<<< ΛΛΛ >>>
произволу власти. Все вынуждены подчиняться пугающей максиме, согласно
которой «управляет одно лицо по своей воле и прихотям».5
В разборе деспотизма у Монтескье, несомненно, весьма сильны были эле-
менты воображения или «вымысла», особенно в том, что касалось предвзя-
тых или ориенталистских представлений о мусульманских обществах.6 Тем
не менее, связав воедино темы страха и деспотизма, Монтескье во многом
способствовал интеллектуальному отходу от status quo абсолютной монархии
в атлантическом регионе, убедив многих своих читателей в том, что деспо-
тизм был новой и опасной формой неограниченной — сосредоточенной
и необъяснимой — светской власти. С точки зрения Монтескье, деспотизм,
у которого не было никаких иных идеалов, кроме слепого стремления к вла-
сти ради власти, и который опирался на слепое повиновение своих поддан-
ных, представлял собой полубезумную, насильственную и внутренне проти-
воречивую форму правления. Слепо властвуя над миром, оставляя за собой
следы беспорядка, разорения и беззакония, он доходит до того, что начина-
ет уничтожать основы собственного всемогущества. Таким образом, он
уничтожает страх, без которого его процветание невозможно. Деспотизм
становится бичом приличий. Он повергает в ступор и вызывает отторжение
<<< ΛΛΛ >>>
Современные гражданские общества Психологической литературе
Как понятие
|