Пиши и продавай! |
рез борьбу не на жизнь, а на смерть имеет возможность прийти к истинному сознанию27. Диалектика должна подразумевать движение, но эта диалектика идентичности европейского суверенитета отброшена в статику. Ущербная диалектика предполагает возможность истинной диалектики, которая, опираясь на негативность, будет двигать историю дальше. '}) БУМЕРАНГ ИНАКОВОСТИ Многие авторы, особенно во время долгого периода напряженной борьбы за деколонизацию с конца Второй мировой войны по 1960-е годы включительно, доказывали, что той позитивной диалектике колониализма, которая служит основанием и стабилизирует идентичность европейского суверенитета, должен быть брошен вызов со стороны по-настоящему негативной и, следовательно, революционной диалектики. Мы не можем победить производство инаковости в логике колониализма, утверждали эти авторы, просто выявляя искусственность сконструированных тождеств и различий и надеясь посредством этого прямо прийти к подтверждению подлин- ДИАЛЕКТИКА КОЛОНИАЛЬНОГО СУВЕРЕНИТЕТА 129 ного единства человечества. Единственной возможной стратегией является обращение вспять или инверсия самой логики колониализма. «Единство, которое в конечном счете появится, которое сплотит все угнетаемые народы в единой борьбе, — провозглашает Сартр, — должно быть предварено в колониях тем, что я назову моментом отделения или негативности: этот антирасистский расизм является единственным путем, который приведет к отмене расовых различий»28. Сартр полагает, что эта негативная диалектика в конце концов приведет историю в движение. Негативная диалектика чаще всего воспринималась в категориях культуры, например как проект негритюда1 — поиск, направленный на открытие сущности темнокожего человека или на раскрытие его души. Согласно этой логике, ответ на созданные колонизаторами образы должен быть симметричным. Даже если принадлежность колонизированных к черной расе воспринимается как искусственный образ и мистификация, созданные колониальным воображением, она не отрицается и не отбрасывается на этом основании, но скорее подтверждается — как сущность! Согласно Сартру, революционные поэты негритюда, такие как Эме Сезерй и Леопольд Сенгор™, берут негативный момент, унаследованный ими от европейской диалектики, и трансформируют его в нечто позитивное, интенсифицируя его, заявляя его как момент самосознания. Более не являясь силой стабилизации и равновесия, одомашненный Другой стал дикарем, истинно Другим — то есть способным к ответным действиям и самостоятельной инициативе. Это, как прекрасно и угрожающе провозглашает Сартр, есть «момент бумеранга»29. Негативный момент способен на ответное уничтожение европейской Самости — особенно потому, что европейское общество и его ценности основаны на доместикации и негативном включении колонизируемых. Момент негативности выдвигается как необходимый первый шаг в переходе к конечной цели безрасового общества, которое признает равенство, свободу и общность человеческой природы всех людей30. Тем не менее, несмотря на последовательную диалектическую логику этой основанной на идеях Сартра культурной политики, предлагаемая ею стратегия кажется нам совершенно нереальной. Сила диалектики, которая в руках колониальной державы мистифицирует реальность колониального мира, принимается вновь как часть антиколониального проекта, как если бы диалектика сама была действительной формой движения истории. Однако реальность и история не диалектичны, и никакие идеалистические риторические упражнения не могут привести их в соответствие с диалектикой. Между тем стратегия негативности, момент бумеранга, предстает в совершенно ином свете, когда она рассматривается в недиалектической форме и скорее в политических, чем в культурных понятиях. Фанон, например, : 130 ПЕРЕХОДЫ СУВЕРЕНИТЕТА I отрицает культурную политику негритюда с ее осознанной идентичнос- I тью черной расы и формулирует революционный антитезис в терминах j физического насилия. Исходный момент насилия тот же, что и у колони- I ализма: доминирование и эксплуатация колонизированного колонизато- ром. Второй момент, ответ колонизированного на это исходное насилие, Однако и для Фанона, и для Малкольма И к с а э т о т негативный момент, | открытая негативность есть просто здоровое выражение реального анта- \ гонизма, прямого отношения силы. Поскольку она не является средством, ,i ведущим к итоговому синтезу, эта негативность не является политикой [ самой по себе; скорее она просто фиксирует отделение от колониального господства и открывает поле д л я политики. Р е а л ь н ы й политический процесс конституирования будет происходить на э т о м о т к р ы т о м пространстве сил с использованием позитивной логики, не связанной с диалектикой колониального суверенитета. Рабочая сила лишена субъектности |
|
|
|