Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Фигура позитивного взрослого (член партии).

Обязательный образ, на котором держится любая культура - это положительная женщина - МАТЬ. В советской культуральной модели - это Мать-героиня, Женщина-труженица.

Положительный юноша (комсомолец).

Положительные дети (пионеры).

Пророки, предтечи, провидцы. Тоже были продуманы и особым образом интерпретированы в "советской" структуре - литературный мифологизированный образ Льва Толстого - как "зеркала русской революции", вольнолюбивый Пушкин, мятежный Лермонтов - все работало на эту формулу.

Важнейшая точка координат, без которой невозможна полная система жизнеописания - это т.н. праотцы. В "советской" матрице - это Маркс, Энгельс.

Следующий, образ, без которого немыслима полная, уравновешенная культурная модель - это образ искателя и носителя правды. В современной матрице эта ниша была занята Максимом Горьким.

Обязательные фигуры любой культурной модели - страстотерпец, страдалец, местной святой. В этом разделе особенно значим образ погибшей за общее дело, жертвенно отдавшей себя за народ Юной Девы. Она, переживая тяготы и трагедии родного народа, считает их более значимыми, важными, чем собственная жизнь, и добровольно идет на заклание, отдавая свою нераскрытую женскую судьбу в фундамент будущего процветания народа. Это Дева-Воительница, Дева-Спасительница. На протяжении истории народов мы неоднократно видим проявление этого эпохального образа, сочетающего несовместное - хрупкую нежность, беззащитность девичества и непобедимую волю, одержимость и несгибаемость мужества. Своим примером Дева-Воительница пробуждает к действию боязливых, вдохновляет равнодушных, укоряет трусливых.

В галерее юных девушек, готовых отдать свою жизнь за народ, наиболее ярко высвечен бессмертный образ - Жанны д' Арк. Простая, вышедшая из глубин народной жизни, она оказалась смелее аристократов и одержимее генералов, ее любовь к народу бесспорна, ее вера в победу абсолютна, она - избранница судьбы.

В советской культуральной модели это пламенный образ Зои Космодемьянской - девушки - партизанки, чье немыслимое мужество и высокая стойкость породили немало подвигов не только во время войны, но стали образцом высокой самоотдачи и после нее.

Таким образом, положительные образы, ориентиры охватывают все стороны жизни человека, создают универсальную защитную структуру вокруг него, своего рода защитный покров. В основе формирования устойчивой культурной модели лежит внушающая - суггестирующая роль культуры.

Культура как моделирующая система дает человеку не только способы поведения, но и задает ему сами способы переживания мира, соприкосновения с миром, дает ему формулу, идею как его собственной личности, так и его народа. Сегодня мы живем в информационном пространстве, где точно не известно, что сейчас происходит. Та картина, что мы получаем с экрана и из газет - та самая стрессовая псевдореальность информационных программ новостей, создаваемая по определенным правилам. Еще один источник информации - это специально заказанные социологические исследования, завуалированная непрямая реклама, которые отражают то, что было заказано, и за что было заплачено. Постоянно заполняющие эфир "ток-шоу", и произведения массовой культуры. Наконец, как и в отдаленные времена, - общественное мнение в виде многократно повторенных устных пересказов событий, слухов, разговоров, ну и наш субъективный опыт. Он во многом структурируется на основе нашей личности и установок.

Всякое новое общество строилось на великих, героических идеальных моделях. Когда западная цивилизация строила рыночную экономику, основой или матрицей была идеальная модель. Когда у нас была взята идеальная модель рыночной экономики, пошло строительство криминальной системы, и реализован лозунг: обогащайтесь! После советской модели (своеобразного коммунистического идеала рая на земле) уместно было бы построить другую великую идею. У нас была выдвинута плоско - прагматическая идея. Не была учтена и еще одна закономерность построения модели общества. Была выдвинута фигура героя нашего время- "нового русского". Человек, который себя реализует в прагматической сфере и достигает финансового успеха. Когда западный мир строил свою цивилизацию, там существовала фигура буржуа, но он не был носителем идеи - знамени, он скромно двигался в тени. В западном обществе была идеалы героя - "рыцаря, то есть человека чести, для которого интересы его личного достоинства стояли на первом месте. Рядом с ним существовала фигура героя тоже не утилитарных целей, не земных интересов - монаха, ученого - философа (звездочета, алхимика). Идея свободной торговли, была сращена с идеей Мастерства, Ремесла, Искусства. Критерий высокого профессионализма, профессиональной состоятельности, гордости, профессионального достоинства - вот что было ключом к рынку. Рынок, как побуждение к развитию навыков и умений, искусств и ремесел, как торжество искусности, обученности, умелости, как соревнование мастеров - вот что в конечном итоге стимулировало рост и развитие европейской цивилизации. Таким образом, на Западе у рынка было два лица: с одной стороны - это лицо товара, а с другой - лицо Мастера. Ценность товара и авторитет Мастера.

Этот комплексный, системный подход не был даже провозглашен "реформаторами" в России. Никто из них не выдвинул положения о том, что здоровое развитие рынка сплетено с идеей обязательного развития Умения, что рядом с властью капитала должен встать авторитет Мастерства. Говоря о торговле, не говорили об искусности, умелости, честности, ответственности, профессиональном совершенстве национального производства. Однобокое идейное построение породило убогую практику: вместо фигур Мастера, Промышленника, Купца, - на социальную арену вышли Спекулянт и Мошенник, - грубые, неразвитые, необученные, лживые, вероломные. Взамен воина защитника или благородного разбойника - вооруженный палач "криминальный авторитет". Такова в национальном сознании картина героев нашего времени.

Любое представление и описание социальной действительности, ее объяснение, даже самое рациональное, в виде схем или цифр социологического исследования - в психологическом аспекте является мифологическим, потому, что воспринимается прежде всего эмоционально и семантически, исходя из уже существующих в нашем сознании привычных сюжетно-ценностных сочетаний, формирующих объяснительные системы, отражающие доступным для понимания образом прошлое и настоящее т.е. - мифов. Она и создается с учетом этих мифов. Это происходит как сознательно - в ходе срежиссированных кампаний, так и бессознательно - в ходе повседневного "обсуждения", отбора и создания информационных материалов, написания текстов сценариев телефильмов и программ теле и радиопередач. Воспринимается и передается по каналам общественного опыта не весь текст, а его семантический пласт. Это и есть собственно миф. Все остальные особенности текста - оболочка и несущая конструкция мифа. Преобладающая в обществе мифология позволяет судить о специфике самосознания и умонастроения народа и, соответственно, о специфике ментальности и национальной идентичности. Анализ мифов направлен на распознавание смысловых конструкций и выявление ценностных структур, которые воплощены в текстовых стереотипах, что позволяет судить о формировании отношения к себе и к жизни, о формировании способа восприятия и способа переживания, прогнозировать социальное поведение

Ответственность за распространение тех или иных ценностных ориентиров, моделей поведения несет инициатор и заказчик - телевизионный и шоубизнес, может быть несколько менее издательский бизнес, превратившие в индустрию создание и распространение общественных мифов. Так как коммерческая мотивация оказалась сильнее идеологической, то вместо декларируемых норм жизни и ценностей свободного либерального цивилизованного общества реально тиражируются совершенно другие социально-психологические и культуральные модели и социальные мифы - т.е. системы задающие, объясняющие и передающие способы понимания, переживания и действия. Все это ярко отражено в семантике и лексике языка. Стремление расширить рынок привело к упрощению языка текстов, идей и к примитивизации и вторичному "одичанию" потребителя. Язык множества периодических бульварных изданий, и ряда разделов и статей популярной газеты "МК" - яркий пример смеси подросткового "тинейджерского" слэнга с жаргоном околокриминальной среды. Уже почти не удивляет употребление такой лексики с экранов телевизоров обозревателями, ведущими программ и дикторами. Как не прибегнуть к набившей оскомину фразе в серии рекламы - "а по-нашему это шок!" - вот уж это точно!

В. Франкл [3] заметил: "у каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия".

Одна из закономерностей культурного движения заключается в том, что процессы распада, кризиса культуры и становления новой культурной модели происходят одномоментно, параллельно, но не связанно друг с другом. Они идут невидимыми друг для друга потоками. В нашей сегодняшней реальности существуют три тенденции: первое - это элементы кризиса, второе - движение национального возрождения, и третье - моменты становления новой культурной матрицы, культурного роста. В период поиска новой культурной модели происходит расширение горизонта, возникает новое культурное поле. Для того, чтобы культура совершила новый виток развития, она должна вернуться к источнику, из истока устремиться новыми руслами. Этот виток развития - необходимое звено для появления новой культурной модели. Создание новой культурной модели никак не сводимо к выдвижению простой идеи или насущного лозунга. Наоборот, если существовала когда либо тенденция или сила, пытавшаяся разрушить нацию, этнос, уничтожить государство, то одним из направлений такой работы было разрушение сакральной сложности национальной матрицы, подмена ее утилитарной простотой и идеологической примитивностью, забвением исторических истоков.

Движение культуры всегда выглядит как модификация когнитивного стиля, в рамках новой культурной формулы происходит новое взаимодействие психологических элементов, определяющееся новыми соотношениями сложного и простого, старого и нового.

Объективным, значительным и интересным событием стало создание мирового информационного пространства, - появление массы людей, которые живут не столько в своих городах, квартирах, и семьях сколько в Интернете. Не вытеснит ли этот процесс, со временем, почти все феномены национальных культур? - Блестящий пример успешного встраивания в современную мировую культуру с достойным, подчеркнуто бережным и любовным отношением к национальной культуре, демонстрирует современное сверхиндустриальное японское общество, причем, - во всех слоях населения, и во всех проявлениях: к языку, национальной поэзии и живописи, кухне и интерьеру, к образу жизни. Культура России всегда развивалась по принципу синтеза и трансформации, т. е. усвоения и последующей переработки разнообразных влияний. Такая модель развития культуры в нашем обществе и сейчас представляется тем перспективным началом, при котором можно говорить не только о ее жизненности, но и о ее большом стратегическом значении в новом времени, в новой ситуации. Что касается наших отечественных национальных традиционных культур - с одной стороны, и современной массовой псевдокультуры (т. е. антикультуры) - с другой стороны, то они могут только противостоять! Усвоение основ национальных культур в процессе воспитания и обучения детей должно стать главной составляющей Основ Безопасности Жизни, а не знакомством с почти "музейными экспонатами" славного прошлого. Именно этот путь ведет к сохранению национального самосознания, духовного и душевного здоровья каждого человека и всего народа. Опыт нравственной ориентированности и духовного сопротивления - вот что сейчас важно выработать в каждом из нас, о чем необходимо настойчиво говорить не только в нашей среде, но и используя авторитет науки и возможности влияния врачей на самые разные слои населения, - во всякой аудитории, и при всяком удобном случае. Это актуальные требования нашей профессиональной этики и гражданской позиции.

ЛИТЕРАТУРА

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Душевного здоровья каждого человека
Патологически влияет на душу человека

сайт копирайтеров Евгений