Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Есть лекарства, обычно прописываемые врачами в очень небольших дозах.
Наиболее известен из них сок восточной разновидности мака. После операции
врач успокаивает больного, сделав ему укол морфия, весом примерно в четверть
пшеничного зерна. Этого достаточно, чтобы средний человек уснул даже при
жестокой боли.
Некоторые люди находят получаемые из мака продукты очень приятными и
начинают принимать их без предписания врача; в одних случаях они делают это,
чтобы испытать приятные сновидения и грезы, а в других -- чтобы унять свои
издерганные нервы и хоть на время обрести покой. Поскольку такая практика
запрещена законом, они принимают наркотики в любом виде, в каком их можно
незаконно добыть. В одних местах они находят разносчиков, торгующих опиумом,
который можно курить или принимать внутрь; в других они могут достать лишь
морфий или героин, вводимые под кожу шприцем.
После приема этих препаратов в течение некоторого времени обычно
происходят две вещи: во-первых, у них возрастают напряжения вследствие
чувства вины; во-вторых, действие препарата ослабляет их Эго. Они сохраняют
все свои прежние бедствия, а вдобавок приобретают, быть может, гложущее
ощущение, что нарушают закон, вступая в сделку с преступниками для получения
того, что им нужно.
Так образуется порочный круг: напряжения Ид становятся у них все
страшнее, а между тем их Эго становится все менее способным с ними
справиться. Потребители этого рода нуждаются тем самым в постоянно
возрастающем количестве наркотика, чтобы вернуть себе ощущение безопасности,
спокойствия и самообладания. Они "психически зависимы".
Их психика погружается в хаос, как только они лишаются своего
препарата, но это еще не все: они, сверх того, "зависимы телесно".
"Зависимый", оказавшись без морфия, страдает всевозможными видами болей и
недомогания, потливостью, сердцебиениями, желудочными расстройствами, дрожью
и вообще "сплошным воплем". Чтобы успокоить свое тело и свой дух, ему может
понадобиться доза в восемь, шестнадцать или даже сорок раз превосходящая
нормальную; такая порция убила бы нормального человека, но как раз
необходима, чтобы спасти наркомана от страданий.
Незаконное получение таких доз обходится недешево, и наркоманы измеряют
свою "зависимость" суммой денег, которую им ежедневно приходится на нее
тратить. Пятьдесят долларов в день составляют не слишком редкую цену такой
привычки, и, поскольку без своего препарата наркоман превращается в дрожащий
клубок терзаемых болью нервов, он готов на крайности, чтобы получить свою
дозу. Этим объясняется столь обычная у наркоманов преступность -- чаще всего
проституция и воровство.
Самое обычное из преступлений -- воровство, и некоторые наркоманы
специализируются на обходе больших многоквартирных домов, пробуя каждую
дверную ручку и совершая полуминутный обход каждой незапертой квартиры; они
хватают при этом все сколько-нибудь ценное, что можно засунуть в карман.
Девушки и юноши, идущие на проституцию или воровство, становятся добавочным
источником дохода для синдикатов, продающим им наркотики: эти же синдикаты
могут контролировать проституцию и сбыт краденого. Почти все наркоманы
становятся вдобавок "разносчиками", чтобы поддерживать свою привычку. И они
все больше запутываются в паутине преступности. Поскольку синдикатам
известно, что они должны получить свой препарат любой ценой, эти молодые
люди находятся в их полной власти. С них берут сколько можно и обманывают
их, как хотят. Незаконная торговля наркотиками -- грязное дело; все его
участники, за редким исключением, всегда готовы при первой возможности друг
друга надуть.
Иные из наркоманов не втягиваются в описанный выше круг, в особенности
в тех случаях, когда их денежные средства позволяют им без напряжения
поддерживать свою привычку. Но во всех случаях подлинный наркоман -- это
существо, несчастное без своего препарата, готовое на любые жертвы, чтобы
его получить, и нуждающееся все в больших и больших дозах, чтобы сохранять
спокойствие, поэтому в конечном счете он может принимать порции, способные
убить несколько обычных людей.
Отметим, что некоторые из исследователей, тщательно изучавших этот
вопрос, не признают такого понятия, как "телесная зависимость", и полагают,
что всякая зависимость является психической.

Наиболее серьезные виды наркотиков (не считая алкоголя) -- это кокаин и
производные опия (морфий, героин и сам опий). Это самые опасные из
препаратов, поскольку привыкание к ним может произойти очень быстро, иногда
менее чем за неделю. В некоторых случаях было достаточно одной дозы, чтобы
вызвать ужасное влечение, способное сделать человека наркоманом. Этого не
происходит, если препараты принимаются в течение короткого времени под
наблюдением врача. Иногда встречается привыкание к другим лекарствам, если
их принимают долгое время.
В наше время всем знакомы фенобарбитал, нембутал и другие снотворные,
порошки, капсулы и пилюли, которые врачи называют барбитуратами; они
получили уличное имя "понижателей". Эти препараты употребляются привычным
образом во все возрастающих количествах; все больше и больше людей проходят
через жизнь, "оглушенные" этими средствами. Большая часть барбитуратов
оставляет на следующий день нечто вроде похмелья, и если даже оно столь
слабо, что индивид этого не замечает, производительность его все же
оказывается сниженной. Препараты этого рода должны приниматься лишь в
течение ограниченного времени под наблюдением врача; люди, принимающие их по
собственной инициативе, готовят себе неприятности. Лекарство от бессонницы
-- эмоциональное спокойствие; в аптеке его купить нельзя.
Может быть, самое безобидное и эффективное успокаивающее средство (для
отшельников и больничных пациентов) -- это дурно пахнущее вещество скверного
вкуса под названием паральдегид, выделяющееся через легкие. Но даже этот
неаппетитный (в остальном же почти совершенный) успокоитель может вызвать
алкогольное привыкание, особенно у алкоголиков.
Другой почти всем известный вид препаратов родственен желудочным или
диетическим пилюлям. Научное их название -- амфетамины. Амфетамины являются
стимуляторами и прямо противоположны успокоителям по своему действию. Их
прозвали "повышателями", так как они вызывают бессонницу, потерю аппетита,
повышенную активность, чувство компетентности и оживленное настроение.
Принимают их через рот, но иногда вводят также подкожно с помощью шприца. Их
часто принимают атлеты, предприниматели, студенты во время зубрежки перед
экзаменами и занятые люди, которым надо подолгу обходиться без сна.
Опасность таких желудочных пилюль состоит в том, что потребитель их не спит,
иногда и не ест, а если он принимает их достаточно долго, то у него
развивается психоз с галлюцинациями и в ряде случаев с опасениями, что его
хотят убить. Дорожная полиция обратила внимание на стимулирующие препараты,
когда обнаружилось, что водители грузовиков, принимающие их, чтобы не уснуть
в течение длительного рейса, могут дойти до неистовства и направить свою
машину в пропасть или врезаться в середину перекрестка с напряженным
движением, чтобы отделаться от воображаемого врага.
Наихудший из амфетаминов носит кличку "скороход"; это мефедрин,
вызывающий у своих потребителей быстрое привыкание и перерождение, что
известно и потребителям, и поставщикам этого товара. В некоторых местностях
синдикаты торговцев наркотиками бесплатно поставляют его молодым людям в
больших количествах в расчете завлечь и обобрать некоторых из них. Даже
среди хиппи, весьма благосклонно относящихся к наркотикам, мефедрин вызывает
опаску, поскольку все более очевидно, что причиняемое им перерождение может
быть необратимым. Возможно, это связано с повреждением мозговых клеток и с
последствиями повышенного кровяного давления, возникающего при его
длительном приеме.
Бромиды относятся к числу препаратов, которые можно получить либо в
чистом виде по рецепту, либо в различных смесях, составляющих патентованные
лекарства. Прежде они были весьма популярны как средство от эпилепсии, но
теперь редко применяются с этой целью. Они по-прежнему используются для
самолечения головной боли и похмелья и легко доступны для этого в виде
патентованных препаратов, предлагаемых в киосках с газированной водой. Такие
препараты нередко содержат и другие вещества, способные вызвать отравление,
наряду с чрезмерными дозами бромидов. Беда в том, что отравление бромидами
вызывает бессонницу, то самое недомогание, которое предполагается этими
лекарствами "излечить", и естественная реакция большинства людей на такое
положение вещей состоит в том, что они принимают все больше этих препаратов,
что приводит к дальнейшему отравлению и еще худшей бессоннице. Каждый врач,
наблюдавший бромидный психоз или видевший человека, посиневшего от чересчур
усердных приемов "утреннего отрезвителя" у киосков с водой, становится
весьма осторожным в назначении этих препаратов. Впрочем, столь тяжких
последствий можно ожидать лишь при длительном и интенсивном приеме бромидов.
Марихуана не вызывает подлинного привыкания, поскольку не оставляет
после себя какой-либо тяги к повторению. Многие с удовольствием пользуются
ею для утешения и развлечения. Поскольку она снижает производительность
труда в большинстве профессий, она является с медицинской точки зрения
вредным веществом, в том же смысле, что и алкоголь. Можно позволить себе в
какой-то мере это удовольствие после работы без видимых последствий, но при
чрезмерном употреблении это нарушает нормальный образ жизни. Одно время
полагали, что марихуана неизбежно ведет к наркотикам. Это неверно. Тем не
менее владеть марихуаной столь же незаконно, как опасными наркотиками вроде
героина.
Разногласия по поводу действия марихуаны связаны с тем, что ее
действие, во-первых, зависит от личности потребителя; во-вторых, от того, с
какими людьми потребитель общается. Третья причина разногласий в том, что
препараты, поставляемые американским потребителям, имеют разнообразный
состав и разную силу. Растение марихуана часто встречается в дикорастущем
виде, и его можно разводить почти везде. Ее уличное имя "кружечка" или
"травка", и в Америке ее обычно курят. Для курения берут листья индийской
конопли, из которой делают веревки. Кстати, она росла в Америке ранее 1632
года. Нелегко определить в точности вид растения, из которого нелегальные
торговцы готовят свой товар, если только они случайно не окажутся
деградировавшими профессорами ботаники; но и в этом случае они, вероятно,
станут препираться между собой, подлинная ли это Cannabis sativa или ложная
Аросупит cannabinum, именуемая также индейской коноплей.
Препараты другого класса, ставшие в последнее время предметом
пристального внимания, называются психоделическими. Из них наиболее ценится
потребителями ЛСД (от химического названия диэтиламид d-лизергиновой
кислоты), или, в повседневном жаргоне, просто "кислота". Другие
психоделические средства -- это мескалин, получаемый из кактуса пейот, и
псилоцибин, изготовляемый из одного гриба. Марихуана включается в этот же
класс. Недавно на нелегальном рынке появились два новых вещества: ДМТ,
быстродействующее и доставляющее непродолжительную "поездку", и СТП,
вызывающее долгую и опасную "поездку" (на два-три дня). Препараты эти
называются галлюциногенами, поскольку под их действием видят, слышат и
ощущают вещи, не переживаемые индивидом в его обычном опыте. Эти
галлюцинации отличаются от сновидений и от галлюцинаций психотиков в том
отношении, что потребитель наркотика сознает их искусственное происхождение
и не считает их реальными. Психоделические препараты -- краеугольный камень
общественного движения хиппи.
Хотя кратковременные эффекты психоделических препаратов достаточно
известны, более отдаленные их последствия еще нельзя с уверенностью
предвидеть, за исключением марихуаны, которая уже очень давно потребляется и
в Соединенных Штатах, и во многих других частях света. Общее мнение состоит
в том, что она не вызывает сколько-нибудь заметных или вообще никаких
отдаленных последствий. ЛСД, наиболее популярное психоделическое средство
нашего времени, восхваляется его потребителями, утверждающими, что оно
расширяет границы сознания и в высшей степени благотворно в своих более
отдаленных действиях; однако медицинские и психологические учреждения
выражают все возрастающее беспокойство и озабоченность по поводу физического
и духовного ущерба, причиняемого ЛСД, и некоторые доказательства такого
ущерба уже есть.
Мы определили "зависимого" человека в общих чертах как человека, у
которого сложилось неестественное влечение к какому-либо специфическому
предмету и который готов жертвовать почти всем, чтобы это влечение
удовлетворить. В этом смысле есть много видов зависимости, не связанных с
химическими препаратами; самые обычные из них -- азартные игры и переедание.
Азартные игры представляют серьезную проблему для семьи и полиции, а
зависимость, связанная с едой, есть медицинская проблема, касающаяся
значительной части населения Америки. Часто производит впечатление
зависимости нормальная мастурбация у подростков, приходящаяся на этот столь
чувствительный период роста и расширения опыта.

4. Как вылечить "зависимого"?

Вылечить "зависимого" проще всего на свете при одном условии: найти
нечто интересующее его больше, чем предмет, от которого он зависим. Можно
излечить любого алкоголика, если удается найти что-нибудь интересующее его
больше алкоголя. До сих пор никому не удалось найти заменитель, пригодный
для всех случаев.
Важнее всего здесь то, что алкоголик редко находится с кем-нибудь в
двусторонних отношениях. Он может привязаться к кому-нибудь, на кого может
опереться, как, например, Дион Часбек привык опираться на миссис Ленд и
любил ее, но это была привязанность того же рода, что у ребенка к матери. Он
любил ее ради того, что она для него делала, а не ради нее самой. В этом
отношении, как и во многих других, алкоголики в своем эмоциональном
поведении напоминают детей, но не в приятном смысле; скорее они похожи на
дурно воспитанных детей. Можно сказать, и это вовсе не шутка, что алкоголик
-- это человек, так и не отученный от бутылки.
Это дает нам ключ к пониманию одного метода лечения алкоголиков:
попытки выработать у них более прочное отношение к какому-нибудь человеку.
Это иногда удается искусному психотерапевту, использующему свое влияние,
чтобы побудить пациента изменить свое поведение.
В очень редких случаях то же может сделать правильно выбранная женщина:
она может заставить алкоголика полюбить себя больше, чем пьянство. Случается
это столь редко, что ни одна женщина не должна на это рассчитывать. Обычно
алкоголик женится на женщине ради того, что она ему дает, а не ради нее
самой. Если его не смогла отучить от бутылки собственная мать, как может
надеяться на это жена? Раз уж алкоголик выбирает некоторую женщину себе в
жены или дает ей "убедить" себя на ней жениться, то это почти всегда значит,
что перспектива строить с нею прочные отношения ему не грозит. В противном
случае, чтобы не жертвовать привычным способом удовлетворения, он бы ее
избегал. То же относится, конечно, и к другим увлеченным, излюбленным
предметом которых могут быть наркотики, еда, азартные игры или какие-нибудь
удовольствия менее обычного рода.
Лечение "зависимого" состоит из двух этапов. Первый и наиболее важный
состоит в том, что должна быть остановлена зависимость тела. Иначе говоря,
"зависимый" должен перестать принимать свой препарат, выздороветь от
последствий такого прекращения, если они- наступают, и очистить свой мозг,
прекратив влияние препарата на психику. Тогда на втором этапе может вступить
в работу его Эго; второй этап имеет целью найти для него что-нибудь более
интересное, чем предмет, от которого он зависим.
Некоторые из "зависимых" могут прекратить прием препарата по
собственному решению, но большинство из них нуждается в поддержке и
поощрении со стороны врача-специалиста или группы людей, играющих роль
строгих и бдительных родителей "зависимого". Различные подставные родители
применяют при этом разные подходы. Некоторые терапевты применяют лекарства.
При лечении алкоголиков приносит пользу препарат под названием антабуз. Если
человек продолжает пить в течение времени, когда он принимает антабуз, у
него происходит бурный приступ болезни; поэтому, начав принимать это
лекарство, пациент уже вряд ли будет что-нибудь пить. В течение четырех дней
после приема пилюли антабуза у алкоголика, по выражению одного человека,
"висит над головой молот на случай, если он вздумает хитрить". (Подобное
лекарство есть теперь и для наркоманов. Называется оно циклазоцин. Для той
же цели можно применять метадон.)
Оставшись без своего препарата, "зависимый" может отнестись к своему
положению объективно. Прежде всего он обычно замечает, что жизнь без
препарата кажется пустой и что он никого не любит, даже самого себя. Даже
если он "великий любовник" и самый общительный человек, он обнаруживает, что
в его отношениях с людьми всегда есть что-то извращенное или неприятное. Он
видит, что привязывается к некоторым людям, потому что в них нуждается, и
использует их как подпорки для своих слабостей, а другие люди точно так же
пользуются им.
Вторая часть лечения, как мы помним, имеет целью найти для пациента
нечто важнее и интереснее алкоголя или препарата, который он принимал; а это
значит, что надо научить его иначе смотреть на людей. Если это удается, он
может прийти к выводу, что люди и в самом деле интереснее, чем наркотик.
"Зависимый" обнаруживает, что наркотик заменял ему людей, и что для
собственного блага он должен научиться ценить живых людей, а не свой
препарат. Этот план замещения препарата людьми может быть поддержан
психотерапевтом, лучше всего с помощью лечебной группы, в которой
"зависимый" столкнется с нужными ему людьми лицом к лицу. Той же цели можно
достичь при содействии таких организаций, как "Анонимные алкоголики",
"Анонимные наркоманы", "Синанон" или других групп самопомощи, занимающихся
проблемами "зависимых".

Прием, иногда приводящий к успеху в применении к алкоголику или
наркоману, состоит в том, чтобы сделать из него миссионера. Избавление
других от пьянства или наркомании может стать для него как раз тем более
интересным занятием, которое нужно для его излечения. Некоторые лица,
действующие в качестве представителей "Анонимных алкоголиков", по-видимому,
выздоровели этим путем. Такие люди становятся столь же фанатичными в своем
миссионерском рвении, как до того были в пьянстве. Хотя индивиды этого рода
лучше себя чувствуют и полезнее для общества, чем были в своем прежнем
качестве, проблема состоит в том, что условием их трезвости является
существование "активных", пьющих, алкоголиков. Имеется опасность, что, как
только все наличные в городе алкоголики "обратятся" и миссионерам некого
будет спасать, многие из этих излечившихся могут сорваться на прежний путь.
Более изощренные из них, сознавая эту опасность, стремятся найти себе другие
занятия.
Лучшая надежда для "зависимых" -- групповая терапия в сочетании с
индивидуальной психотерапией или группами самопомощи, как "Анонимные
алкоголики" и "Синанон". Полезность психоанализа в этой области не доказана
и, по мнению многих психотерапевтов, ему следует предпочесть в таких случаях
анализ взаимодействий.
Надо придерживаться следующих проверенных опытом правил:
1. Лечение должно начинаться с полного и немедленного воздержания.
2. Полное воздержание -- всего лишь начало, поскольку само по себе
воздержание не приводит к длительному эффекту. Если препарат нечем заменить,
достигнуто очень мало. Лечение продолжительно. Процесс замещения препарата
людьми занимает, как правило, не менее года, поэтому воздержание в течение
меньшего срока не гарантирует выздоровления.
3. Не следует вступать в брак с алкоголиком в надежде его исправить.
Если "зависимый" (или "зависимая") достаточно сильно стремится к этому
браку, дайте ему (или ей) исправиться до того, выждав год или лучше два.
Вряд ли психотерапевт видел в своем кабинете более жалкое зрелище, чем
некогда красивые и изящные молодые леди, преждевременно упавшие духом и
постаревшие в браке с алкоголиком, которого они пытались исправить.

Встречаются расстройства поведения определенного типа, которые в
прошлом именовались "моральным помешательством" или "моральным идиотизмом".
Людей с этим видом поведения лечащие врачи еще недавно называли психопатами.
Но затем термин психопат был заменен более точным обозначением социопат.
Социопатами называют индивидов, антиобщественных в своей основе и
вследствие этого всегда вступающих в конфликты, не извлекая никаких уроков
из неприятных переживаний и наказаний, которые причиняет им их собственное
поведение. Эти люди лишены, по-видимому, обычной лояльности по отношению к
обществу, к своим родителям или к кому-либо из окружающих. Они не
обнаруживают никаких особенных дефектов, пока о чем-нибудь говорят или
рассуждают; дефект их состоит в неспособности себя вести -- соблюдать
приличия, отвечать за свои поступки и уважать чужие права. Короче, они
социально дефективны.
В обычных неврозах невротическое поведение индивида причиняет ущерб
главным образом ему самому. Социопаты же перелагают большую часть страданий
на других. Невротик не позволяет инстинктам своего Ид выражаться открыто, а
направляет их внутрь. Социопат, напротив, обращает их наружу, чтобы
облегчить свои напряжения. Если Суперэго не может удержать под контролем
инстинкты Ид, то индивид либо находит какое-нибудь внешнее влияние,
сдерживающее его Ид, либо позволяет ему действовать по-своему и выражаться
свободно. В первом случае он может дать руководить собой какой-либо более
сильной личности, например партийному лидеру или религиозному деятелю. Или
же он может выбрать себе руководством закон, полагая, что, пока закон на его
стороне, он вполне прав и может делать, что хочет. Во втором случае каждое
желание, как бы ни было оно тривиально или невыполнимо, удовлетворяется
независимо от последствий.
Одна из главных характерных особенностей социопата состоит в том, что,
какими бы дурными ни казались его поступки другим людям, сам он не чувствует
из-за них вины; поэтому возникает впечатление, будто у него нет Суперэго.
Однако люди, способные к самым возмутительным поступкам, к хладнокровному
убийству, лжи, эксплуатации беззащитных или избиению собственных родителей,
жен и детей, чувствуют вину из-за других поступков, которые кажутся им
дурными. В тюрьмах случается, например, что воры и грабители чувствуют
моральное превосходство по отношению к убийцам, и обратно. У каждого свои
собственные мерки, и правильно было бы, пожалуй, считать их Суперэго
избирательным, а не слабым.
Вообще говоря, социопаты бывают двух типов. Первый тип, латентный или
пассивный социопат, большую часть времени ведет себя вполне прилично,
принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например религии или
закона, или привязываясь временами к какой-нибудь более сильной личности,
рассматриваемой как идеал. (Речь идет здесь не о тех, кто пользуется
религией или законом для направления совести, а о тех, кто пользуется такими
доктринами вместо совести.) Эти люди руководствуются не обычными
соображениями приличия и человечности, а всего лишь повинуются принятому ими
истолкованию того, что написано в "книге". Любопытными примерами латентных
социопатов могут служить "христиане", дискриминирующие других людей, и
юристы без этических принципов, подучивающие преступников, как нарушать
законы человеческой порядочности, не попадая в тюрьму.
Второй тип -- активный социопат. Он лишен как внутренних, так и внешних
задержек, если и может на некоторое время усмирить себя и надеть маску
добропорядочности, особенно в присутствии лиц, ожидающих от него приличного
и ответственного поведения. Но как только такие люди оказываются вне
досягаемости взрослых или авторитетных личностей, требующих хорошего
поведения, они тотчас перестают себя сдерживать.
Есть много видов социопатического поведения. Некоторые из них наиболее
привлекают внимание, хотя и не слишком часто встречаются: это, например,
сексуальные нападения на маленьких детей или женщин, заражение молодых людей
венерической болезнью, хладнокровное убийство или обман ничего не
подозревающих людей. Менее драматично, хотя более обычно, поведение людей,
небрежно ведущих машину, бездельничающих на работе или намеренно вызывающих
затруднения. Такие люди не заботятся об опасности или добавочном труде,
которые выпадут из-за этого на долю других, и равнодушны к возможным
потерям.
Объем деятельности социопата зависит от его ума и возможностей. Если он
богат и могуч, он способен вредить в грандиозных масштабах, вроде римского
императора Калигулы, приказывавшего для собственного развлечения топить
разукрашенные суда, полные людей. [Хотя Калигула считается классическим
примером "бессовестного поведения", подобного поведению социопатов, в
действительности он, как полагают, был шизофреником. Различение между
социопатией и шизофренией часто вызывает трудности.] Или он может
удовлетворять свои прихоти самым трагическим и бесчеловечным путем, как
известные в истории тюремщики, заполнявшие время изобретением пыток для
своих жертв. Если он беден, но умен, он может специализироваться в
надувательстве; если беден и не умен, он будет делать вещи, не требующие
особой оригинальности, -- устраивать "розыгрыши", вытворять опасные вещи с
машиной, избивать ни в чем не повинных людей или бессмысленно разрушать
имущество. Сюда же относятся многие виды сплетен, пускаемые в обращение из
деструктивного побуждения устроить скандал.
У большинства людей имеются встроенные в их Суперэго жесткие запреты,
препятствующие беспорядочной половой жизни и противозаконному потреблению
наркотиков. Они всегда остаются на безопасном расстоянии от таких дел.
Некоторые из социопатов, Суперэго которых не содержит запретов этого рода,
находят, что незаконные препараты делают их жизнь приятной, и вовлекаются в
их потребление. Подобным же образом социопат, у которого нет запрета
бесконтрольной половой жизни, подвергает себя и других опасности
венерической болезни и часто делает женщину беременной, отказываясь
заботиться о потомстве.
Проследим теперь за жизнью умного социопата и посмотрим, какие
опустошения он оставляет за собой.
Олимпийский предприниматель Людвиг Фарбанти владел в свое время
Олимпийским консервным заводом; он вынужден был продать его Мидасу Кингу
главным образом из-за похождений своего единственного сына Локи.
Локи был проблемой с младенческих лет. С ним было трудно справиться,
когда он был грудным ребенком, и почти невозможно было приучить его к
горшку. Когда он пошел в школу, все девочки пришли в ужас от его жестокости.
Однажды он нашел перочинный ножик и проткнул им руку Минервы Сейфус,
сидевшей рядом с ним. После этого пришлось отдать его в частную военную
школу, но и там воспитатели ничего не могли с ним поделать. Наказания
приводили всего лишь к тому, что он сбегал. Интеллект у него был, впрочем,
выше среднего, и он ухитрялся, несмотря на все это, сдавать экзамены. В
колледже он все время влезал в долги и стал подделывать на чеках подпись
своего отца. Поскольку мистер Фарбанти в конечном счете всегда платил, никто
из аркадийских торговцев из уважения к нему не обращался в полицию.
Летние каникулы Локи проводил, лениво слоняясь из одного города в
другой, и ему никогда не удавалось уложиться в свое весьма щедрое денежное
довольствие. Он всегда пытался произвести на кого-нибудь впечатление, а для
этого он должен был иметь обширный гардероб, останавливаться в лучших отелях
и развлекать кучу народа. Компанию он выбирал себе, однако, не очень
разумно, так что за время этих увеселительных поездок дважды подхватил
гонорею и не раз попадал за пьянство в тюрьму. В конце концов отец, не в
силах вынести расточительность Локи, объявил ему в последний раз, что
оплачивать его поддельные чеки больше не будет. На этот раз он решил это
всерьез.
Локи не был этим смущен. Каждый раз, когда ему чего-нибудь хотелось, он
покупал приглянувшийся ему предмет. Он был так хорошо одет и держал себя
столь уверенно, что ему ничего не стоило подсовывать свои чеки. Он никогда
не мог набрать денег, чтобы купить машину, но всегда в какой-нибудь
разъезжал, и щедрость сделала его популярным среди девушек. Нескольким из
них он причинил неприятности; но лишь после того как Эмброуз Паттерсон,
электрик, погнался за ним с револьвером за попытку соблазнить его младшую
сестру Дефни, он счел за благо навсегда покинуть Олимпию и Аркадию,
предоставив родителям улаживать оставленные им дорогостоящие дела.
Локи направился в Лос-Анджелес, где ухитрился устроиться диктором
радио, утверждая, будто у него большой опыт. Здесь он впервые узнал, как
сильно может влиять на людей его голос, и стал этим пользоваться, чтобы
производить впечатление. Однажды вечером он пошел на религиозное собрание с
пожилой разведенной женщиной, с которой в то время жил. Сумма пожертвований
его поразила, он изучил предмет и решил вступить в этот бизнес с помощью той
же леди. Прочитав несколько книг по теософии, спиритизму и Христианской
Науке [Christian Science -- секта, основанная в конце XIX века Мери
Беккер-Эдди; до сих пор имеет в США много последователей. Главная догма --
причиной болезни и смерти является слабая воля человека, который к ним сам
стремится.], он основал культ под названием "Ваша радость". При финансовой
поддержке своей подруги и с помощью ее связей он вскоре стал, благодаря
своему красноречию и силе убеждения, популярным проповедником и
евангелистом, и через некоторое время смог даже открыть филиалы в нескольких
городах западных штатов. Со временем он установил правило, по которому
верующие должны были отдавать его церкви все свои деньги. Он приобрел
несколько жилых домов и поселил в них своих последователей, взимая с них
квартирную плату. В каждом из этих домов он устроил кооперативный ресторан и
продавал в них еду за солидную цену. С помощью этих методов и некоторых
других большая часть доходов его последователей, а также их капиталы попали
в церковный фонд, который был положен в банк на его имя.
Однажды он решил, что пресыщен ролью проповедника и что имеются также
другие причины со всем этим покончить. Не подавая виду, что он собирается
уезжать, Локи хитроумно подготовил последователей к своему уходу, чтобы они
не подняли тревогу раньше времени. Он обратил в деньги столько церковных
вкладов, сколько мог, и удрал с этими деньгами в Германию, где в течение
некоторого времени вел широкий образ жизни в обществе некоего Макси,
американского грабителя банков. Когда Макси умер, Локи заинтересовался
национал-социалистической партией. С начала Второй мировой войны Локи
сочинял для нацистов под вымышленным именем антиамериканскую пропаганду.
Некоторые из его последователей прозрели и обратились в полицию, когда
он исчез. Но многие из них по-прежнему в него верят, поскольку он особым
образом подготовил их к этому событию. Некоторые из них и по сей день
клянутся, что это произошло на одном из молитвенных собраний и что они
видели своими глазами, как ангелы унесли его в небо. Мать шестнадцатилетней
девушки, которую он увез с собою в Германию, а впоследствии сбыл поставщику
буэнос-айресского борделя, покончила с собой, когда один из друзей Макси, по
плану этой операции, рассказал ей, какая судьба постигла ее дочь.
История Локи иллюстрирует многое из сказанного выше о социопатах.
Очевидно, совесть не удерживала Локи от того, что он делал, и он делал это,
как только ему хотелось. Ясно также, что его не останавливал интеллект.
Когда ему хотелось выпить или иметь половое сношение, он делал это, невзирая
на последствия. Если бы его импульсами управлял его -интеллект или совесть,
он не заразился бы гонореей и не подвергал бы себя риску, подделывая чеки.
Его поведение несколько отличается от поведения тех, у кого совесть
формируется, но кто затем плохо ведет себя, чтобы бросить ей вызов или чтобы
отомстить родителям. Поведение Локи было дурным с самого начала, и он
никогда не выказывал каких-либо признаков исправления. Во многих случаях он
вредил самому себе больше, чем другим.
Некоторые из событий в жизни Локи типичны и могут быть обнаружены в
биографиях многих социопатов. Почти всегда они плохо ведут себя в
младенческом возрасте и в школе. Если они посещают хорошо поставленные
школы, их оттуда, как правило, исключают. Они влезают в долги,
злоупотребляют, если это возможно, добрым именем своей семьи, слоняются по
стране, совершают самые экстравагантные выходки, подхватывают гонорею, сидят
в тюрьме, попадают в переделки с женщинами, надувают людей бойкой болтовней,
избегают любой дисциплины и причиняют горе почти всем, с кем общаются. В
жизни таких людей столь многие вещи сами собой разумеются, что когда
измученные родители, в конце концов, обращаются за советом к психиатру, то
врач, послушав начало их рассказа, часто может угадать все остальное.
Некоторым нравится думать, что социопаты такими рождаются; другие же
настаивают на имеющихся данных, согласно которым поведение их искусно
поощряется их родителями. Последняя точка зрения, отнюдь не лишенная смысла,
предполагает, что если даже родители социопата жалуются и недовольны
выпадающими на их долю последствиями поведения своего отпрыска, то все же
некая часть их психики в действительности наслаждается беспутством и
разнузданностью их детей. Психотерапевт часто обнаруживает, что если ребенок
плохо себя ведет, то один из родителей или оба находят такое поведение милым
и забавным. К несчастью, из этих милых поступков нередко развивается
по-настоящему деструктивное и социопатическое поведение. Например, алкоголик
Дэн Часбек, слыша о пьянстве своего сына Диона во время его обучения в
колледже, радовался тому, как весело его сын проводит время и какой он дюжий
парень. Но мистер Часбек возражал бы, если бы кто-нибудь заподозрил, что это
сильнейшее поощрение с его стороны привело впоследствии Диона к
самоубийственному концу.
Лечение юного социопата, еще зависящего от родителей, требует
сотрудничества всех, кто имеет к нему отношение. Если, как можно
подозревать, его поведение в утонченной форме поощряется родителями, то в
лечение должны быть включены и родители; если же проблема врожденная, то
излечение социопатических тенденций более вероятно при содействии родителей,
чем без них. В наше время психиатры настаивают на явке родителей и даже
предпочитают иметь дело со всей семьей сразу в "семейной терапевтической
группе". Социопаты редко обращаются к врачу по доброй воле, но могут
проявить к лечению больший интерес, попав в тюрьму; в ряде случаев им
приносит пользу групповая терапия, применяемая во многих тюремных системах.
Любопытно подумать в этой связи, насколько напоминает установка
социопата установку тех "диких" животных, которые, по-видимому, не способны
образовать что-либо напоминающее Суперэго и могут быть "приручены" лишь
страхом; между тем установка других животных, содержащихся в домашних
условиях, свидетельствует, как можно полагать, об их способности образовать
нечто вроде Суперэго и тем самым гораздо ближе к установке общественного
человека.

7. Что такое половое извращение?

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

96 этих пациентов утверждало
Благодаря этому психика пациента может работать
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных 5 содержит
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных 9 мужчины
Как только у кэри возникнут какие нибудь нездоровые чувства

сайт копирайтеров Евгений