Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

(*7 Джемс Уильям (1842-1910) - американский философ и психолог, один из
основателей прагматизма. В психологии выступал как критик ассоцианизма,
развивая концепцию "потока сознания"; в противовес психологии своего времени
на первый план выдвинул принцип активности психической жизни, в которой
преобладают воля и практический интерес. Критерием истинности Джемс считал
полезность, выгодность, практическую успешность действий. Склоняясь в теории
познания к субъективному идеализму, Джемс в то же самое время выступает как
защитник религиозного миросозерцания, выдвигая в качестве аргумента в пользу
религии практическую полезность веры в бога. *)

(*8 Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ, представитель
прагматизма. Познание, с точки зрения Дьюи, есть инструмент, орудие
приспособления к окружающей среде. Научная теория, правило нравственности
или религиозный догмат верны, если они практически целесообразны, эффективно
служат человеку в данной конкретной ситуации. *)

(*9 Отто Рудольф (1869-1937) - немецкий протестантский теолог, автор ряда
работ по сравнительному религиоведению. Наибольшую известность получила
книга Отто "Священное" (1917), в которой феноменологически описываемый
религиозный опыт характеризовался как "нуминозный" (от лат. numen), то есть
как иррациональное чувство божественного могущества, в котором сливаются
восхищение, преклонение перед лицом таинственной и грозной силы,
вторгающейся извне в человеческую душу. Для Юнга, сочувственно цитирующего
Отто, нуминозным является опыт архетипов коллективного бессознательного, для
него божество имманентно человеческой психике. *)

(*10 Кальвин Жан (1509-1564) - французский богослов, деятель Реформации,
основатель кальвинизма - одного из важнейших направлений в протестантизме.
Центральное место в теологии Кальвина занимает тезис о предопределении -
судьба человека предопределена богом, никакие "добрые дела" не помогут тому,
кто "не избран" к спасению творцом. После грехопадения у человека нет
свободной воли и надеяться человек может только на благодать. *)

(*11 "Религии без бога - буддизм, даосизм или конфуцианство".
Древнекитайские философские учения - даосизм и конфуцианство, основанные
Лао-цзы и Конфуцием, не содержат какого-либо вероучения в христианском
смысле: конфуцианство представляет собой социально-этическое и правовое
учение, даосизм учит о "пути" (дао). В Древнем Китае конфуцианство
приобрело, однако, черты религиозного культа, а даосизм выступал и как
"тайное учение", сопоставимое с европейскими (например, с алхимией). Ранний
буддизм также представлял собою философское учение об освобождении, но в
Махаяна-буддизме сделался мировой религией. *)

(*12 "Изгнанный из рая, утерявший единство с природой, он становится
вечным странником (таким, как Одиссей, Эдип, Авраам, Фауст)". Все приводимые
Фроммом мифологические или литературные персонажи действительно странники.
Одиссей, царь Итаки в греческой мифологии, после взятия Трои отправляется
домой - начинаются его десятилетние странствия, исполненные опасностей и
приключений. Им посвящены 5-12 книги "Одиссеи" Гомера. Эдип, в греческой
мифологии сын царя Лая и Иокасты, которому было предопределено судьбой
убийство собственного отца и женитьба на матери. Узнав через много лет о
свершившемся, Эдип выкалывает себе глаза и долгое время скитается по Греции.
Мифологический сюжет получил развитие в трагедиях Софокла "Царь Эдип" и
"Эдип в Колоне". Авраам - библейский родоначальник евреев и арабов,
избранник бога Яхве, заключившего с Авраамом "завет". Авраам по требованию
бога покидает Ур Халдейский: "Пойди из земли твоей... и из дома отца
твоего... в землю, которую я укажу тебе..." (Быт. 12: 1). Вместе с женой
Саррой и племянником Лотом Авраам отправляется в Ханаан и ведет жизнь
кочевника-скотовода. Фауст - алхимик и маг начала XVI в., о реальной жизни
которого мы практически ничего не знаем, зато легенда о нем (заключение
договора с Сатаной ради молодости, знаний, магических способностей)
послужила источником для пьес Марлоу, Лессинга и Гете. В данном случае Фромм
имеет в виду героя второй части "Фауста", его странствия в сопровождении
Мефистофеля.

(*13 "Десять заповедей, или Золотое правило". Десять заповедей
(Десятословие, Декалог) - начертанные богом на двух каменных плитах -
"скрижалях завета" - культовые и моральные ("не убивай", "не кради" и др.)
нормы. Переданы Моисею богом на горе Синай. "Золотое правило" - "не делай
другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе" - в различных формулировках
присутствует в трудах древних философов, в Новом завете звучит следующим
образом: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7: 12). *)

(*14 "Религия Разума во французской революции" - культ Разума был введен
гебертистами (левыми якобинцами, руководителями клуба кордельеров) во время
Великой французской революции. По инициативе Шометта в Париже (Нотр-Дам) 20
брюмера (10 ноября) 1793 г. происходили празднества, которые должны были
заменить христианское богослужение. После разгрома и казни гебертистов (март
1794 г.) культ Разума был отменен - вместо него Робеспьер ввел культ
Верховного существа (май 1794 г.). *)

(*15 Нирвана - центральное понятие буддизма, обозначающее освобождение от
круговорота рождений и смертей (сансары), прекращение перевоплощений,
абсолютный ненарушимый покой. Это высшее состояние духа, преодоление всех
земных желаний и страстей. *)

(*16 Сузуки Д. Т. (1869-1960) - японский философ, один из крупнейших
специалистов по буддизму, автор многочисленных работ по дзен-буддизму,
получивших широкую известность на Западе. Оказал определенное влияние на
Фромма, вместе с которым в 1960 г. опубликовал книгу "Дзен-буддизм и
психоанализ". *)

(*17 Хасидизм - религиозное движение среди евреев Восточной Европы XVIII
в. (Польша, Украина, Молдавия). Для хасидизма характерны пантеистический
мистицизм, учение о возможности непосредственного контакта верующего с богом
в молитве, что делает ненужной талмудическую ученость. *)

(*18 "Симбиотические отношения". Оторванному от природы и естественных
связей человеку угрожает одиночество и безумие, поэтому он стремится
восстановить единство с миром, соотносясь с другими людьми. Но в современном
обществе, полагает Фромм, преобладают "непродуктивные", то есть неподлинные,
формы такого единения. Одна из них получила название "симбиотическое
отношение". Избежать одиночества можно путем подчинения лицу, группе,
институту, богу. Человек становится частью, идентифицирует себя с целым, с
той силой, которой он подчинен. Он может пойти и в противоположном
направлении и соединиться с миром, завоевывая власть, делая других частью
самого себя, преодолевая одиночество на пути господства. Но и в том, и в
другом случае теряются свобода и целостность человеческой личности. В
отличие от природы, для человека невозможен подобный симбиоз, он теряет свою
личность. Подчинение (мазохизм) и господство (садизм) ставят человека в
зависимость от других; индивиды живут за счет других, они бегут от
собственной свободы. Мазохизму и садизму Фромм противопоставляет любовь как
"продуктивную ориентацию" - здесь активность и творчество соединяют человека
с природой, другими людьми и с самим собой, здесь нет ни господства, ни
подчинения.

(*19 Рейк Теодор (1888-1969) - американский психоаналитик австрийского
происхождения. Ученик Фрейда, преподавал психоанализ в Берлине и Вене до
прихода нацистов к власти. В 1938 г. обосновался в США. Автор многочисленных
работ по прикладным аспектам психоанализа. *)

(*20 Салливан Харри Стэк (1892-1949) - американский психиатр, создатель
теории "межличностной психиатрии". Подобно К. Хорни и Фромму, был виднейшим
представителем неофрейдизма. Отвергая биологизаторство Фрейда, Салливан
обращает основное внимание на межличностные отношения, коммуникацию между
людьми. *)

(*21 Швейцер Альберт (1875-1965) - немецкий философ, теолог, врач,
музыковед. В 1913 г. на собственные средства основал в Африке (Ламбарене)
больницу для прокаженных, где и работал до конца своих дней. Известен своими
антивоенными выступлениями. В этическом учении Швейцера главным является
принцип "благоговения перед жизнью", который должен стать исходным пунктом
новой универсальной космической этики. Критерием развития культуры Швейцер
считал достигнутый обществом уровень гуманизма. В 1952 г. ему была
присуждена Нобелевская премия мира. См.: Швейцер А. Культура и этика. М.,
1973.

(*22 Тиллих Пауль (1886-1965) - немецкий протестантский теолог и философ,
представитель христианского социализма, с 1933 г. в эмиграции в США. *)

(*23 Ригведа - одна из 4 частей Вед. Веды ("веда" на санскрите - знания,
ведение) - совокупность древнейших текстов на древнеиндийском языке,
созданных с середины второго тысячелетия до н. э. по VI в. до н. э. Веды
состоят из "Ригведы" (гимны), "Яджур веды" (жертвенные ритуалы), "Самаведы"
(напевы) и "Атхарваведы" (заклинания). *)

(*24 Квакеры - протестантская секта, возникшая в Англии в XVII в.
Вероучение квакеров отвергает всякую внешнюю обрядность, необходимость
духовенства. Единственным источником веры является св. писание. Истина веры
проявляется в озарении внутренним светом, "озарении св. духом". Строгая
аскетическая мораль квакеров предполагает обязательность труда для всех
членов общины, безусловную честность в отношениях между людьми,
благотворительность, пацифизм. *)

(*25 Кэмпбелл Дж. (р. в 1904) - американский историк литературы,
специалист по древнеиндийской мифологии и религии, последователь К. Г. Юнга.
Важнейшими работами являются: "Герой с тысячью лиц", "Маски бога",
"Мифический образ".

(*26 Маймонид (1135-1204) - средневековый еврейский философ, был
лейб-медиком султана Салах-ад-дина. Главный философский труд "Путеводитель
колеблющихся". *)

 <<<     ΛΛΛ   

Бог в них является символом сил самого человека
Американский философ человека мифологии
человек избавился от всех

сайт копирайтеров Евгений