Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

391

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО

Древней проблемой теодицеи как раз и является вопрос: почему же это сила, изображаемая одновременно как всемогущая и благая, смогла создать такой иррациональный мир незаслуженного страдания, безнаказанной несправедливости и неисправимой глупости? Либо она не есть одно, либо же она не есть другое; или жизнью правят совершенно иные принципы возмещения и воздаяния, такие, которые можем толковать метафизически, или же такие, которые навсегда будут недоступны нашему толкованию. Проблема опыта иррациональности мира и была движущей силой всякого религиозного развития. Индийское учение о карме и персидский дуализм, первородный грех, предопределение и Deus absconditus – все они выросли из этого опыта. И первые христиане весьма точно знали, что миром управляют демоны, что тот, кто связывается с политикой, то есть с властью и насилием как средствами, заключает пакт с дьявольскими силами и что по отношению к его действованию не то истинно, что из доброго может следовать только доброе, а из злого лишь злое, но зачастую наоборот. Кто не видит этого, тот в политическом отношении действительно ребенок. <...>

Таким образом, проблему политической этики ставит отнюдь не современное, рожденное ренессансным культом героев неверие. Все религии бились над этой проблемой с самым различным успехом, и потому, что было сказано, иначе и быть не могло. Именно специфическое средство легитимного насилия исключительно как таковое в руках человеческих союзов и обусловливает особенность всех этических проблем политики.

Кто бы, ради каких бы целей ни блокировался с указанным средством – а делает это каждый политик, – тот подвержен и его специфическим следствиям. В особенно сильной мере подвержен им борец за веру, как религиозный, так и революционный. Давайте непредвзято обратимся к примеру современности. Тот, кто хочет силой установить на земле абсолютную справедливость, тому для этого нужна свита: человеческий “аппарат”. Ему он должен обещать необходимое /внутреннее и внешнее/ вознаграждение – мзду небесную или земную – иначе “аппарат” не работает. Итак, в условиях современной классовой борьбы внут

392

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО

ренним вознаграждением является утоление ненависти и жажды мести, прежде всего: Ressentiment ' a и потребности в псевдоэтическом чувстве безусловной правоты, поношении и хуле противников... Достигшая господства свита борца за веру особенно легко вырождается обычно в совершенно заурядный спой обладателей теплых мест.

Кто хочет заниматься политикой вообще и сделать ее своей единственной профессией, должен осознавать данные этические парадоксы и свою ответственность за то, что под их влитием получится из него самого. Он, я повторяю, спутывается с дьявольскими силами, которые подкарауливают его при каждом действии насилия. Великие виртуозы акосмической любви к человеку и доброты, происходят ли они из Назарета, из Ассизи или из индийских королевских замков, не “работали” с политическим средством – насилием, их царство было “не от мира сего”, и все-таки они действовали и действовали в этом мире, и фигуры Платона Каратаева и святых Достоевского все еще являются самыми адекватными конструкциями по их образу и подобию. Кто ищет спасения своей души и других душ, тот ищет его не на пути политики, которая имеет совершенно иные задачи – такие, которые можно разрешить только при помощи насилия. Гений или демон политики живет во внутреннем напряжении с богом любви, в том числе и христианским Богом в его церковном проявлении – напряжении, которое в любой момент может разразиться непримиримым конфликтом <...> В самом деле: политика делается, правда головой, но, само собой разумеется не только головой. Тут совершенно правы исповедующие этику убеждения. Но должно ли действовать как исповедующему этику убеждения или как исповедующему этику ответственности, и когда так, а когда подругому, – этого никому нельзя предписать.

Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Мысль в общем-то правильная, и весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Но тот, кто на это способен, должен быть вождем, мало того, он еще должен

393

ЭКОНОМИКА

быть – в самом простом смысле слова – героем. И даже те, кто не суть ни то, ни другое, должны вооружиться той твердостью духа, которую не сломит и крушение всех надежд; уже теперь они должны вооружиться ею, ибо иначе они не сумеют осуществить даже то, что возможно ныне. Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется слишком глуп или слишком подл для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать “и все-таки!”, – лишь тот имеет “профессиональное призвание” к политике.

ЭКОНОМИКА РЫНОЧНАЯ – исторически преходящая форма хозяйствования, функционирующая в условиях конкуренции под решающим воздействием “невидимой руки” рынка. Понимание ее существа находится в органической связи с философией истории, с той парадигмой, которая берется за основу понимания развития человечества. Трудно оспорить, что весьма убедительным основанием периодизации истории – для ее разделения на качественно отличающиеся полосы – является размер общественного богатства и то, где и как оно создается. Как известно, именно этот вопрос вызывал споры у классиков экономической теории. И действительно, если брать покрупному, то разнокачественность основных полос истории обнаруживается в том, что сначала ПРИРОДА, а затем вместе с ней ТРУД в его непосредственной форме, а значительно позже РАЗУМ в виде НАУКИ как непосредственной производительной силы выступают в роли главных доминирующих источников создания общественного богатства, рост которого – основа прогресса.

В русле такого понимания истории А.Смит и Д.Рикардо создали трудовую теорию стоимости и таким путем объяснили законы рынка, действия его “невидимой руки”. Уже в XIX в. обществоведение пришло к пониманию того, что существование товарного производства, рыночной экономики связано только с той пусть весьма длительной, но однокачественной полосой истории, когда именно ТРУД

394

ЭКОНОМИКА РЫНОЧНАЯ

в его непосредственной форме выступает в роли главного источника общественного богатства (в этом и состоит однокачественность полосы).

Сегодня всем известно, что именно К.Маркс придал завершенную научную форму трудовой теории стоимости, благодаря чему была создана объективная основа для определения стоимости любого товара количеством затраченного на его производство общественно необходимого (живого и овеществленного) ТРУДА. Именно с этой сутью трудовой теории стоимости, объясняющей процесс производства товаров, связано научное понимание основ и границ существования товарного производства, рыночной экономики.

Вразрез с этим научным подходом сегодня весьма распространены, с одной стороны, либеральные представления о рыночной экономике как якобы внеисторической, вечной форме хозяйствования*, с другой

* Не только марксисты считают рыночную экономику исторической, преходящей. С этим согласны и многие здравомыслящие либеральные экономисты. Так, английский экономист, профессор университета Глазго Х.Тиктин пишет: стороны, сталинские трактовки, ошибочно утверждающие, что товарное производство, рыночная экономика существуют там, где есть хотя бы две формы собственности; обособленные предприятия; частная собственность и индивидуальные производители**.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Не умеренно настроенные пале 355 суверенитет стинцы согласились бы на остатки страны
Безразличие бюрократа выглядит как бездушие самого государства
Острота конфликтов
В свете такого понимания господствующие группы общества состоят из постоянных
В противном слу 168 насилиечае пришлось бы признать всякую дружную семью ячейкой тоталитаризма

сайт копирайтеров Евгений