<<< ΛΛΛ >>>
не позволил бы людям вести обычную повседневную жизнь, они его вытес-
няют. Такое вытеснение, в свою очередь, вызывает напряжение, которое во
избежание чрезмерного его накопления время от времени выходит через
предохранительный клапан. 42 Что-то от этого есть в старом анекдоте о чело-
веке, который настолько боялся смерти, что сам себя же и убил. Иными сло-
вами, при демократии случается, что люди сами испуганно тянутся к смер-
ти, чтобы быстрее вырваться из ее объятий. При демократии такие страхи
больше не проецируются на воображаемые «силы» природы; религиозные
институты утрачивают свою монополию на сообщение с жутким при помо-
щи священных образов, приковывающих внимание верующих к образам жи-
вого Бога, который предстает в облике некоего ужасного божества, способ-
ного прогневаться на жалких людишек. Следовательно, современный опыт
жуткого, как правило, оказывается «бездомным». Вернемся к средствам мас-
совой информации: успешное создание и сохранение ими своих аудиторий
отчасти связано с их способностью создавать такие места, которые позволя-
ют людям фиксировать свои символические представления об умирании
и смерти. Средства массовой информации позволяют людям, которые слов-
но одержимы волнующей картиной, наподобие той, где Дюрер изобразил
Смерть в виде незваной гостьи, упрямо преследующей свою жертву, удовле-
<<< ΛΛΛ >>>
Сшить воедино разорванные кусочки морали синей нитью политичес- кого сообщества
Каким образом современные средства массовой информации зачаровывают свои аудитории историями
|