Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В этой связи интересно отметить, что глагол «рассказывать» в немецком и французском языках (erzahlen, raconter) близок к глаголам, означающим перечисление. А в китайском языке слово «перечислять», кроме того, означает — гадать.

Значит, человек всегда знал, что пересказ мифа или архетипической сказки подобен счету, поскольку подразумевает определенный ритм событий. Тот, кто прослушал мои лекции о сказках, знает, как полезно пересчитывать персонажей сказки, поскольку таким образом можно составить математическую схему событий.

Объясню это на примере русской сказки «Царь-Девица». У царя есть три сына, двое сыновей нормальные люди, а третий — дурачок, который сидит, почесываясь, у печи; никто его всерьез не принимает. Ситуация типична—отсутствует женский архетип, женский элемент. Налицо религиозная идея, описывающая мужские аспекты, но не отражающая сопутствующий им женский аспект. Поэтому легко догадаться, что в сказке пойдет речь о поиске женщины.

Три сына отправляются в поднебесное царство, чтобы узнать, откуда отец привез их мать, которая уже умерла. Как обычно, два сына выбирают неверный путь и не добиваются успеха. Третий сын попадает к трем ведьмам, которые все носят имя баба Яга, традиционное имя ведьмы из русской сказки, своего рода фигуры пожирающей Великой Матери. Ведьмы оказываются сестрами, отражая таким образом три грани одной вещи. У них есть племянница — Марья-Краса, Золотая Коса. Об остальном можно догадаться: сын приходит к ведьмам, те посылают его к Марье, и после долгих странствий он женится на Марье. Затем молодожены отправляются в другое царство, и у Марьи рождаются близнецы.

Математическая основа приведенной сказки такова: в коллективном сознании присутствует мужская четверка, а в коллективном бессознательном присутствует четверка женская. Динамика рассказа захватывает трех мужчин и одну женщину; сообщество по-прежнему преимущественно мужское, но уже появляется одна женщина. Близнецы — еще дети, что намекает на обновление; у четверки теперь есть будущее, связанное с присутствием женского начала. Первые два царских сына осуждены на смерть. Остается старая четверка, состоящая из царя и трех ведьм, и новая четверка, состоящая из Ивана (третий сын), Марьи и двух ее детей. Им принадлежит будущее, и сквозь них течет поток психической энергии .

Во всех архетипических сказках наблюдается определенная временная и числовая последовательность. Часто она заключается в игре четверок, однако встречаются также тройки, четверки; перед нами чисто математическая конструкция. Например, я не обнаружила ни одной сказки, в которой вслед за вступлением — «жил-был король и было у него три сына» — не заходила бы речь о женщине. Поэтому, даже не зная, о чем пойдет рассказ, можно предсказать, что события будут развиваться по указанному пути. Можно предсказать временную последовательность и до некоторой степени даже то, каким образом будет проходить игра архетипов. Поскольку люди изначально знали об этом, во многих языках встречается параллель между глаголом «рассказывать» и «считать». Ниже я рассмотрю вопрос энергии и времени.

Истории — это энергетический процесс: четверка зашла в тупик и вот набегает поток энергии; третий сын отправляется на поиски, что приводит к желаемому результату, к появлению новой четверки. На этом история обрывается. Но точка—это не конец; сказка похожа на вечную мелодию, на музыкальное попурри, когда одна мелодия переходит в другую. В «Царь-Девице» я бы выделила молодость двух героев и присутствие только одной женщины вместо двух; это не вполне сбалансированный результат, однако ситуация выглядит лучше по сравнению с изначальной.

На Востоке рассказчик сидит на базарной площади и рассказывает сказки целый день. Люди послушают, заплатят и уйдут, а рассказчик продолжает. К вечеру плат а за рассказ возрастает. Восточный рассказчик всегда начинает повествование с тревожной ноты. Европейские сказки значительно короче восточных. Три или четыре европейские сказки равны по объему одной восточной; такие сказки развиваются почти бесконечно; в них так сильно проявляется чувственный аспект архетипических связей, что сказители на ходу подбирают продолжение, которым обычно оказывается близкая по духу сказка; это похоже на импровизацию на тему одной мелодии .

Поэтому можно утверждать, что рассказывать значит двигаться во времени, соблюдая определенный ритм. Нельзя начинать рассказ наобум; например, к упомянутой истории не подходит сказка о Белоснежке или о Красной Шапочке, но зато подходит сказка о королеве, у которой родились близнецы, о колдунье, которая клевещет на нее и сообщает ее мужу, воюющему далеко от дома, что она родила собаку и т. п. Можно продолжать рассказ только в определенной последовательности, и это обстоятельство свидетельствует о тайной последовательности архетипов. Их нельзя соединять между собой произвольно, а только в определенном ритме. Архетипическая сказка, подобно сновидению, воспроизводит поток психической энергии.

Известно, что Юнг, который ввел концепцию психической энергии, рассматривал сновидения как поток событий, последовательность образов, визуально представляющих поток энергии. Поэтому важную роль в анализе сновидений играют лизис или катастрофа, которыми они обычно завершаются, ибо это указывает на направление потока энергии. В процессе анализа, слушая описание сновидения, я всегда думаю, «а что потом?» Я сохраняю в памяти финал сновидения. Иногда я уточняю, действительно ли это последнее предложение. Получив утвердительный ответ, я понимаю, что именно до этой точки дошел поток психической энергии, и узнаю, в каком направлении он движется. Важную роль в описании сновидения играет вступление, ибо оно показывает расположение рассказчика в мире путаницы и беспорядка. Завершающее предложение показывает направление, избранное потоком энергии.

Таким образом, мы рассматриваем сновидения как визуальное отражение потока энергии бессознательного. Это справедливо и для мифологических сновидений, сказок и мифов. Поэтому в заключение предыдущей лекции я говорила о проблеме соотношения физической и психической энергии и отмечала, что, измеряя физическую энергию, мы не научились измерять энергию психическую, за исключением чувственного осознания ее интенсивности. Предыдущую лекцию я закончила, говоря об этом чувственном осознании, которым обладает человек. Так что, даже если некто другой и может говорить о чем-то вполне спокойно, он, тем не менее, чувствует присутствие огромного количества энергии за всем тем, о чем говорится; это и есть та самая чувствующая функция, которая дает нам эту ориентацию.

Меня спрашивали, по какой причине я называю психическую энергию качественным явлением, а физическую энергию — явлением количественным. Обычно мы говорим о душе как о мире качества, ибо физическая энергия не проявляется в образах, и мы можем воспринимать её только количественно.

Однако, как отмечает Юнг в работе «О природе психического», психическая и физическая энергия, возможно, являются просто различными формами одного явления, поэтому качественная энергия имеет скрытый количественный аспект, и наоборот. Современные физики полагают, что скачок кванта, или переход электрона на внешнюю орбиту, изменяет структуру атома не только количественно, но и качественно, следовательно, невозможно провести четкую границу между количеством и качеством, это концепции, дополняющие друг друга. Одно и то же можно рассматривать как с количественной, так  и с качественной точек зрения. Виктор Вейскопф отмечает, что даже физическая энергия имеет качественный аспект, поскольку состоит из различных структур. Изменение количества приводит к изменению структуры и тем самым к изменению того, что мы называем качеством.

Итак, можно утверждать, что даже физическая энергия, которую мы обычно рассматриваем с количественной точки зрения, имеет скрытый качественный аспект; но верно и то, что психическая энергия, которую мы можем наблюдать главным образом в ее качественном проявлении — например, в виде образов и т. п.— имеет скрытый количественный аспект, большую или меньшую интенсивность.

Предрассудок европейцев заключается в том, что число может обозначать только количество; оно является для нас средством счета. Думая об одном, двух яблоках и т. п., мы полагаем, что это их количество. Однако, если число, согласно гипотезе Юнга, является архетипом, объединяющим мир психического и материального, то оно должно иметь отношение и к качеству. Откровением для меня явился тот факт, что в Китае число означает качество.

Прочитав работу Марселя Гране «Китайское мышление», вы узнаете, что для китайцев число представляет качественные структуры. Например, единица указывает на Вселенную и ее закономерности, скажем, Тао. Два указывает на зримую реальность музыки, чувств, физики и т. д. Это столь неожиданно, что поначалу, читая Гране, я испытывала значительные трудности, пока не дошла до рассказа, который одним махом прояснил для меня эту проблему. Одиннадцать генералов должны были принять решение — атаковать в сражении, или отступить. На совете выяснилось, что мнения их расходятся. После длительного обсуждения они решили голосовать. Трое были за наступление, а восемь — за отступление. Они решили наступать, ибо три — это число единогласия!

Дело в том, что в Китае число три олицетворяет единогласие, поэтому трое проголосовавших олицетворяли бессознательное единство, свидетельствовавшее о том, что восемь противников в действительности были за наступление. В результате атака увенчалась победой.

Эта идея кажется безумной, но при глубоком ее прочтении понимаешь, что такое качество числа. При голосовании важно не большинство, а правильный выбор числа. Допустим, что число 1 566000 выражает истинную волю населения Швейцарии. Проводится голосование по определенному вопросу. Побеждает группа, наиболее близкая к этому числу, независимо от большинства. Такова особенность мышления китайцев. Число для разума китайцев обладает определенными качествами.

В Книге Перемен, в гексаграмме 60, названной Ограничение (Chieh), говорится, что беспредельности в жизни и в природе не существует, она — зло. У природы есть свои пределы — у звезд свои пути, деревья не превышают определенной высоты; у всего в природе есть своя мера — так и жизни человека, имеющей смысл, присуща правильная мера. В гексаграмме 60 говорится, что «превосходный человек создает число и меру и исследует природу добродетели и правильного поведения». Здесь идея числа связана с добродетелью.

В конце предыдущей лекции я пыталась объяснить, что у поступка нет объективного измерения,— все зависит от меры и времени, от его правомерности. Для китайца добродетель — это совершение правильных поступков, в должной мере, в верный момент времени. Особенно часто приходится сталкиваться с этой идеей в рамках психоанализа. Если я сообщаю пациенту некую истину сегодня, я рискую его погубить, а если сообщу ее через три недели, то, возможно, помогу ему. Для любого поступка нужно выбрать правильный момент. Преждевременное действие и опоздание мешают исполнению задуманного. Мы не всегда учитываем это в достаточной степени. Мы слишком много размышляем абстрактно, оценивая положительно или отрицательно, но недостаточно размышляем о конкретных обстоятельствах, а ведь наши поступки в значительной степени зависят от времени.

Корень слова «ограничение» можно перевести с китайского как бамбуковая палка с узлами. Бамбуковая палка имеет узлы, ритм, ограничение, число, а отрезки бамбуковой палки символизируют добродетель, верность и этику. Императора часто изображали с бамбуковой палкой, ибо он гарантировал этическое согласие народа. Во многих китайских текстах утверждается, что если с императором что-то случилось, то числа империи и числа календаря распадаются. Задача императора состоит в том, чтобы восстановить правильный этический ритм, а значит спасти календарь, что имело для китайцев буквальное значение, ибо у них было много календарных реформ, которые восстанавливали этический порядок в империи.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Повторение является секретом вероятности чем чаще повторяется ситуация
человек чувст­вует
Защищающий собственность человека вероятности инфляции
Франц фон М. Прорицание и синхрония психология значимого случая психологии творчества 11 энергии

сайт копирайтеров Евгений