Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Печатается по: Грамши А. Избранные произведения в трех томах. Т. 3. M., 1956—1959. С. 130—143.

ПРИМЕЧАНИЯ

*1* Кадорнизм — диктаторские, бюрократические методы руководства. Термин образован от фамилии Луиджи Кадорна — главнокомандующего итальянскими войсками во время первой мировой войны.

*2* Речь идет о книге “Государь” итальянского политического мыслителя Н.Макиавелли (1469—1527), которую Грамши оценивал очень высоко.

*3* Либертаристское движение — в данном контексте анархистское движение.

*4* См. с. 185 данного издания.

*5* Вико Джамбаттиста (1668—1744) — итальянский мыслитель. Выдвинул идею циклического характера развития общества, развития, аналогичного возрастам человека — детству, юности и зрелости. Исторические законы, по Вико, регулируют и направляют стихийную борьбу людей за их цели и идеалы, вместе с тем именно эта борьба проторяет дорогу исторической необходимости. Главный труд — “Основания новой науки об общей природе наций” (1725).

*6* Кавур Камилло Бенсо (1810—1861)—итальянский политический деятель умеренно-либерального толка эпохи борьбы за объединение Италии. Сначала был премьер-министром Сардинского королевства, после объединения страны стал главой итальянского правительства. Н. Г. Чернышевский относил Кавура “к партии .рутины”. “Восточная” политика Кавура — политика в отношении Австрии, оккупировавшей большую часть Апеннинского полуострова.

*7* Барсанти Пьетро — капрал, напавший 24 мая 1870 г. вместе с группой республиканцев на военную казарму с целью привлечь солдат на сторону мадзинистов. Попытка Барсанти провалилась, и он был расстрелян по приговору суда.

ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Грамши А. Избранные произведения в трех томах. М., 1956— 1959;

Он же. Тюремные тетради в трех частях. Часть первая. М. 1991;

Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли

Тольятти Пальмиро

(1893—1964)—выдающийся деятель итальянского и международного коммунистического и рабочего движения. В 1911 г. поступил в Туринский университет, где встретился с Антонио Грамши, который фактически стал наставником и учителем Тольятти. С 1912 г. Тольятти участвует в молодежном социалистическом движении. Член Итальянской социалистической партии (ИСП) с 1914 г., а спустя некоторое время — один из ее руководителей в Турине. С 1919 г. вместе с Грамши Тольятти основывает марксистский еженедельник “Ординенуово” и становится его редактором. Сложившаяся вокруг еженедельника группа внесла большой вклад в создание в январе 1921 г. Коммунистической партии Италии. После ареста Грамши в ноябре 1926 г. Тольятти становится фактически руководителем компартии. В марте 1944 г. он выступил инициатором создания правительства национального единства на широкой демократической основе и в апреле того же года вошел в коалиционное правительство в качестве министра. При его непосредственном участии осуществлялась подготовка вооруженного восстания 25 апреля 1945 г., завершившегося полным освобождением Италии от немецких захватчиков. В 1944—1946 гг. Тольятти занимает в разных правительствах Италии посты министров и заместителя председателя Совета министров. С 1945 г.— генеральный секретарь ИКП (так стала называться с 1943 г. Коммунистическая партия Италии). На парламентских выборах 1948, 1953, 1958 и 1963 гг. Тольятти избирался в палату депутатов, где возглавлял парламентскую группу ИКП. “Лекции о фашизме”, фрагменты из которых публикуются в настоящем издании, не представляют собой самостоятельного произведения. Это цикл лекций, прочитанных для коммунистов-подпольщиков из Италии в январе — апреле 1935 г. в Москве. Отрывки подобраны с таким расчетом, чтобы они в основе своей перекликались с работой Б. Муссолини

“Доктрина фашизма”, давая тем самым возможность ознакомиться с различными точками зрения на проблему фашизма. (Текст подобран О. Л. Безручкиным.)

ЛЕКЦИИ О ФАШИЗМЕ

Наиболее полное определение фашизма было дано XIII пленумом ИККИ*1*. Вот оно: “Фашизм есть открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов капитала”.

Не всегда фашизму давалось такое определение. На различных этапах, в различные моменты фашизму давались разные определения, зачастую ошибочные.

В этих выступлениях отсутствует попытка соединить, увязать два элемента: диктатуру буржуазии и движение мелкобуржуазных масс.

С теоретической точки зрения вскрыть связь между этими двумя элементами довольно сложно. Но понять эту связь все же необходимо. Если ограничиться лишь рассмотрением первого элемента, то потеряется из виду главная линия исторической эволюции фашизма и его классовое содержание. Если остановиться только на втором элементе, теряются из виду перспективы.

[...] Движение масс неодинаково в разных странах. Точно так же неодинакова в разных странах и диктатура. В этой связи должен предостеречь вас от ошибки, которую легко совершить. Не следует думать, будто все то, что верно для Италии, обязательно должно быть верным и подходить для всех других стран. В различных странах фашизм может принимать разные формы. И массы в различных странах могут иметь разные формы организации. Не следует также забывать о времени, о котором идет речь. Даже в одной и той же стране в разные времена фашизм имеет различную форму. Поэтому нам необходимо всегда учитывать оба элемента. Мы видели, в чем состоит наиболее полное определение фашизма.

Почему именно в данный момент, на данном этапе исторического развития, мы столкнулись именно с такой формой, т. е. открытой, незамаскированной диктатурой самых реакционных, самых шовинистических слоев буржуазии? Понятно, что нельзя противопоставлять буржуазную демократию диктатуре. Всякая демократия есть диктатура.

Нельзя познать, что такое фашизм, не познав империализма. [...] Почему? Потому, что буржуазия, учитывая реальное соотношение сил между классами и необходимость для капиталистов гарантировать собственные прибыли, должна найти соответствующие формы, чтобы оказать сильное давление на трудящихся. С другой стороны, монополии, т. е. руководящие группы буржуазии, осуществляют максимальную концентрацию производства, и прежние формы управления становятся препятствием для их развития. Буржуазия вынуждена восставать против творения своих собственных рук, поскольку то, что прежде представляло для нее элемент развития, ныне становится помехой для сохранения капиталистического общества.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Каждое из них образует рамки
Эта идеология эклектична
Я предпочитаю понятие социальное государство оно обеспечивает всех членов общества всей полнотой
Первобытной демократией рода
Другими областями деятельности политики философии

сайт копирайтеров Евгений