Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Неудивительно, что в конце прошлого - начале нынешнего века история и психология стали для методологов примерами двух линий в изучении человека. Тогда завершалось разделение знания на естественнонаучное, социальное и гуманитарное. Социальные науки возникли в Новое время от приложения методов естествознания к познанию общества. Предыстория гуманитарных занятий более сложна. Она включает artes liberates (свободные искусства) античности и средневековья, гуманизм Ренессанса, библейскую герменевтику. Опорой и приложением гуманитарной учености в Новое время служило классическое образование: языково-литературный цикл гимназии и университета.

Общим знаменателем дискуссии конца XIX-начала XX вв., отзвуки которой слышны до сих пор, была судьба «спекулятивного» знания в семье позитивных (основанных на фактах) наук. Психология, формально относясь к «спекулятивной» линии, тяготела к естествознанию (экспериментальная, она же «физиологическая», психология В. Вундта) и к обществоведению (социальная психология). Это делало ее белой вороной среди Geisteswissenschaften (наук о духе), троянским конем естествознания. Этой науке «о душе без души» противопоставлялась история, где от навыков традиционного чтения и комментирования текстов совсем отказаться невозможно. «...Во второй половине XIX столетия была вновь совершенно оттеснена на задний план та великая историческая тенденция, которая проявилась в философии немецкого идеализма. Только историческое исследование усвоило наследие этого идеализма и проявило могучий размах», - писал один из наиболее авторитетных участников дискуссии, Г. Риккерт [1911, с. 8].

Риккерт предлагал разделить науки не по объекту, а по методу. Метод гуманитарных наук - идиографический (индивидуализирующий). В сущности, описания историка принадлежат не столько науке, сколько искусству. Естествознание же пользуется генерализующим методом и любую индивидуальность подводит под общую закономерность. «Психика» есть понятие естественнонаучной, гене-рализующей психологии, гуманитарным наукам следует отказаться от него в пользу «духа» как обозначения ценностной сути культуры. Между учением о психике как совокупности причинно-следственных закономерностей и историческими науками о ценностях культуры так мало общего, что пограничная между ними дисциплина едва ли возможна. Хотя у историков прошлого была особая ин-дивидуализирующая психология (можно назвать ее хотя бы исторической психологией), но, в сущности, эта психология есть понимание историком своих персонажей, а не изучение психики. Никто не порекомендует поэту заняться экспериментальной психологией, чтобы усовершенствоваться в поэтическом искусстве. Историки могут окрыляться перспективами союза с психологией, но это до тех пор, пока они не приступили к делу. Пока окутывающий их еще психологический туман окрыляет фантазию перспективой различных возможностей» [Риккерт, 1911, с. 96].

В советской философской литературе методологическая дискуссия начала века представлялась сражением идеализма и материализма. Впрочем, и тогда было легко понять, что ее значение выходит за пределы разногласий двух идеологических лагерей. Риккерт, его единомышленники и оппоненты формулировали очень важные для наших дней темы: о границах науки, о соотношении искусства и науки, науки и морали, о ценностном постижении мира, о месте образа в познании, о совместимости художественной индивидуализации с исследованием естественнонаучного типа. Разумеется, указанные эписте-мологические проблемы появились много ранее конца XIX в. Однако к началу текущего столетия можно было подвести итоги развития познания в Новое время, в частности, сопоставить два представления о науке, принятые в европейской цивилизации.

НАУКА-ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА-ИССЛЕДОВАНИЕ. Первое представление можно назвать гуманистическим, а второе - сциентистским. В гуманистической трактовке наука есть воспитание человека культуры, в сциен-тистской - исследование, накопление фактов.

Своим названием гуманитарные занятия обязаны латинскому «humanitas» (человечность, образованность), которым в 1 в. до н.э. римский оратор Цицерон перевел греческое слово «пайдейя» (воспитание). Humanitas означает одновременно и ученое занятие, и культивирование человечности. Гуманизм есть распространение идеального для письменной цивилизации образа человека и поведения через изучение классических текстов этой цивилизации. Гуманизм объединяет моральное отношение к людям (греч. филантропия, т. е. человеколюбие) и собственно гуманитарную ученость, эрудицию.

Доктрина исследовательской, доказательной науки была разработана Аристотелем. Но даже для этого неутомимого логика и эмпирика древности самосозерцание имеет высшую ценность и венчает путь познания. В представлении доиндустриальной эпохи ученость должна быть

подчинена этической сверхзадаче: гражданскому воспитанию, освобождению от страстей, спасению души. Научная пытливость обращена прежде всего на человека, слово «образование» имеет два значения: воспитание и складывание личности через самопознание. Наука совершенствует личность и обосновывает правильное, культу-росообразное отношение к миру. Практическое же использование знаний для получения материальных благ подобает не науке, а ремеслу; экспериментирование с природными силами и вовсе подозрительно: этим занимается магия.

«...Научное анатомирование природы, служащее земному комфорту, в силу концепции призрачности земных благ видится чем-то суетным и несущественным, а то же анатомирование ради познавательного прогресса - чем-то сомнительным или даже нечестивым из-за трансцендентного божественного, сверхразумного происхождения всех природных явлений. И уже совсем кощунственным представляется активное преобразование человеком природы, которое означало бы злонамеренное вмешательство в установленный богом порядок, означало бы богоборчество. Может быть, поэтому трансмутационные изыскания средневековых алхимиков во всеобщем мнении были делом подозрительным, граничащим с колдовством и происходящим не без участия демонических сил. В двух словах это отношение к природе может быть выражено так: природа есть божественное творение; ее созерцание полезно, если его целью является не наслаждение ею самой, а наслаждение ее творцом; ее познание либо вообще недоступно для человека, либо достпгается через божественное откровение, ее преобразование - дело противозаконное, а поэтому наказуемое» [Майоров, 1979, с. 194-195).

В силу указанных причин доиндустриальное общество отождествляет ученость с начитанностью, вкусом, красноречием, искусностью в письме и толковании сложных текстов. Цель науки - самопознание и понимание человеком своей доли в мире; специальной науке, науке-исследованию здесь оставлено мало места. Книжная образованность до Нового времени гуманитарна или, точнее, предгуманитарна (гуманитарные специальности появились в Новое время вместе с дифференциацией научных занятий). Признаки науки-образования отчетливо проявились до того, как началось их свертывание под мощным воздействием естествознания.

По контрасту со знанием индустриальной эпохи, в доиндустриальную не все признаки научности лежат в пределах содержания, а самые важные - эстетическая форма и моральная мотивация научного произведения - отделены от информации, заключенной в нем. Приметы образовывающей науки сведены к ее носителю-тексту.

По преемственности с наукой-образованием текст сохраняет центральное место в современных гуманитарных дисциплинах: «Гуманитарные науки - науки о человеке и его специфике, а не о безгласной вещи, ее естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки...» [Бахтин, 1986^, с. 477-478]. Текст - не просто объект изучения, но опора всей гуманитарной атрибутики: диалогизма, эмоциональной и ценностной включенности, искренности, рефлективности ученого. Гуманитарные занятия несут свою часть функций (исследовательских, комментаторских, критических, редакционных) в создании корпуса классических текстов, без которых не может возникнуть личность определенной культуры. Ядром нормативной (ориентирующей в ценностях) словесности является литература. Ее продолжают гуманизм, гуманитарность, человековедение. Так можно обозначить фазы перехода от книжной культуры к исследованиям культуры и ее носителей в XX в.

Линия науки-образования продолжается под именем свободных искусств (средние века)'", моральных наук (XVIII в.), наук о духе (с 1870-х гг., преимущественно в германоязычных странах), гуманитарных наук (XX в.). До XIX в. история и психология в числе университетских дисциплин не значатся. Что касается души, то о ней учила религия; знания же о прошлом не могли выделиться в самостоятельный предмет познания, так как традиционное общество живет прошлым, слишком пронизано им, чтобы противопоставить его настоящему.

«Наставницу жизни» чтут в кружках эрудитов, свидетельства прошлого собирают политики, хронисты, любители старины, придворные историографы, но для философа и ученого это занятие не первого разряда. Аристотель упоминает историческое повествование как вид искусства, уступающий по силе обобщения поэзии". Ф. Бэкон в «Великом восстановлении наук» (начало XVII в.) отводит истории важное место, но в духе Аристотеля подчеркивает некоторую воспитательную ущербность неприкрашенного изложения фактов по сравнению с вымыслом и необходимость дополнения гражданской истории поэзией".

ИСТОРИЯ КАК НАУКА-ВОСПИТАНИЕ. Стремительная историзация европейского ума на рубеже XVIII и XIX вв. обеспечила наконец изучение прошлого академическим статусом и организацией науки: кафедрами, факультетами, обществами, дипломами. Философия истории учит видеть в событиях минувшего свидетельства жизни «народного духа», необходимые науке и драгоценные для национального самосознания. Синтез идеалистической философии, религиозной и гражданской назидательности, художественного стиля и весьма широкой и тщательной разработки источников (фольклорных, архивных, литературных) осуществил романтизм, бывший ведущим направлением европейской историографии в первой половине XIX в.

Для романтиков история - захватывающее и поучительное зрелище божественной и человеческой свободы,

65

которое изображается с опорой на массу источников и на метод понимания текстов. Последний именуется по-гречески: герменевтика (разъяснение, истолкование). Так в античности называлось искусство толкования древних поэтов (преимущественно Гомера), а в средние века - Библии.

Основоположником герменевтики Нового времени считается немецкий теолог, филолог и философ В. Шлейермахер (1768-1834). Реформируя толковательные приемы средневековых богословов применительно к нуждам романтической историографии, он утверждает психологические, моральные и выразительные основания научного метода. «...Интерпретатор вправе рассматривать тексты независимо от их притязания на истину как чисто выразительные феномены. Даже история представляется Шлейермахеру всего лишь зрелищем свободного творчества, правда, зрелищем божественной продуктивности, а исторический подход он понимает как созерцание этого великого зрелища и наслаждение им» [Гадамер, 1988, с. 44].

В трудах крупнейших немецких историков XIX в. Л. фон Ранке (1975-1886) и И.Г. Дройзена (1808-1884) история предельно приближена к образовательному идеалу науки. Постижение прошлого мыслится как самопознание и развитие личности в концентрации всех ее психологических и культурных ресурсов". Наука о прошлом утверждает свою нормативность, свой приоритет в подготовке интеллектуальной элиты благодаря отчетливости поставленной ею философско-образовательной задачи и широте охвата источников, в которых проявляется дух европейской цивилизации.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Речь - всеохватывающая детерминанта социального бытия человека
Культур - пещерная живопись
Какое же место в формировании конкретного человеческого склада занимает трудовая деятельность в
Специфику средневекового характера видят прежде всего в эмоциональной сфере
Личности двух-трех поколений русской интеллектуальной элиты сделал всякое исследование литературой

сайт копирайтеров Евгений