Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Фердинанд Теннис (1855—1936), виднейший немец кий социолог, вошел в историю социологической мысли благодаря книге «Община и общество». В то же время остальные его работы, а их насчитывается около 900, мало изучены, а его огромный вклад в социологическое изуче ние преступности почти полностью проигнорирован.

Между тем Теннис опубликовал не менее 34 работ по проблемам преступности (22 научные статьи, три книги и девять обзорных статей) и 17 статей, анализи рующих криминальную статистику. Идеи Тенниса о стратегии борьбы с преступностью соответствуют его основной теоретической концепции — дихотомии «об щины» и «общества». Община и общество — две иде ально-типические формы социальности, в каждой из которых можно различить «патологию» и «нормаль ность». Теннис выделил негативные виды поведения, порожденные условиями общества и общины. Он ут верждал, что социальные изменения, вызванные эво люцией общины, ее перерождением, влекут за собой определенные формы преступления, и стремился пере смотреть определения преступления и классификацию правонарушений применительно к новым обстоятель ствам, в частности, к процессу урбанизации.

С его точки зрения, обществу и общине присущи разные типы преступности, проистекающие из разных типов ориентации общественного сознания. В частно сти, в работах, посвященных исследованию преступле ния, Теннис проводит дистинкцию между преступлени ем и правонарушением — двумя категориями нака зуемых деяний. Преступление он определяет как наме ренное нарушение правовых норм, а правонарушение — как намеренное или ненамеренное отклонение от норм, определенных государственным законодательством. Более того, Теннис различал типы преступлений в зависимости от психологического состояния правонару шителя и социальных условий преступления. Напри мер, он отделял мошенников от преступников, — клас сификация, соответствующая различию между преступ лениями, прямо или косвенно вытекающими из соци альных условий. В категорию мошенников входят воры и жулики. Мошенники сознают материальную цель сво его преступления, поэтому считают незаконные действия средством ее достижения, т.е. они совершают тип пре ступления, характерный для общества, движимого со знательной волей. Преступники — это правонарушители, осужденные за убийство и другие насильствен ные действия, поджигатели и т.п. Они действуют вне моральных норм, часто встают на путь насилия, жесто кости, проявляя естественную инстинктивную волю, в чем Теннис видел характерную особенность общинного поведения.

Методологический подход Тенниса к изучению пре ступления был связан с шедшей в то время дискуссией о статистике — является ли она наукой или методом. Теннис считал, что статистика — это и метод, и наука. Как наука она изучает природные и социальные осо бенности населения той или иной страны, а как метод представляет собой социографию, объединяющую ко личественные и качественные методы эмпирического описания морального и социального состояния обще ства.

Теннис вскрыл методологические трудности в исполь зовании действительной статистики преступлений. Он понял, что официальная статистика обычно не соответ ствует комплексной картине всех преступлений, посколь ку, например, не регистрирует коммерческих махина ций и нераскрытых преступлений, а также не делает отличий между случайными и профессиональными ворами. Поэтому он утверждал, что эмпирико-социологи- ческое исследование, в основу которого положена толь ко социальная статистика, не может быть достаточным, и предлагал дополнить его наблюдениями.

Свое первое эмпирическое исследование преступ ных действий Теннис провел на материале Гамбург ской портовой забастовки 1896—1897 годов, доказывая, что преступления, совершенные в тот момент, обуслов лены социально-экономическими условиями жизни ра бочих. Вторая, наиболее интересная, часть эм пирических исследований преступности касается пре ступников, заключенных в тюрьму в немецкой земле Шлезвиг-Гольштейн и за ее пределами в период с 1874 по 1914 год. Здесь для сбора данных Теннис пользовал ся методом интервью, а также полагался на официаль ные доклады и статистику преступлений из других тю рем. Главной целью исследования Тенниса было изуче ние связи вида преступления с условиями жизни и про исхождением преступника (сельским или городским) для доказательства тенденции перерастания общинного со знания в общественное. Кроме того, Теннис изучал влия ние этой тенденции на разные типы правонарушителей — мошенников и преступников. Анализируя свои данные, он впервые рассчитал процент местных воров относительно мужского населения в рассматриваемой области. Теннис измерил и другие социальные показатели:

•  благосостояние, измеренное как средний доход, выведенный из налоговых поступлений;

•  жилищные условия, измеренные отношением ко личества жильцов к размеру дома;

•  уровень образования, измеренный как относитель ное число грамотных;

•  нравственный уровень, измеренный относитель ным числом внебрачных детей. Далее он исследовал влияние этих параметров на формирование воровских наклонностей соответственно в городе и деревне.

Теннис подчеркивал, что наказание должно соответ ствовать тяжести преступления. Он призывал к совер шенствованию уголовного законодательства, к созданию условий, способствовавших реабилитации преступни ков, и подчеркивал, что существовавший в его время режим осуждения заключенных часто служит причи ной морального и физического распада заключенного и появления более изощренных преступников, умело из бегающих наказания.

Таковы основные аспекты социологии преступности Тенниса. Однако несмотря на неоспоримость его за слуг и признанность его как классика социологии, его идеи никогда не находили восторженного приема, в отли чие от идей Вебера, Дюркгейма или Зиммеля. Неко торые ошибочные трактовки суждений Тенниса, в осо бенности Сорокиным и Парсонсом, породили преврат ное представление о его романтическом идеализме.

Очень часто против Тенниса выдвигают обвинение в том, что в основе его доводов лежит упрощенное пред ставление о взаимозависимости индивидуальной воли и общества и что его идеально-типические понятия общины и общества мешали ему обнаружить негативные социальные отношения. Однако критика того, что Тен нис не объяснил или не мог объяснить, негативные со циальные факты, предстает особенно беспочвенной в свете исследования преступности. Теннис рассматривал преступление как явление, вызванное прежде всего социальными (прямыми или непрямыми) и частично экономическими противоречиями общества. Свою точ ку зрения он четко выражал в статьях, посвященных «Правилам социологического метода» Дюркгейма, не соглашаясь с мнением последнего в оценке преступности как нормального явления социальной жизни.

Таким образом, социология преступности Тенниса дает импульс к переосмыслению его социального про екта в целом 1 .

1 См .: Deflem M. Ferdinand.Tonnies on crime and society an unexplored contribution to criminological sociology // History of the human sciences. L , 1999. Vol . 12. № 3. P . 87-116.

2.4. Развитие социологии права в России

Несмотря на то, что русские ученые, обратившиеся к проблемам юридической социологии почти в одно и то же время с такими классиками европейской социологической мысли, как М. Вебер и Э. Дюркгейм, были и остались гораздо менее известными, их вклад в фор мирование социологического подхода к праву и разра ботку соответствующей проблематики значителен. К этой категории относятся С.А. Муромцев, М.М. Кова левский, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяков- ский, Л.И. Петражицкий. Оценивая важность совокупных результатов творчества русских правоведов-соци ологов, Б.А.Кистяковский писал: «Русский научный мир... может гордиться тем, что именно в русской на учно-юридической литературе раньше других было выдвинуто требование изучать право как социальное явление».

Сергей Андреевич Муромцев (1850—1910) впер вые поставил вопрос о необходимости социологии права как отдельной дисциплины. Ведя полемику с представителями догматического правоведения, он отстаивал идею более широкого подхода к праву как к социаль ному явлению и ставил перед исследователями зада чу «определить отношения, в которых состоят право вые явления... к прочим условиям и факторам обще ственного развития». Ему принадлежит идея органи зованного правопорядка. Он разработал теорию со циальной защиты, осуществляемой обществом орга низованно и неорганизованно. Организованно защита осуществляется посредством специальных органов и в рамках особого порядка. Неорганизованно — при менительно к обстоятельствам. Организованная фор ма защиты и есть правовая или юридическая. Из нее вытекает целый ряд отношений власти и подчинения. Организованная посредством права защита сохраня ет сложившиеся социальные отношения от всевозмож ных стихийно возникающих нарушений, используя для этого метод принуждения. «Юридическая (организо ванная) защита, — пишет Муромцев, — составляет основное отличительное свойство права, своим суще ствованием обусловливающее и вызывающее другие характерные свойства его».

Правопорядок образуется всей совокупностью субъективных прав и представляет собой систему защиты существующих общественных отношений.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ролевая система совокупность ролей
Хотя само понятие ритуал обычно используют для описа ния конкретных форм поведения животных
Беглого очерка социолого правовой концеп ции лумана уже очевидны глубина
Смертная казнь
Среди других агентов социализации следует выде лить средства массовой информации индивида социализация

сайт копирайтеров Евгений