Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

^ Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры

силы: Пер. с нем. СПб., 1913. С. 19-20.
'" Geiger L Der Ursprung der Sprache. Stuttgart, 1869. Bd. 30. S. 282.

285

вался словами. Наконец, достоверно известно, что и климат не остается без
влияния на язык.

Так, например, в теплом климате обнаруживается распространение новых
слов, изобилующих открытыми гласными, тогда как в странах холодных
преобладает распространение глухих гласных. Также и расовые особенности
отражаются на характере языка в смысле произношения слов, а это само
по себе указывает на отношение расы к. происхождению языка.

Если мы проанализируем любое научное движение, то мы убедимся,
что и оно развивается путем дифференцировки и последующего
избирательного обобщения или синтеза. В этом случае первоначально, как
известно, набираются новые факты, и таким образом начинает диффе-
ренцироваться самый материал, который разрастается иногда до ко-
лоссальных размеров: но одновременно с этим идет и синтетическая
работа обобщения фактов путем подведения их под определенные теории.
То же и в литературе и в искусствах. Здесь первоначально дело идет о
новых произведениях, выделяющихся от прежних своими особенностями,
а вместе с тем из совокупности этих особенностей вырастает новое на-
правление, особая руководящая система.

Даже приобретение навыков и знаний подчиняется закону диффе-
ренцировки. Что делает человек, чтобы научиться играть на инструменте?
Он должен сначала изучить отдельные ноты, т. е. уметь дифференцировать
отдельные звуки, извлекая их у данного инструмента, а затем он их уже
обобщает, переходя к мелодиям. Что делает человек, учащийся грамоте?
Сначала он изучает азбуку, иначе говоря, дифференцирует грамоту, а затем
приучается к составлению отдельных букв, слогов и целых слов.

Тот же общий закон дифференциации может быть приложен, между
прочим, и по отношению к потребностям, ибо всякая потребность возникает
из опыта и, следовательно, развивается вслед за открытием или изобретением,
давшим материал для этой потребности ^"*. Так, потребность в наркотических
средствах, таких например, как табак, явилась следствием открытия этого
дурманящего средства и способа его употребления. Раньше этого существовала
вообще потребность в возбуждении нервной деятельности, которая могла
удовлетворяться другими средствами, например, алкогольными напитками,
но эта потребность до открытия табака не могла принять форму потребности
именно в табаке. Совершенно правильно также мнение, что потребность
закрывать известные части тела одеждой явилась не прежде одежды, а именно
вследствие ношения платья, необходимость в котором возникла вследствие
климатических влияний.

Если мы теперь посмотрим, как развиваются потребности в обществе,
то мы должны принять во внимание, что развитие всякой общественной
потребности также идет по пути дифференциации. Возьмем, например, пот-
ребность в возбуждающих средствах, сначала она представлялась мало опре-
деленной и более или менее общей социальной потребностью, возникшей
с усложнением цивилизации, которая не находила себе удовлетворения,
кроме быть может, поедания каких-либо возбуждающих растительных плодов,
но с незапамятных времен человек научился приготовлять вино из винограда,
и с этих пор потребность в возбуждающих веществах становится более
определенной в смысле потребности в вине. Со временем явились новые
изобретения в виде различных сортов вин и в виде приготовления вина из
хлеба, и та же потребность для многих сделалась потребностью в опреде-
ленном качестве вина или водки, и таким образом потребность, вначале
бывшая неопределенной, сделалась более определенной и дифференцирован-
ной, разделившись на ряд потребностей. С открытием действия опия, морфия,
кокаина и других наркотических средств та же потребность в возбуждающих
средствах дифференцируется еще более.

286

Итак, все вышеизложенное не оставляет сомнения в том, что всякое
общественное проявление развивается путем дифференцирования. Этот
принцип является столь же общим для общественных движений, как и для

Закон воспроизведения не составляет закона, относящегося к органическому
миру. Уже в законе ритма или периодичности мы встретились с тем, что
однажды бывшие процессы с течением времени воспроизводятся, хотя и в
несколько измененном виде. Нельзя не вспомнить при этом прекрасных
слов Экклезиаста. С другой стороны, везде и всюду в неорганическом мире
мы имеем возникновение одного, тела из другого со свойственными пос-
леднему отличительными признаками. Пример: планетный мир, имеющий
своего прародителя в солнце. Другой пример - образование кристаллов.

В мире органическом закон воспроизведения проявляется в осуществ-
лении потомства или в биологической наследственности, известной всем и
каждому. С другой стороны, основным свойством раздражительности кле-
точной ткани является тот факт, что после раз происшедшей реакции при
вторичном раздражении подобного же рода реакция осуществляется с гораздо
большей легкостью. Она часто воспроизводится уже при незначительном
внешнем толчке или поводе.

Что касается соотносительной деятельности в форме высших или соче-
тательных рефлексов, то репродуктивные процессы относятся к самым основ-
ным их проявлениям, характеризуясь воспроизведением соответствующих
реакций как двигательных, так и сердечно-сосудистых и секреторных, на
чем здесь нет надобности останавливаться подробно.

Перейдем теперь к оценке закона воспроизведения в надорганическом
мире и будем кратки ввиду ясности самой темы.

Целый ряд данных говорит безусловно в пользу того, что в жизни
обществ огромную роль играет фактор наследственности, но не биологической
или индивидуальной, а так называемой духовной. Под этим названием мы
понимаем то, что унаследывается обществом путем воспитания и преемст-
венности от предков, что переходит к той или иной общественной организации
из прошлого и переходит в виде как бы готовых сложившихся форм обще-
ственной жизни. Сюда относятся прежде всего все богатства сложившейся
в прошлом <духовной> стороны коллектива "*, передающейся потомству от
прошлых поколений, как язык, обычаи, предания, общие понятия и пр., а
также все, что известно под названием установившихся традиций и вообще
уклада общественной жизни.

Когда и при каких условиях сложился обычай, часто никто сказать не
может, даже смысл его нередко утрачивается, и тем не менее обычай покоряет
людей и сохраняет свою силу несмотря даже на полное изменение условий,
под влиянием которых он возник. Примером может служить сожжение
костров в Иванов день, перешедшее к ним от времен язычества, гадания на
святках, рождественские ёлки и т. п.

Не менее стойки традиции в интеллигентном обществе, которые противо-
стоят всяким влияниям моды. Таково ношение столь своеобразной одежды,
как фрак и цилиндр в официальных случаях, и все так называемые светские
обычаи, которые непререкаемо господствуют в интеллигентном обществе
несмотря на всеми сознаваемую их нелепость.

Необходимо далее иметь в виду, что на <духовном> складе общественных
организаций отражаются и все продукты творческой деятельности отдельных
лиц, которые становятся общественным достоянием. Сюда относятся такие
результаты человеческого творчества, как наука, литература и искусства.

287

Вне сомнения, все эти продукты творческой деятельности отдельных лиц,
как мы уже говорили, до известной степени являются отражением общест-
венных настроений и взглядов и в этом отношении они являются как бы
показателем творческой деятельности народов. Но в то же время наука,
литература и искусства являются таким фактором, существование которого
и передача в потомство не могут не отражаться на общественной жизни
народов, как в каждой общественной группе не остаются без влияния на ее
деятельность результаты прошлой умственной работы той же общественной
группы.

Необходимо далее иметь в виду, что на деятельности общества отражается
все духовное имущество, состоящее в приобретениях, которые делает чело-
вечество с каждым шагом своего поступательного движения в области
индустрии, и которые имеют прямое отношение в общественной жизни, как
например, усовершенствование способов сношения людей через пространство,
усовершенствование способов передвижения и пр.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Коллективное сосредоточение отличается теми же свойствами
Ходить из одного лагерного блока в другойgt
Также в отношении патосоциальных явлений

Социологию

сайт копирайтеров Евгений