<<< ΛΛΛ >>>
мало что сказали о нем?
Все эти неясности означают, что, как бы мы ни систематизировали попыт-
ки «картографировать» национализм, авторы подобного рода антологий
обычно оказываются стоящими друг к другу спиной, всматриваясь в различ-
ные, смутные горизонты, а не объединенными в организованной, сплочен-
ной борьбе. С гало бы гь, любое короткое предисловие способно очертить толь-
ко некие общие границы вопроса.
Философские трудности в этой области были всегда. Гердера, который мет-
ко сказал, ч го « Denn jedes Volk ist Volk; es hat seine National Bildung wie seine
Sprache»1, положение обязывало настаивать на уникальности всякого наро-
да/Volk только потому, что он являлся автором обширной четырехтомной
всеобщей истории, озаглавленной «Ideen zur Philosophie der Geschichte der
Menschheit»-. Та самоочевидная система координат, в рамках которой мыс-
лили величайшие из европейских умов, начиная с эпохи Просвещения и кон-
чая самым недавним временем, носила универсальный характер — так ска-
зать, Menschheit''1 и/или Weltgeschichte*. Гегель всю свою многотрудную
жизнь провел на маленьком, пятисотмильном отрезке между Штутгартом и
Берлином, но нам кажется совершенно естественным, что, благодаря трем с
половиной векам книгопечатного капитализма постренессансного периода
<<< ΛΛΛ >>>
Возможности Национальная экономика Интернационализм
|