Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ряд существенных черт в этой теории помогает нам понять процессы приобщения к культуре. Во-первых, конфликты, характеризующие каждую стадию, не приводят к однозначному выбору решений типа или/или. Напротив, их следует рассматривать как вехи в том промежутке, в котором каждый человек характеризует себя. Различия между людьми можно понять как различия в степени, а не абсолютные различия в дихотомических решениях этих конфликтов.

Во-вторых, «успешные» решения на каждой стадии зависят отчасти от успешного разрешения конфликта на предыдущей стадии. С этой точки зрения приобщение к культуре можно считать рядом явлений, связанных вместе серией решений на протяжении всей жизни.

В-третьих, культуры отличаются в том, как они определяют «успешность» того или иного решения. Например, в то время как в американской культуре предпочтительным исходом второй стадии считается ощущение автономии, в других культурах предпочитают, чтобы дети были менее автономными и более зависимыми от других. С точки зрения теории Эриксона, важно не то, что она на каждой стадии дает предпочтительное решение, а то, что формируется конфликт, который люди должны решить. Разные культуры могут предоставить различные тенденции для решения этих конфликтов.

В-четвертых, ярлыки, которые Эриксон первоначально использовал для описания конфликтов, лежащих в основе каждой стадии, могут быть менее приемлемыми в разных культурах. «Стыд и сомнение» определенно имеют негативные коннотации в английском языке. Однако в качестве альтернативы «автономии» люди могут предпочитать решения в другой культуре, в которой это же решение может восприниматься совершенно иначе. Люди из коллективистских культур, которые не поощряют автономию личности и способствуют вырабатыванию ощущения зависимости от других, могут считать альтернативой автономии «зависимость» или «отношения поглощения». Интересно, что стыд часто используется в этих культурах как социальная санкция против слишком большой автономии.

Наконец, Эриксон четко указывает, что хотя продвижение по этим стадиям в чем-то обязательно, они не всегда будут фиксированными. Описанные им конфликты могут, в действительности, существовать на протяжении всей жизни, но имеют особую значимость в определенные периоды. Такое представление о социально-эмоциональном развитии придает теории Эриксона особенно полезную гибкость для понимания кросс-культурной социализации.

Теория Эриксона формирует структуру, которую можно использовать для того, чтобы понять социально-эмоциональный контекст развития и процесс приобщения к культуре. Такая теоретическая структура, выдвигающая на первый план эмоциональные конфликты, с которым должны справляться дети и взрослые, помогает нам осознать, что процессы социализации и приобщения к культуре наполнены эмоциональными конфликтами и имеют важное эмоциональное значение для развития.

ДРУГИЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ

Кросс-культурные исследования психологических процессов развития по-прежнему наиболее популярны и на то имеются веские причины. Когда мы хотим объяснить, как и почему культурные отличия возникают среди взрослых, то психологи и ученые обращаются к исследованию развития, чтобы объяснить причины и контекст онтогенеза культурных отличий.

Прошедшее десятилетие стало показателем возобновившегося интереса к кросс-культурным исследованиям, несомненно, по большей части из-за повышенного интереса к культуре во всех сферах психологии. Исследования охватили многие процессы, связанные с развитием, в том числе и целями и обязательствами, ориентированными на будущее, с процессами оценки, социальными ожиданиями, эмоциональными взаимоотношениями в подростковом возрасте, настойчивостью в выполнении задач, реакцией дошкольников на конфликт и дистресс, способность справиться с тестами и социальным взаимодействием. Несомненно, существуют и другие исследования на тему развития. В целом, такие исследования выдвигают на первый план сходства и различия в развитии в разных культурах и прокладывают путь для новых исследований в этих областях в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой половине этой главы мы рассмотрели, какой вклад в наши знания о процессе социализа- ции и приобщения к культуре вносят психология развития, образования, социология и антропология. Во второй половине главы мы увидели, как культура порождает сходство и различие в разных областях развития, в том числе когнитивной, в сфере нравственных суждений и социально-эмоционального развития.

Исследование развития, представленное в этой главе, дает исчерпывающее представление о том, каким образом проходит приобщение к культуре и как культура влияет на ряд процессов психологического развития. Все же предстоит еще много работы. Будущие исследования должны непосредственно рассмотреть характер процесса приобщения к культуре, изучить влияние многочисленных источников приобщения к культуре на развитие самой культуры. Вероятно, наше определение и понимание культуры различны на разных стадиях развития. Например, культура у маленького ребенка может быть представлена исключительно как схемы или паттерны подкрепленного действия ниже уровня идентичности и вербального осознания. В будущем следует изучить, как культура влияет в этих случаях и как практика развития, взаимосвязанная с привязанностью, воспитанием детей и тому подобным, воздействует на дефиниции в культуре.

ГЛОССАРИЙ

Авторитарные родители - стиль воспитания, когда родители ожидают беспрекословного подчинения и считают, что ребенка нужно контролировать.

Авторитетные родители - стиль воспитания, который считается строгим, справедливым и разумным. Такое воспитание способствует формированию психологически здоровых, компетентных и независимых детей, которые легко устанавливают отношения сотрудничества и непринужденно ведут себя в социальной ситуации.

Агенты социализации - люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека.

Аккомодация - процесс изменения понимания мира человеком, так чтобы приспособить представления, противоречащие существующим понятиям.

Аккультурация - процесс адаптации к культуре или приспособление к другой культуре, отличной от той, в которой воспитывался человек.

Амбивалентная привязанность - тип привязанности, при котором дети не уверены в своей реакции на мать и колеблются, то стремясь привлечь ее внимание, то отвергая его. В этом случае матери, как правило, неотзывчивы и недостаточно участливо относятся к ребенку.

Анимизм - представление о том, что все предметы являются одушевленными.

Ассимиляция - процесс приспособления новых идей к уже существующему пониманию мира.

Безразличные родители - стиль воспитания, когда родители слишком увлечены своей собственной жизнью, нечутки к детям и кажутся равнодушными к ним.

Замкнутый тип привязанности - тип привязанности, когда дети отталкивают своих матерей, которые кажутся им слишком стимулирующими и навязчивыми.

Когнитивное развитие - отрасль психологии, которая изучает, как навыки мышления развиваются со временем. Основная теория когнитивного развития - это теория Пиаже.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Интеграции в модели межкультурной сенситивности
Контекстуальных проявлений патологического поведения
Сходные со структурой личности у человека
Проводят исследования
Как именно протекает процесс усвоения языка

сайт копирайтеров Евгений