Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


356
7


44
144


67
87


114
10


–38
+213


–40
+142


–68
+43

Источник: Lexis/News. Количество упоминаний означает количество статей о “свободном мире” и “Западе” или содержащих такие термины. Упоминания термина “Запад” проверялись на контекстное значение, чтобы убедиться, что данный термин был использован в качестве названия цивилизации или политической целостности.

Как заметил Хедли Булл, “если два или более государства поддерживают контакты между собой и оказывают значительное влияние на решения друг друга, то чтобы заставить их действовать – по крайней мере, в какой-то степени – как части единого целого, существует международная система. Международное сообщество тем не менее существует только тогда, когда страны, входящие в международную систему, имеют “общие интересы и общие ценности”, считают себя связанными единым сводом правил”, “принимают совместное участие в работе общих институтов” и имеют “общую культуру или цивилизацию”33. Как и ее шумерская, греческая, эллинистическая, китайская, индийская и исламская предшественницы, европейская международная система с семнадцатого по девятнадцатый век также была международным сообществом. В девятнадцатом и двадцатом столетии европейская международная система расширилась до такой степени, что включила в себя практически все общества в других цивилизациях. Некоторые европейские институты и порядки также были экспортированы в эти страны. И все же этим обществам пока недостает общей культуры, лежащей в основе европейской международной системы. Таким образом, выражаясь терминами британской теории международных отношений, мир является хорошо развитой международной системой, но в лучшем случае лишь весьма примитивным международным сообществом.

Каждая цивилизация видит себя центром мира и пишет свою историю как центральный сюжет истории человечества. Это, пожалуй, даже более справедливо по отношению к Западу, чем к другим культурам. Такие моноцивилизационные точки зрения, однако, утратили значимость и пригодность в полицивилизационном мире. Исследователям цивилизаций уже давно знаком этот трюизм. В 1918 году Шпенглер развеял превалирующий на Западе близорукий [c.72] взгляд на историю с ее четким делением на античный, средневековый и современный периоды. Он говорил о необходимости заменить “птолемеев подход к истории коперниковым” и установить вместо “пустого вымысла об одной линейной истории – драму нескольких могущественных держав”34. Несколькими десятилетиями спустя Тойнби подверг критике “ограниченность и наглость” Запада, выражавшиеся в “эгоцентрических иллюзиях” о том, что мир вращается вокруг него, что существует “неизменный Восток” и что “прогресс” неизбежен. Как и Шпенглер, он на дух не выносил допущения о единстве истории, допущения, что существует “только одна река цивилизации – наша собственная и что все остальные являются либо ее притоками, либо затеряны в песках пустыни”35. Бродель спустя пятьдесят лет после Тойнби также признал необходимость стремления к более широким перспективам и пониманию “великих культурных конфликтов в мире и множественности его цивилизаций”36. Иллюзии и предрассудки, о которых предупреждали нас эти ученые, все еще живы и в конце двадцатого века расцвели и превратились в широко распространенную и ограниченную по сути концепцию о том, что европейская цивилизация Запада есть универсальная цивилизация мира. [c.73]

Примечания

* Продолжительность (фр.)

** Использование терминов “Восток” и “Запад” для обозначения географических районов является сбивающим с толку и этноцентрическим. “Север” и “юг” имеют повсеместно принятые исходные точки – на полюсах. У понятий “Восток” и “Запад” такие базисные точки отсутствуют. Вопрос заключается в следующем: восток и запад чего? Все зависит от того, где вы стоите. По-видимому, “Запад” и “Восток” изначально относились к западной и восточной частям Евразии. С точки зрения американца, однако, Дальний Восток следует называть Дальним Западом. Большую часть китайской истории Запад означал Индию, в то время как “в Японии "Запад" обычно обозначает Китай”. William E. Naff, “Reflections on the Question of 'East and West' from the Point of View of Japan”, Comparative Civilizations Review, 1986.

*** Но что можно сказать насчет еврейской цивилизации? Большинство исследователей цивилизаций едва упоминают о ней. Если судить по количеству людей, то иудаизм – это явно не основная цивилизация. Тойнби описывает ее как остановившуюся цивилизацию, которая эволюционировала из раннесирийской. Исторически она связана и с христианством, и исламом. На протяжении нескольких веков евреи сохраняли свою культурную идентификацию, живя в западной, православной и исламской цивилизациях. С созданием Израиля евреи получили все объективные атрибуты цивилизации: религию, язык, обычаи, общественные институты, политический и территориальный “дом”. Но как насчет субъективной идентификации? Евреи, живущие в иных культурах, по-разному соотнесли себя со средой, начиная от абсолютной идентификации себя с иудаизмом и Израилем, до номинального иудаизма и полной идентификации с той цивилизацией, внутри которой они находятся. Последнее, однако, имело место главным образом среди евреев, живущих на Западе. См.: Mordecai M. Kaplan. Judaism as a Civilization. 1981.

Библиография (с. 535–541)

1. “Мировая история есть история великих культур”, – сказал Освальд Шпенглер. Oswald Spengler, Decline of the West (New York: A.A. Knopf, 1926–1928), II, 170. В основных работах следующих [c. 535] авторов анализируется природа и динамика цивилизаций: Мах Weber, The Sociology of Religion (Boston: Beacon Press, trans. Ephraim Fischoff, 1968); Emile Durkheim and Marcel Mauss, “Note on the Notion of Civilization”, Social Research, 38 (1971), 808–813; Oswald Spengler, Decline of the West; Pitirim Sorokin, Social and Cultural Dynamics (New York: American Book Co., 4 vols., 1937–1985); Arnold J. Toynbee, A Study of History (London: Oxford University Press, 12 vols., 1934–1961); Alfred Weber, Kulturgeschichte als Kultursoziologie (Leiden: A.W. Sijthoff's Uitgerversmaatschappij N. V., 1935); A.L. Kroeber, Configurations of Culture Growth (Berkeley: University of California Press, 1944), и Style and Civilizations (Westport, CT: Greenwood Press, 1973); Philip Bagby, Culture and History: Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations (London: Longmans, Green, 1958); Carroll Quigley, The Evolution of Civilizations: An Introduction to Historical Analysis (New York: Macmillan, 1961); Rushton Coulborn, The Origin of Civilized Societies (Princeton: Princeton University Press, 1959); S.N. Eisenstadt, “Cultural Traditions and Political Dynamics: The Origins and Modes of Ideological Politics”, British Journal of Sociology, 32 (June 1981), 155–181; Fernand Braudel, History of Civilizations (New York: Alien Lane – Penguin Press, 1994) и On History (Chicago: University of Chicago Press, 1980); William H. McNeill, The Rise of the West: A History of the Human Community (Chicago: University of Chicago Press, 1963); Adda B. Bozeman, “Civilizations Under Stress”, Virginia Quarterly Review, 51 (Winter 1975), 1–18, Strategic Intelligence and Statecraft (Washington: Brassey's (US), 1992), и Politics and Culture in International History: From the Ancient Near East to the Opening of the Modern Age (New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1994); Christopher Dawson, Dynamics of World History (LaSalle, IL: Sherwood Sugden Co., 1978), и The Movement of World Revolution (New York: Sheed and Ward, 1959); Immanuel Wallerstein, Geopolitics and Geoculture: Essays on the Changing World-system (Cambridge: Cambridge University Press, 1992); Felipe Fern{a/}ndez-Armesto, Millennium: A History of the Last Thousand Years (New York: Scribners, 1995). К этим трудам можно прибавить последнюю, трагически отмеченную работу Луиса Гарца – Louis Hartz, A Synthesis of World History (Zurich: Humanity Press, 1983), – которая, как отозвался Сэмюэль Бир, “с примечательным предвидением предугадала разделение [c. 536] человечества (что очень похоже на современную модель мира, сложившегося после холодной войны”) на пять великих “культурных пространств”: христианское, мусульманское, индусское, конфуцианское и африканское. Memorial Minute, Louis Hartz, Harvard University Gazette, 89 (May 27, 1994). Большую ценность представляет краткий обзор и введение в исследование цивилизаций представляет работа Мэттью Мелко: Matthew Melko, The Nature of Civilizations (Boston: Porter Sargent, 1969). Я также признателен Хэйворду В. Олкеру за крайне полезную критическую статью на мою работу в Foreign Affairs (Hayward W. Alker, Jr., “If Not Huntington's “Civilizations”, Then Whose?”; unpublished paper, Massachusetts Institute of Technology, 25 March 1994). [c. 537]

2. F. Braudel, On History, pp. 177–181, 212–214, и History of Civilizations, pp. 4–5; Gerrit W. Gong, The Standard of “Civilization” in International Society (Oxford: Clarendon Press, 1984), 81ff., 97–100; I. Wallerstein, Geopolitics and Geoculture, pp. 160ff. and 215ff; Arnold J. Toynbee, Study of History, X, 274–275, и Civilization on Trial (New York: Oxford University Press, 1948), p. 24. [c. 537]

3. F. Braudel, On History, p. 205. Более обширный обзор определений культуры и цивилизации, особенно немецких, см. A.L. Kroeber and Clyde Kluckhohn, Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions (Cambridge: Papers of the PeabodyMuseum of American Archaeology and Ethnology, Harvard University, Vol. XLVII, No. 1, 1952), passim, но особенно – pp. 15–29. [c. 537]

4. A.D. Bozeman, “Civilizations Under Stress”, p. 1. [c. 537]

5. E. Durkheim and M. Mauss, “Notion of Civilization”, p. 811; F. Braudel, On History, pp. 177, 202; M. Melko, Nature of Civilizations, p. 8; I. Wallerstein, Geopolitics and Geoculture, p. 215; С. Dawson, Dynamics of World History, pp. 51, 402; O. Spengler, Decline of the West, I, p. 31. Интересно, что в International Encyclopedia of the Social Sciences (New York: Macmillan and Free Press, ed. David L. Sills, 17 vols., 1968) нет основных статей, дающих определения “цивилизации” или “цивилизаций”. “Концепция цивилизации” (в единственном числе) рассматривается в статье “Урбанистическая революция”, в то время как цивилизации мимоходом упомянуты в статье “Культура”. [c. 537]

6. Herodotus, The Persian Wars (Harmondsworth, England: Penguin Books, 1972), pp. 543–544. [c. 537]

7. Edward A. Tiryakian, “Reflections on the Sociology ofCivilizations”, Sociological Analysis, 35 (Summer 1974), 125. [c. 538]

8. A.J. Toynbee, Study of History, I, 455, цит. по М. Melko, Nature of Civilizations, pp. 8–9; и F. Braudel, On History, p. 202. [c. 538]

9. F. Braudel, History of Civilizations, p. 35, и On History, pp. 209–210. [c. 538]

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



Большему населению необходимо больше ресурсов
Верно в случае со стержневыми государствами
Где заявлено о национальном чрезвычайном положении по отношению к химическому

сайт копирайтеров Евгений