Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ГЛАСНОСТЬ И СВОБОДА СЛОВА

страна, не называет свои действия иначе, как оборонительными. Американцы во Вьетнаме рассматривали свои действия как защиту свободного мира; Советы в Афганистане считали, что защищали социализм. В их собственных глазах нация никогда не является агрессивной. Страна под руководством своих лидеров, под воздействием идеологии и средств массовой информации может довести себя да такого состояния страха, что даже её самые агрессивные шаги могут объясняться как преследующие оборонительные цели. Даже Гитлер и немцы во время второй мировой войны считали, что защищают Германию против враждебных государств.

ГЛАСНОСТЬ И СВОБОДА СЛОВА (ПЕЧАТИ) – одно из основных прав человека, состоящее в юридическом праве и реальной возможности каждого человека публично высказывать свое мнение по актуальным вопросам общественной жизни; предпосылка развития инакомыслия и разномыслия, открытой борьбы мнений, важнейший элемент плюралистической демократии. Гласность – российское выражение и истолкование свободы слова, голоса (гласа), появившееся как либеральное пожелание и в известной мере осуществленное после отмены крепостного права и судебноадминистративных реформ 1860-х гг.

Революции XVII – XIX столетий, провозгласившие своим знаменем “свободу, равенство и братство”, сделали свободу слова (гласность) одним из важнейших прав человека, которое с тех пор рассматривается как ключевая общечеловеческая ценность, требующая толерантности, взаимной терпимости, согласия с инакомыслием. В свое время французский мыслитель Вольтер, бывший не революционером-демократом, а просветителем, ставил свободу слова на одно из первых мест. Он говорил: “Ваше мнение мне враждебно, но я отдам жизнь за Ваше право его высказать”.

Возникает вопрос: почему свобода слова (печати), гласность занимают ключевое место среди демократических прав человека? Дело в том, что, лишь имея собст

54

ГЛАСНОСТЬ И СВОБОДА СЛОВА

венное мнение и юридическое право сделать это мнение достоянием гласности, каждый обретает возможность выразить суть своих интересов, сформулировать свою позицию и, используя другие права и свободы, добиваться реализации этих интересов. Без этого права нельзя явить миру свое мнение, свою мысль, а следовательно, невозможно сформулировать суть своих интересов, создать необходимые условия для борьбы за них.

История свидетельствует, что все недемократические режимы (олигархии, деспотии, тирании, а в XX в. тоталитаризм) имели в качестве своего обязательного условия сокрытие правды от народа, дезинформацию, цензуру, отсутствие гласности. Поскольку именно свобода слова (печати), гласность давали знание правды и возможность открыто выражать свои интересы, что являлось необходимой предпосылкой для организации борьбы против недемократической власти, власть имущие c т pe мились нанести упреждающий удар по демократическим силам именно здесь – лишая граждан свободы слова (печати), вводя цензуру, ликвидируя гласность. Чем более мощной становилась пирамида власти, разрастаясь и заполняясь управляющими чиновниками, бюрократами, тем больше скрытность, таинственность распространялись на саму систему управления, власти, все больше отчуждавшейся от народа, от граждан.

Приспосабливая к своим корыстным интересам исполняемые общественные функции, чиновники, бюрократы все больше выступали как откровенные противники информированности и гласности, как враги самостоятельных, “собственных” мнений.

В начале 40-х гг. прошлого столетия молодой Маркс, излагая на свой революционно-демократический лад взгляды Гегеля, писал, что государственная бюрократия прекрасно понимает, что все знания так или иначе упираются в информацию, вырастают из нее, что отсутствие информации исключает возможность любых, как правильных, так и неправильных суждений о положении дел. Поэтому власть имущие стараются сделать себя монопольными владельцами социально значимой информации, стремятся максимально сузить гласность в обществе. Ведь только благодаря этому, положение

55

ГЛАСНОСТЬ И СВОБОДА СЛОВА

власть имущих приобретает особую привлекательность и дополнительный вес и, что не менее важно, уменьшает возможность конкурирующих решений, а вместе с тем и критики, сводит к минимуму возможность обоснованной негативной оценки деятельности властей. Иерархическая дозировка информации, скрытность внутренних взаимодействий и таинственность, окружающая принятие важных решений,— характерные черты, присущие недемократической власти и её бюрократии. “Всеобщий дух бюрократии, – отмечал К.Маркс, – есть тайна, таинство. Соблюдение этого таинства обеспечивается в её собственной среде её иерархической организацией, а по отношению к внешнему миру – её замкнутым корпоративным характером. Открытый дух государства, а также и государственное мышление представляется поэтому бюрократии предательством по отношению к её тайне” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.1 .с.272).

При недемократических режимах цензура, отсутствие свободы слова (свободы печати), ограничение гласности – необходимые условия политической стабильности. Пропагандируется и внедряется мысль, будто государственное управление доступно только избранным, элите. Власть имущие и обслуживающая их бюрократия поддерживают и насаждают такие представления, ибо они возвеличивают всех управляющих как единственных людей, способных здраво оценить общее положение в обществе, взаимоотношение целого и e го частей. И если кто-либо утверждает, что какое-нибудь бедствие превращается из “бедствия частных лиц в государственное бедствие, устранение которого является обязанностью государства перед самим собой”, то, как отмечал Маркс, само такое “утверждение управляемых кажется непристойным поступком по отношению к правителям. Правители-де могут лучше всех оценить, в какой мере та или иная опасность угрожает государственному благу, и за ними следует заранее признать более глубокое понимание взаимоотношений целого и его частей, чем то, какое присуще самим частям. К этому следует еще прибавить, что отдельное лицо, и даже многие отдельные лица, не могут выдавать свой голос за голос народа; напротив, то освещение вопроса, которое они дают, всегда сохраняет характер

56

ГЛАСНОСТЬ И СВОБОДА СЛОВА

частной жалобы” (там же, с. 205-206).

Как показывает опыт перестройки и последующих перемен в бывшем Советском Союзе, а также практика посттоталитарного развития бывших стран “реального социализма”, свобода слова (печати), гласность – важнейшее орудие разрушения тоталитаризма: именно с ее помощью были глубоко, “до основания” подорваны существовавшие здесь недемократические порядки и устои, тоталитарные стереотипы мышления.

Однако, надо иметь в виду, что возможно и весьма уродливое, одностороннее использование гласности, свободы слова (печати), когда “ради красного словца не жалеют и отца”, т.е. когда во имя личных амбиций журналистов и комментаторов, ставящих личное благо выше блага страны, гражданам подсовывают “сенсационные разоблачения”, сознательно очерняя историю народа. Так, инициатор перестройки, еще не имея ее продуманной концепции, не решив проблемы экономического выживания страны, открыл все шлюзы гласности и “выпустил джина из бутылки”, что с неизбежностью привело к тому, что разрушение устоев псевдокоммунистического тоталитаризма повлекло за собой подрыв цивилизационных основ общественной жизни, началась вседозволенность, расцвели по p нография, п o шлость, бездуховность, безнравственность и беспринципность. Но особенно печально, что сама гласность стала превращаться в нечто уродливое: вс e подогреваемый раскол общества на “наших” и “ваших” обусловил то, что и средства массовой информации резко разделились по тому же принципу, а это привело к новым формам саморедактирования, “охоты на ведьм”, печатания в части средств массовой информации одних позиций и взглядов, а в другой – других, противоположных. Отсюда, восстановление “новой цензуры”, новые ограничения свободы слова, гласности.

Как и всякая свобода, свобода печати * управляется следующим парадоксальным принципом: организовать ее – значит ограничить, дать ей полную свободу – значит ее убить.

* Данная статья была опубликована в книге "50/50. Опыт словаря нового мышления". С. 500-506. Автор – Бернар Эдельман. Франция.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Общественный
Свободавенными

Поскольку существующие силы преследуют свои особые интересы

сайт копирайтеров Евгений