Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Существует, например, племя североамериканских индейцев Паскали, живущее по соседству с эскимосами Аляски. В племени, быстро вымирающем от голода, осталось всего 100—200 человек. основной продукт их питания—жир канадского оленя карибу. Образ их жизни отличается примитивностью. Согласно антропологическим представлениям, можно утверждать, что они ведут весьма своеобразную жизнь. Небольшие, обычно семейные, группы, (15—20 человек) кочуют по территории. Мужчины охотятся, а женщины занимаются собирательством (ягод и т. п.). Они не занимаются земледелием И относят себя к первобытным охотникам-собирателям. Один раз в год все племя встречается в определенном месте для продажи мехов и приобретения продовольствия. У них нет организованной религии и ритуалов. Религия представляет собой естественное инстинктивное явление, поэтому в организации духовной жизни представители Племени ориентируются на свои сновидения.

По их представлениям в сердце каждого человека живет Мистап'эо, великий человек, посылающий сновидения для того, чтобы Человек испытал в них что-то и, сопоставив, сделал свои выводы. Они утверждают также, что Мистап эо очень любит, когда человек наглядно изображает мотивы своих сновидений. Поэтому индейцы мотивы своих сновидений вырезают на дереве или на маленьких подносах, изготовленных из древесной коры; это служит для них духовной ориентацией. Иногда они обсуждают между собой увиденные сны. А если кто-нибудь из племени увидит особенно впечатляющий сон, ГО его превращают в песню, которую поет все племя. Такие песни совершенно примитивны. Приведем следующий пример.

Одному мужчине однажды приснился сон, что его жена спит С чужим человеком. Как и у эскимосов, у индейцев наскапи существует обычай (разновидность «права первой ночи») в первую брачную ночь предлагать гостю свою жену. По представлению примитивного человека, чужой человек всегда опасен и опасения подкрепляются тем, что часто чужеземцы приносят неизвестные индейцам болезни. Не так давно племя индейцев наскапи настигла тяжелая волна гриппа, который подхватил у европейцев один из представителей племени. Из-за отсутствия иммунитета против этой болезни половина племени, заразившись ею, вымерла. Та же участь постигла и многие эскимосские племена. Таким образом, индейцы, испытывая физиологическую и психологическую угрозу со стороны чужеземцев, пытаются отвести ее, предлагая им своих жен. При этом они руководствуются убеждением, что чужеземцы таким образом становятся членами их семьи, а значит благожелательными и безопасными.

Индеец, которому приснился вышеназванный сон, обдумав его, решил, что в этот день он должен подстрелить оленя. Этнолог Франк Шпек, поведавший эту историю, упустил, к сожалению тот факт, каким образом индеец пришел к такому заключению. Однако, учитывая примитивную психику индейца, можно составить следующую цепочку умозаключений. Нечто новое должно войти в его жизнь, что связано с образом его жены; это событие позитивное и безопасное, поэтому в тот день, в который ему приснился сон, должно произойти нечто подобное.

Учитывая то обстоятельство, что этот индеец почти умирал с голода, единственным положительным событием, которое могло произойти, была добыча оленя, означавшая неголодное существование в ближайшие две недели. Племя вынуждено бороться за свое выживание, поэтому оно ведет счет каждого убитого медведя или оленя. Совершенно логично, что индеец действительно убил оленя и сложил песню: «Моя жена спит с чужим, и я убью оленя». Эту магическую песню некоторое время повторяли остальные члены племени с целью обеспечить благоприятную ситуацию и возможность убить оленя. А первоначально это было психологическим событием индивида, сновидением индейца племени наскапи.

Возможно, это служило человеку ориентиром до применения оракула, который предполагал дальнейший прогресс и дает начало развитию науки. В этом случае возникает вопрос о принципе вероятности. Если человеку снится сон, что его жена спит с чужим, то не исключена вероятность, что человек подстрелит оленя! Это с точки зрения племени наскапи. При условии культурного развития племени, индейцы, например, могли изваять оленя и петь песню в надежде, что эти магические действия приведут к удачной охоте.

Люди с магическими воззрениями на окружающий мир не верят, что магия подобна абсолютному закону. Они считают, что совершают охотничий ритуал в надежде на успех, но несмотря на большую его вероятность, успех может и не сопутствовать им. Они объясняют это вмешательством злой силы, злого колдуна, применившего черную магию и нарушившего процесс. Или же винят себя в том, что, выполняя магический ритуал, не смогли войти в надлежащее психологическое состояние, поэтому он не сработал. Подобным образом они объясняют случай своей неудачи — как определенную вероятность, а не закон природы.

Допустим, что индейцы вырезали из дерева фигуру оленя и совершали над ней магический обряд, сопровождаемый пением. После этого им удалось бы подстрелить оленя. Тогда возникает вопрос: вероятно ли предвидеть успех или неудачу самого магического ритуала.

Здесь уместно говорить о концепции случайности. В определенной степени это вопрос удачи, так сказать, шанса, что для племенного человека означает вмешательство божества, действие колдуна или же действие собственных психических сил. Иногда удача изменяет ему, и перед ним встает проблема, как заранее определить степень вероятности удачи. Он может, например, бросить монету. Если это предскажет неудачу, то он считает, что он неправ или боги отказали ему в помощи и что если он даже совершит магический обряд перед охотой, то и это не поможет ему. Таков краткий путь, освобождающий индейца от выполнения рисунков или ритуальных танцев. Он уже знает, что судьба ему не благоприятствует, и он может сберечь силы и направить их на поиск иных путей, позволяющих обойти неудачу стороной. Это рассуждение индейца можно назвать первым смутным проблеском научного мышления. Вычисляется степень вероятности, используются некоторые математические и другие средства с целью сэкономить энергию и хоть отчасти разъяснить ситуацию неопределенности, которая характерна для жизни человека в условиях естественной природы. Возможно, такой подход — источник некоторых техник предсказания.

Обратимся к вопросу различия числового предсказания и других способов прорицания. Существует бесчисленное количество способов, по моему мнению, катализирующих бессознательное знание, которым обладает человек. В таких случаях используются не числа, а хаотические рисунки. Среди европейцев широко используются для гаданий чаинки, кофейная гуща и многое другое.

Как уже говорилось, в Африке в большинстве случаев прогнозы составляются по рисунку куриных косточек, разбросанных по земле.

В Швейцарии в кантоне Ури есть деревня, в которой церковь и кладбище расположены на двух берегах небольшой речки. Во время похорон гроб несут в церковь по мосту, к которому ведет сухая глинистая тропинка. В сухую погоду на ней образуются трещины. Следуя за гробом, люди всматриваются в эти трещины и по их расположению определяют, кто умрет следующим.

Много лет назад мне довелось консультироваться у голландского хироманта Спира, автора известной книги по вопросам хиромантии. Он обладал невероятным количеством научных знаний, он изучил все линии, расположенные на ладонях человека. Но он не рассматривал их на руке, а посыпал руки сажей, затем делал отпечатки на листе бумаги и читал по этим отпечаткам. Это был потрясающий медиум. Я отказалась от предсказания своего будущего, но попросила его рассказать о моем прошлом. Он описал все в точности. Он даже увидел операцию, которую мне сделали двумя годами раньше. Это меня очень заинтересовало. Мы с ним пили кофе, я настоятельно выпытывала, как это у него получается. Он признался, что является медиумом, который обладает знанием о человеке, явившемся к нему. Он не располагает точными сведениями, но проецируя свое бессознательное знание на линии руки, он делает эту информацию доступной для себя и клиента. Линии руки являлись катализаторами, переводившими его бессознательное знание в сознание, то, что Юнг называет абсолютным знанием бессознательного и что, как мы знаем из сновидений, действительно существует.

Бессознательное знает: оно знает и прошлое и будущее, хранит сведения о других людях. Порой мы видим сны, из  которых узнаем нечто, происходящее с другим человеком. Большинство психоаналитиков знает, что провидческие и телепатические сновидения довольно часто посещают почти каждого человека. Знание бессознательного Юнг назвал абсолютным знанием. Медиум — человек, обладающий даром воспринимать абсолютное знание бессознательного. Обычно это объясняется относительно низким уровнем сознания, некоторыми странностями и нравственной ущербностью, а порой преступными наклонностями, пьянством и т. п. Медиуму, как правило, угрожают опасности, обусловленные упомянутыми факторами.

В основе почти всех нечисловых методов прорицания лежит распознавание хаотических рисунков того или иного рода, фактически сходное с тестом Роршаха. Начинается со взгляда на рисунок, затем представляется нечто фантастическое. Хаотичность рисунка смущает Сознание. Каждый из нас мог бы быть медиумом и обладать абсолютным знанием, если бы яркий свет нашего сознания, нашего эго не приглушал его. Поэтому-то медиуму требуется некоторое снижение ментального уровня и переход в транс, в сходное со сном состояние, позволяющее «вытащить» знание медиума на поверхность. Я замечала, что В состоянии крайней физической усталости я внезапно приобретаю абсолютное знание. В таком состоянии я значительно ближе к нему. Однако выспавшись, я утрачиваю эту удивительную способность. Это объясняется тем, что абсолютное знание подобно горящей свечи, и если горит электрический свет сознания эго, то пламя свечи становится незаметным. Глядя на хаотический рисунок, человек бывает сбит с толку, не может в нем разобраться. При взгляде на карту Роршаха, на совокупность точек, у человека рождаются бессознательные фантазии И возникает, например, образ слона или что-нибудь подобное.

Таким образом, определенная информация может быть добыта из бессознательного при рассмотрении определенного рисунка. При этом прорицатель, колдун, обладает даром медиума. Для прорицания он может использовать чаинки, кофейную гущу или кристалл, в световых бликах которого наблюдается хаотический рисунок и некоторая упорядоченность.

Первобытные люди с этой целью часто смотрели в сосуд с водой или, как люди из вышеупомянутого кантона Ури, рассматривали трещины на глиняной тропинке или же беспорядочные рисунки. Это действие стирает сознательные мысли, и на поверхность всплывает из бессознательного интуиция. Именно это и происходило с вышеупомянутым хиромантом. Его признание объяснило мне, почему столь часто в технике прорицания используются хаотические рисунки для получения информации. По-моему мнению, этот примитивный способ вновь был открыт в тесте Роршаха.

Во время психотерапевтического сеанса, например, очень важно побудить анализанда рисовать абстрактные рисунки — сначала нанести несколько точек (по тексту Роршаха), а затем найти сходство с конкретным образом, например, со слоном. Как правило, если спросить анализанда, каким образом он нарисовал картинку, то он объяснит, что начал, скажем, с точки, похожей на кролика, затем дорисовал хвостик, а потом всю картинку, используя свою бессознательную фантазию. Это один из источников прорицания; другой — стимуляция сновидений в дневное время. Не дожидаясь ночных сновидений, можно стимулировать сон в дневное время, подолгу вглядываясь в точку или хаотичный рисунок. Возможно, мы постоянно видим сны, не только ночью, но и днем. Просто из-за яркости сознательного образа жизни мы этого «не замечаем»

Вышеизложенное подтверждается следующим фактом. При наблюдении ошибок в речи или мыслях человека, можно заметить, что они, как правило, связаны с его сновидениями, увиденными накануне или по происшествии времени. Так, человек хочет сказать «м-р Миллер», а произносит «м-р Джонсон», удивляясь при этом своей оговорке. Но, как правило, либо накануне, либо на следующий день ему снится м-р Джонсон, уже присутствовавший в его сознании. Иногда случайно выскальзывает имя человека, о котором не вспоминалось лет тридцать, и после этого он появляется в сновидении. Возможно, он уже снился днем, но этого не осознаешь и замечаешь только благодаря простой оговорке.

Этот факт был замечен Фрейдом, который определил сходство речевых оговорок со сновидениями. Следует сказать, что в обоих случаях информация о чем-то, происходящем в бессознательном, весьма схожа. Следовательно, процесс сна продолжается и в дневное время. Взгляд на хаотический рисунок подобен минутному погружению в сон, получению информации о фантазиях и снах в бессознательном. Через абсолютное знание бессознательного человек получает информацию о внутренних и внешних ситуациях.

Но каким образом хиромант Спир получил информацию о моем прошлом, являющуюся собственностью моей памяти? О моем прошлом, которое только я помню и в которое только я могу проникнуть? Хиромант поведал мне также и о моем характере. Мне показалось, что мой собеседник относится к такому же психологическому типу, что и я. Позднее я провела исследование. Я общалась с хиромантами, астрологами, людьми, более или менее мне знакомыми, и обнаружила, что все они по-своему правы в своих письменных заключениях обо мне. Но если бы вам довелось их читать, то вы заметили бы,что они весьма различны, а при более внимательном рассмотрении обнаружили бы нечто характерное для каждого из них. Иными словами, информация фильтруется личностью медиума или прорицателя, составителя гороскопа или хироманта, теми, кто проникает в область психики другого человека, родственную их собственной. Все они говорят правду, но только частично.

Таков мой ответ. Я не располагаю достаточным количеством информации для создания теории, для определенных выводов, но мне представляется это верным, ибо то же самое происходит в повседневной жизни. Мы можем прикоснуться только к тем граням другой личности, которыми обладаем сами. Этим объясняется существование людей, которых аналитики не в силах анализировать. У аналитиков нет, образно выражаясь, их номера, они могут в большей или меньшей степени контактировать с ними, но понять их могут лишь до определенного предела. Чем выше уровень сознания, тем выше способность понять большее количество людей. Но невозможно понять всех. Чем больше мы осознаем свои внутренние возможности, тем выше вероятность нашего понимания других людей. В противном случае аналитики будут односторонними, способными анализировать людей только определенного типа, определенного типа неврозы или болезни. В этом случае аналитики будут являться профессионалами, но, к сожалению, только в определенной узкой области.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поэтому первоначальное представление об энергии в большей степени соответствовало идее
Пока человек
Настигает человека
Франц фон М. Прорицание и синхрония психология значимого случая психологии творчества

сайт копирайтеров Евгений