Пиши и продавай! |
В рассматриваемую эпоху идеология включает в себя компоненты, которые сохраняют и идеологические основания последующих государственных форм. Это совокупность общественных норм и обычаев, коллективные этические сущности, религия в ее этико-диктатной части, это теоретические обоснования (чаще всего философские) общественного блага, телеологической целесообразности данной формы государства и все аспекты воздействия на структуры разума косвенными методами: литература, искусство, архитектура, музыка и т.д. Как показано выше, все эти аспекты идеологии имеют диктатную детерминацию и, являясь в основе своей актами внедиктатной активности социума, в процессе эволюции диктата в форме государственности приобретают черты имманентного компонента идеологического основания государства и эволюционируют вместе с ним. Стадия эволюции этих компонентов определяет их эффективность в поддержании существования конкретной формы диктата и в подавлении в рамках данной формы, одной из оснований которой является идеология. ____________________________________________________________ (26) - Сущность идеологии экстремистских форм рассматривается в конце раздела. Стр. 47 Дальнейшая эволюция интроспективно-силовой формы диктата вне зависимости от региона приводит лишь к внешним, формальным или количественно-уровневым изменениям. Если рассматривать западноевропейский суперэтнос, то после развала Римской империи как государственной формы, не приведшего к этническому и формальному диктатному развалу, эволюция диктата, точнее, его интроспективно-силовой формы сводится к медленным изменениям внешних форм государственности и структур подавления. Разграничение рабовладения и раннего феодализма, возможно, уместное с точки зрения политической, формально-государственной, не соответствует реальности с точки зрения эволюции диктата как категории социального бытия и как конкретной формы существования социума. Интроспективное основание взаимоотношений между слоями диктата и функциональный телеологизм слоев не изменяются(27), не изменяется и сущность основной категории диктата - слойные возможности удовлетворения гедонизма, гедонистские потенции слоев подавления и слоев подавляемых. Даже в формальных инфраструктурах диктата трудно найти отличия, если отвлечься от хитросплетений формальной семантики ярлыков и терминов. Крепостной, виллан, производитель феода в тех категориях диктата, о которых сказано выше, ничем не отличаются от производителей рабовладельческого строя. Основная черта - уровень отчуждения материальных благ у производителей - увеличивается, так как форма диктата приближается к закономерному концу. ____________________________________________________________ (27) - Речь идет об общей тенденции, а не флуктуационных вариациях, обусловленных этногенетическими и иными коллизиями, о которых речь шла выше. Стр. 48 Если рабство раннего Шумера (Аккада, Элама и т.д.) воспринимается как благо(28), инициируя позитивно-диктатные мотивации самопричисления на основе поощрения гедонизма подсознания, то для раннего средневековья характерно усиление всех аспектов подавления, как интроспективного, так и силового, что присуще вообще последним фазам генезиса формы диктата. Это усиление реализуется как во внешних формах подавления, так и во всех структурах государственной идеологии, о которой шла речь выше. Единство формы диктата, в рамках которой рассматривается эволюция диктатно-детерминированной государственной идеологии, единство хронологическое и региональное (для западноевропейского суперэтноса) определяет характер эволюции политико-этнических, общественно-этнических, религиозных, сознательных и подсознательных аспектов идейного основания государства. Религиозные компоненты идеологии: онтологические, мистические, этические, а также претерпевающие эволюционную гипертрофию внешне-обрядовые, догматические - приобретают первостепенную важность, иерархический приоритет в общей структуре идеологии государства. Это превалирование религиозных компонентов имеет ортодоксально-диктатную детерминацию. ____________________________________________________________ (28) - Аргументация этого тезиса дана в гл.2, 3. Стр. 49 Обскурация и распад формы диктата (любой) связаны с уменьшением позитивно-мотивационного вовлечения и увеличением негативно-интроспективного подавления в форме произвольной репрессии за отказ или самоотчуждение от прокламируемых догм идеологии. Христианство(29) в эту эпоху (приблизительно до X-XIV вв.) приобретает все черты догматической идеологии, и в то же время все структуры, слои, аспекты самозавершенной формы диктата. Ряд факторов определяет тот гигантский уровень воздействия, подавления, который присущ христианству (равно исламу и т.д.). Это мощная идейная основа, включающая онтологические, мистические, этические стороны, и как воздействующая на сознание большинства индивидов социума, так и привлекающая мощные умы, даже с высоким уровнем пассионарности. Не только Августин, Фома Аквинский, но и философы, такие как Скот, Оккам и другие, мощью своего ума усиливали идейную основу христианства и тем самым мощь его воздействия на социум. С другой стороны, христианство как форма диктата имело имманентные черты, которые в рассматриваемую эпоху обеспечили ему внешнее и интроспективное доминирование в Европе, несмотря на изобилие контрверсивных идейных и религиозных течений. Строгая иерархия, огромное количество пассионарных адептов (монахов, членов религиозных орденов и т.д.), высокий уровень мотивационного вовлечения(30) - эти черты христианства, базирующиеся на мощной, притягательной идейной основе, явились основой превалирования христианства и как идеологии, и как формы диктата. ____________________________________________________________ (29) - Это утверждение справедливо и для ислама, иудаизма и т.д. (30) - Чарльз Ли в "Истории инквизиции" доказательно аргументирует тезис, что деятельный ум из любого слоя социума мог достигнуть самых высоких уровней церковной иерархии. Стр. 50 К этой диктатной детерминации этики |
|
|
|