только в границах этнических общностей. Межнациональные отношения, возникавшие в ходе торговли и войн между странами, способствовали закреплению специфических национальных черт психики людей, так как они выделяли представителей данного этноса среди представителей других этносов и обеспечивали приоритет в тех или иных видах деятельности. «История внешних отношений — войны, конфликты, союзничество и сотрудничество, многообразные внешнеполитические ситуации далекого и близкого исторического прошлого глубоко запечатлеваются в памяти поколений, а следовательно, откладываются в национальном сознании, национальной психологии, объективизируясь в различных интерпретациях явлений исторической жизни народов, в определенных духовных, идеологических и общественно-психологических формах общественного сознания», — отмечает А. Ф. Дашдамиров [69]. С развитием капитализма доминирование национального над общечеловеческим, национально-психологического над общепсихологическим окончательно закрепилось.

5.3. Функции национальной психики

Проблема функций психики (сознания) является одной из сложнейших в современной психологической науке. Подходы к ее решению в настоящее время строятся на признании когнитивной, регулятивной и коммуникативной функций психики, которые детерминируют деятельность субъекта. Национальная психология (национально-психологические особенности), сохраняя общепсихологические системные свойства, также выполняет подобные функции. Однако есть функции, присущие только ей.
Важнейшей из этих функций является объективизация этнической специфики.
Деятельность – «зеркало психики человека», в котором не могут не проявляться и национально-психологические особенности. С другой стороны, последние, как и все другие психологические явления, включаются в причинную взаимосвязь бытия одновременно и как обусловленные, и как обусловливающие. Под воздействием объективизации национальной специфики проявляются в деятельности и поведении представителей той или иной этнической общности специфические особенности их индивидуального и общественного сознания. Это реализуется через посредство присущих именно данной нации своеобразных психологических качеств и трудовых навыков, через использование традиционных способов и путей достижения целей деятельности.
Рассматриваемая функция по механизму действия имеет много сходного с проявлением психологических особенностей у людей с одинаковыми трудовыми специальностями. По свидетельству А. А. Бодалева, представители различных профессий обнаруживают тенденцию по-своему воспринимать внешний облик других людей [24. — С. 122]. Американские социологи, изучавшие внешние признаки поведения государственных чиновников, пришли к выводу, что обезличенный характер административной деятельности, строгая приверженность определенным правилам и распорядку обусловливают бедность эмоциональной жизни этих людей, проявление формализма и сухости в их взаимоотношениях с теми, кто ничего общего с этой службой не имеет [299. — С. 205]. Экспериментально доказана и зависимость ценностных ориентации личности и групп людей от их социальной роли [111. — С. 26].
Сама по себе объективизация национальной специфики, в отличие от рассмотренных выше примеров, носит, по сути дела, нейтральный характер, так как восприятие людьми себя как членов определенной этнической общности в процессе осознания ими собственной активности отнюдь не .означает конфликтное сравнение собственных деловых и социальных качеств с им подобными у представителей других наций и народов. Такое сопоставление обычно происходит лишь в том случае, если люди разных национальностей трудятся совместно. Но и тогда, как правило, оно не имеет антагонистической окраски.
Основу объективизации этнической специфики, свойственной любой общности, составляет социальный опыт, являющийся следствием своеобразия ее социально-политического, экономического и культурного развития. «Культура, — писал Л. С. Выготский, — создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций человека» [43. — С. 45]. В ходе предшествующих этапов исторического развития нации ее прошлый опыт закрепляется не только в традициях, обычаях и привычках людей, но также и в нормах поведения, реагировании на окружающую обстановку, в действиях в различных стандартных ситуациях.
Национальная психология (национально-психологические особенности) выполняет в деятельности и регулятивную функцию. Рассматривая любую деятельность как систему, имеющую свою структуру, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие, психологи считают, что субъекты этой деятельности — человек, группы людей — не пассивны, а активны в своем отношении к ней. Они сами управляют своим поведением в деятельности, сами ориентируют ее развитие в нужных для достижения поставленных целей направлениях. Национально-психологическая регуляция сложна и может осуществляться за счет, например, преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки, деятельности за счет традиционных форм и способов.
Национально-психологические особенности не только оказывают влияние на общий характер проявления психики людей, но и придают этому процессу определенную структуру и содержание. Третья их функция, контролирующая, реализуется в форме проявления национального своеобразия процессов адаптации, стабилизации и стимуляции.
Адаптация. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать приспособлению людей разной национальности к условиям деятельности. Адаптация при этом выражается не только в приспособлении организма к специфическим условиям труда, но и в приверженности традиционным способам поведения, позволяющим человеку справляться с трудностями, достигать успеха в деятельности. Как показывают психологические исследования, французы, например, легко входят в обстановку благодаря своей сообразительности, энергичности, легкости, подвижности. Англичанам же, которым присуща инертность, требуется значительно больше времени для привыкания к условиям деятельности.
Стабилизация. Несмотря на наличие у представителей разных народов неодинаковых адаптационных возможностей, они так или иначе, рано или поздно приспосабливаются к условиям деятельности. И тогда наступает этап восполнения недочетов или, наоборот, они проявляются более выражено. Результаты психологических исследований свидетельствуют, что у французов, например, быстро снижается энергичный настрой в деятельности, падает активность, теряется уверенность в своих силах, особенно, если их действия не приносят желаемого успеха. У англичан же, как правило, все происходит по-другому. Они, привыкнув к условиям труда, действуют хладнокровно, настойчиво, уверенно.
Стимуляция. Национально-психологические особенности, проявляясь в деятельности, обусловливают определенную динамику (а иногда и содержание) психологической активности представителей конкретных этнических общностей. В зависимости от присущих им воли, динамики и состояния эмоционально-чувственной сферы их психики в процессе деятельности могут возрастать или понижаться воодушевление и деловой настрой, активность предпринимаемых усилий и т.д. Стимуляция последних посредством традиционных, национально специфичных форм поощрения активности дополняет процессы адаптации и стабилизации, придает своеобразие деятельности.
Национально-психологические особенности личности или этнической группы в полной мере могут проявляться только в деятельности, которая представляет собой систему действий, совершаемых с помощью орудий труда и направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
Деятельность осуществляется под контролем сознания человека или групп людей, что позволяет учитывать внешние условия трудовой обстановки, в соответствии с ними изменять и планировать действия, оценивать их результаты. Существует, таким образом, единство между деятельностью и сознанием ее субъекта. Любая деятельность наполняется своим конкретным психологическим содержанием благодаря умственным, эмоциональным, волевым и мотивационным особенностям личности и группы, их знаниям, умениям и практическому опыту.
Национально-психологические особенности, будучи составной частью этого психологического содержания и в то же время формами выражения его национального своеобразия, оказывают влияние на деятельность, придавая ей специфические характеристики. Вместе с тем национально психологические особенности являются и элементом психологических предпосылок эффективности деятельности, к которым отечественные психологи относят особенности мотивации, познавательных, эмоциональных и волевых процессов (частные предпосылки) и положительные психические состояния, степень распределения активности сознания на цель, обстановку, свои орудия производства, свое поведение, динамизм и устойчивость психики (общие предпосылки). Эффективность коллективной деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений членов коллектива, социально-психологической атмосферы, в нем царящей.
Проявление и специфику функционирования национально-психологических особенностей можно рассматривать в качестве психологических предпосылок эффективной деятельности, к которым также относят: трудовую мотивацию, познавательные, эмоциональные и волевые процессы, положительные или негативные психические состояния, целеполагание, морально-психологическую обстановку, поведение, динамизм и устойчивость психики. На последние национально-психологические особенности также оказывают свое влияние. Эффективность групповой деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений представителей этнических групп.
При оценке эффективности деятельности принимаются во внимание не только психологические, но и морально-нравственные (моральный климат) и операциональные (характер применения форм и способов действия) предпосылки. Однако как в морально-нравственном климате, так и в формах, способах действий можно выделить психологическое содержание (психологический компонент). С другой стороны, морально-нравственные качества и психологический климат в совокупности и единстве своих проявлений составляют основу деловых и профессиональных возможностей людей в осуществлении определенной деятельности.
Изучение национально-психологических особенностей, своеобразия их проявления в трудовой активности представителей той или иной этнической общности дает, таким образом, основания для определенной оценки их деловых возможностей (с психологической точки зрения).
Будучи реальными психологическими явлениями и благодаря присущим им специфическим свойствам, национально-психологические особенности обычно влияют на эффективность деятельности на трех уровнях:
национального своеобразия организации труда, характера и вида выполняемой деятельности;
национальной специфики проявляемых в процессе труда профессиональных и творческих качеств людей;
национального своеобразия морально-нравственного климата.

Вопросы и задания для самоконтроля

В чем проявляется сущность психологии нации? Что такое системообразующая сторона психологии нации? Что такое динамическая сторона психологии нации? Перечислите свойства национально-психологических особенностей. Перечислите функции национальной психики.

Направления дальнейшего совершенствования знаний

Попытайтесь объяснить разницу между системообразующей и динамической сторонами психологии нации. Нарисуйте схему, отражающую структуру общественного сознания, и отметьте на ней место национальной психологии. Постарайтесь объяснить, благодаря чему так велика роль национальной психологии в жизни и деятельности людей. Выясните, почему раньше существовало столько путаницы в объяснении структуры психологии нации.

Глава шестая. МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На французов больше воздействуют идеи
Методов исследования национальной психики
Общении с представителями своей
Социальных групп при оценке национально психологических особенностей представителей конкретной нации
На место исходного психологического явления ставится

сайт копирайтеров Евгений