Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Глубоко интересующий нас в данной книге феномен власти — это явление исключительное, выдающееся, глобальное, требующее особого внимания к практике сотен веков человеческого рода, создавшего власть как социальный институт вообще и власти самых различных предназначений в частности и настойчиво ищущего у власти ответы на свои жизненные вопросы и помощи в устранении своих бед.

Так что же такое власть? Этому посвящена вся первая глава.

Свыше ста лет назад Владимир Даль писал, что власть — это "право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники"*. В качестве

* Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. I.

М.: Терра — Книжный клуб, 1998. С. 522

примеров употребления этого понятия он приводил суждения и по-' говорки своего времени: "Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона. Великая власть от Бога. Всякая власть от Бога. Всякая » власть Богу ответ дает"*. А затем следовали десятки слов, широко употреблявшихся в свое время и являвшихся производными от основного слова. В их числе — властитель, властительство, властвование, властодержец, властолюбец и властоненавидец. Содержались пояснения сути власти и властелинства: владычество, господство, полновластное управление.

Разумеется, словарь — далеко не научный трактат, но именно словарь и толкования В. Даля дают добрую пищу для ума, решившегося погрузиться и в тонкости языка, и в суть и тайны власти и поразмышлять о богатстве ее содержания и неисчерпаемости ее оттенков, ее пользе и ценности для людей и вместе с тем о привносимых ею угрозах, опасностях и неудобствах для человека. '

В наше время уже не может быть фундаментальных учений о человеке и науки об обществе без вопросов о власти, как не может быть и самого человека и общества, стоящих абсолютно вне власти. Продолжать проявлять недооценку вопросов о власти и властной деятельности в современной жизни как в России, так и за рубежом, оставлять власть без собственной науки — значит демонстрировать ограниченность, ущербность взглядов, неполноту профессионализма и эрудиции, отставание мышления от действительности, от обыденных реалий.

Обращаясь к проблематике власти и упоминая ряд известных ее исследователей, В. Д. Виноградов и Н. А. Головин пишут: "Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни. Ее сущностные характеристики охватывают большой спектр физических, цветовых и иных гамм: деспотическая, авторитарная, демократическая, "кровавая", "коричневая", "тупая" власть, элитарная, бюрократическая и т. д. В самих этих определениях власти содержится то основное качество, которое превалировало в те или иные периоды развития конкретного государства. Англичанин лорд Эктон пустил по миру крылатую фразу: "Власть — это зло, абсолютная власть — зло абсолютное". М. А. Бакунин в категоричной форме провозгласил: "Власть — всегда аморальна". Английский социолог Р. Мартин писал: "Власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое". В то же время власть — это порядок, сохранение целостности государства, его культуры, традиций, обеспечение его жизнедеятельности. Безвластие угрожает любому обществу анархией, развалом, упадком. Верно заметил Р. Арон: "Всякая власть кажется предпочтительной в отсутствие власти"**. Ученые, исследователи, мыслители и в первую очередь сами властители практически вплотную подошли к рубежу, когда нужно всерьез создавать, разрабатывать, применять науку о власти (во всем многообразии ее проявлений) и прежде всего науку о государственной власти.

Власть — это всепланетное, глобальное явление. Это — целый мир явлений, по своей неисчерпаемости имеющий мало равных себе феноменов.

* Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. I. М.: Терра — Книжный клуб, 1998. С. 522.

'"* Виноградов В. Д., Головин Н. А. Политическая социология. С. 52.

Пожалуй, здесь сопоставимы только такие столь же многоплановые феномены, как экономика, культура, духовный мир, наука и в конечном счете сам человек и даже само общество — создание человека.

3. Власть в мире человека

Ключевое социальное явление, плод творчества многих поколений

людей — власть существует в обществе, т. е. в общей системе множества общественных явлений, человеческих дел, отношений и взаимодействий. Она органично связана с ними, взаимодействует с ними и влияет на них, испытывая, в свою очередь, воздействие многочисленных и разнохарактерных явлений, процессов и событий. Без учета этих особенностей власть как таковая представала бы неполной, односторонней. Конечно, не все явления, в мир которых погружена власть, равнозначны и сопоставимы как по уровню и масштабам своего влияния на| власть, так и по влиянию, испытываемому ими со стороны власти.

Каков же первоочередной список явлений в том мире феноменов, где на ведущих (а то и на самых первых) ролях присутствует собственно власть? Он весьма широк и может строиться по двум основаниям: 1) власть и соответствующее явление; 2) то или иное явление и власть. Многие авторы посвящают свои труды этой важной проблеме человеческой жизни*.

В целом в необходимом первоочередном списке можно назвать следующие проблемы: власть и жизнь, власть и образ жизни, власть и народ, власть и общество, власть и государство, власть и отечество, власть и право, власть и конституция, власть и закон, власть и политика, власть и экономика, власть и культура, власть и наука, власть и информатика, власть и идеология, власть и мораль, власть и собственность, власть и рынок, власть и предпринимательство, власть и свобода, власть и патриотизм, власть и справедливость, власть и равенство, власть и совесть, власть и честь, власть и достоинство, власть и семья, власть и воспитание, власть и образование, власть и школа и т. д. А если посмотреть масштабно, обобщенно, то, собственно, в фокусе повсюду стоит проблема: человек и власть.

Ь В обществе система власти начинается с человека, фактически погружена в мир человека. Ему самому надлежит прийти к власти, возглавить ее, стать у ее руля или же избрать того, кто встанет у рычагов власти над ним и от его имени будет блюсти и творить закон. Точнее говоря, в реальной жизни человек, входя в мир, застает власть готовой, повелевающей и либо беспрекословно подчиняется ей (что происходит

* См., напр.: Жискар д'Эстен В. Власть и жизнь / Пер. с фр. М.: Междунар. отношения, 1990; Никольский С. А. Власть и земля. М.: Агропромиздат, 1990;

Абдулатипов Р. Г. Власть и совесть. М.: Славянский диалог, 1994; Роговин В. А. Власть и оппозиции. М., 1993; Громов Е. С. Сталин: власть и искусство. М., 1998; Бурлацкий Ф. М., Мушинский В. О. Народ и власть. М., Политиздат, 1986;

Банашак М., Форхольцер И. Человек и власть / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973;

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Россия переживает пору увлечения политологией
Из перенесения на государство начал семейного быта возникает учение патриархальное
Гибель одних государств
Связанных с неадекватно представленными интересами
К целому ряду актуальных проблем к pa тологии надо лишь безотлагательно привлечь внимание

сайт копирайтеров Евгений