Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Доктор Бом постулирует явный (explicate), или развернутый порядок (он использует оба слова), который образует четырехмерный континуум, известный пост-эйнштейновской науке. Этот порядок, который мы обычно называем видимым миром, он называет явным или развернутым, так как он размещается в пространстве-времени - каждая его часть имеет место, то есть определенное положение в пространстве и во времени.

Этот явный порядок грубо соответствует аппаратному обеспечению компьютера или нашему головному мозгу. (Нейролог доктор Карл Прибрэм с помощью модели Бома даже объясняет некоторые загадки функционирования головного мозга.)

Далее доктор Бом постулирует подразумеваемый (implicate), или свернутый порядок (он использует оба слова), который и "проницает", и трансцендирует четырехмерную явную вселенную Эйнштейна. Этот порядок он называет подразумеваемым илисвернутым, так как он не размещается в пространстве-времени - ни одна его часть не имеет положения. Его невозможно обнаружить только в данной точке пространства - он в любом месте и везде; его нельзя локализовать только в данной точке времени - он в любом времени и всегда. (Только явные результаты этого порядка обладают локальностью. Он сам остается нелокальным.)

Этот подразумеваемый порядок соответствует программному обеспечению наших компьютеров - и нашего головного мозга, согласно доктору Прибрэму.

На явно-развернутом уровне все обладает локальностью и кажется случайным (пока не изучены мельчайшие, квантовые части); на подразумеваемо-свернутом уровне все обладает нелокальностью и кажется неслучайным.

Нам удалось наблюдать нелокальность только в форме ее результатов, то есть нелокальных корреляций на явно-развернутом (пространственно-временном) уровне - с тех пор, как Белл положил начало ее поискам, - так как этот развернутый уровень выступает продолжением в пространстве-времени всегда нелокального и не-пространственно-временного подразумеваемого порядка. Другими словами, некий субквантовый мир, напоминающий "глубокую реальность", отвергнутую Нильсом Бором, существует, но мы не можем наблюдать или ощущать его; в то же время мы не можем называть его "призраком" или "бессмысленной концепцией", так как наблюдаем его эффекты в виде нелокальных корреляций, которые по-другому совершенно необъяснимы.

Тем не менее этот подразумеваемый порядок в качестве научной модели не соответствует в точности классической "глубокой реальности" в аристотелевском смысле, так как является лишь одной моделью среди многих. Бом, отец этой модели, не утверждает, что она является "единственно верной", или "конечной", или чем-то еще в этом же роде.

Если сравнения с компьютером и головным мозгом недостаточно прояснили для читателя понятие "подразумеваемого порядка", предлагаю иную модель: исполнение Девятой симфонии Бетховена обладает всеми характеристиками аппаратного обеспечения или явного порядка. Вы можете довольноточно локализовать его в пространстве-времени - скажем, девять часов вечера в Старой Опере - и, если эти пространственно-временные координаты будут перепутаны, вы пропустите это событие.

Но "Девятая симфония" Бетховена также имеет подразумеваемое, свернутое существование - как программное обеспечение, которое не соответствует подразумеваемому порядку доктора Бома в точности, но приближается к нему. Если бы на каждой нотной записи симфонии можно было проставить дату и местоположение - "Этот экземпляр найден в летнем доме Ленни Бернстайна в субботу 23 ноября" и т.п., - некоторые аспекты "Девятой" все равно остались бы нелокальными, так как мы не могли бы назвать точное число голов, в которых она содержится целиком или частично.

В фантастической повести Рэя Брэдбери "451 по Фаренгейту" тоталитарный режим сжигает все книги, но этим уничтожается только их локальное "аппаратное обеспечение". Группа подпольщиков заучила наизусть все классические произведения и постоянно делится своими знаниями с другими людьми, которые, в свою очередь, передают их кому-то еще и т.д. Таким образом эти книги становятся частично нелокальными и недоступными "пожарникам". (Многие из нас подобным образом сохранили в памяти комедийные номера Джорджа Карлина - не из параноидального страха, что наше общество ожидает подобный тоталитарный режим, а просто потому, что мы очень часто просматривали его видеозаписи.)

Эти музыкально-сценические аналогии призваны помочь читателю разобраться с нелокальностью. Но истинная бомовская нелокальность продолжалась бы, даже если бы все мы перестали существовать.

В качестве приближения к мыслимой модели нелокальности можно принять телевидение. Как часто скорбно замечают циники, телевизионные шоу пятидесятых годов до сих пор путешествуют в пространстве-времени ("эфире"), и обитатели солнечных систем, удаленных от нас на сорок с лишним световых лет, систем, которые нам даже не видны, могут начать принимать на свои телевизионные антенны шоу Эда Салливэна, Милтона Берли и новости эпохи Маккарти. Вот будет смешно, если они попытаются понять нас на основе этих сигналов!

Таким образом, Милтон Берли приобрел нечто вроде нелокальности.

Другая аналогия, не относящаяся к локальности или нелокальности, по меньшей мере помогает прояснить понятия "подразумеваемого" и "явного". Я звоню вам по телефону. Слова возникают из моих губ в качестве явных или развернутых звуковых волн. Микрофон в моем телефоне преобразовывает их в подразумеваемые или свернутые волны - электрические заряды. Динамик в вашем телефоне принимает эти заряды и "разворачивает" их так, чтобы они снова стали явными звуковыми волнами и вы могли "меня" слышать.

Еще аналогия. Один из моих друзей в Нью-Йорке посылает мне какую-то информацию на магнитном диске. Я вставляю это свернутое сообщение в свой компьютер, и оно, уже в развернутом виде, появляется на мониторе, оказываясь новой компьютерной игрой.

Следствия этой модели "подразумеваемое - явное" - еще более странные, чем могло бы показаться на первый взгляд. Так же, например, как Относительность Эйнштейна упразднила дихотомию "пространства" и "времени", а современная психосоматическая медицина избавляется от разделения "души" и "тела", модель Бома подрывает традиционный дуализм "сознания" и "материи".

В нелокальном свернутом порядке информация не может обладать локальностью, но "проницает" и (или) "трансцендирует" все локальности. Выражение "информация, не обладающая локальностью" во многом напоминает индуистское понятие Брахмана, китайскую концепцию Дао, "Большой Ум" Олдоса Хаксли и "Сознание Будды" буддизма махаяны. Любая из этих концепций должна подразумевать информацию без локальности (если признать, что они вообще хоть что-то подразумевают).

"Сознание Будды - это не "Бог"", - постоянно объясняют буддисты, а западные люди лишь моргают в ответ, не в состоянии понять религию без "Бога". Но Брахман в индуизме также не имеет ни личности, ни локальности, ни характера (илирода) западных "богов" и, подобно "Сознанию Будды", является неким нелокальным подразумеваемым порядком, информацией без локальности, если это вообще что-то значит.

Бом, в отличие от других, избежал рассмотрения параллелей между своими математическими решениями и древним восточным мистицизмом. Доктор Капра в книге "Дао физики" принимает бомовскую нелокальную модель квантовой теории в качестве "истинной" (не обращая внимания на физиков, предпочитающих модель ЭУГ или копенгагенизм) и совершенно правильно указывает, что (если принять эту модель в качестве "единственно верной квантовой модели") квантовая теория утверждает то же, что всегда утверждал даосизм.

Действительно, известный парадокс Лао-цзы "Величайшее находится в мельчайшем" начинает приобретать смысл для западного человека только после того, как он поймет значение понятия "нелокальная информация" в современной физике.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Уилсон Р.А. Квантовая психология 1 некомпетентности
Будь прокляты ваши глаза
В 1983 году казинс перенес инфаркт миокарда
Знал о махинациях с оружием
Множественные вселенные глава двадцатая четвертая история

сайт копирайтеров Евгений