Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

После 1963 года общества трезвости быстро исчезли с лица земли русской, но через некоторое время появляются вновь. В 1874 году открылось общество трезвости в селе Дейкаловке Полтавской губернии, а в 1882 году учредилось «согласие» трезвости в селе Татеве. История его вкратце такова: «С самого начала моей школьной работы, — пишет Рачинский, — я не мог не обратить внимания на вопиющее зло, причиняемое моим ученикам постоянным усилением пьянства в крестьянской среде… Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. И единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников (из коих многие в то время были уже взрослые) общества трезвости, т.е. абсолютного воздержания от спиртных напитков» ( С.А. Рачинский .Сельская школа. М., 1991, с.109-111) .

Мысль о таком обществе была встречена большинством его учеников, уже взрослых, в высшей степени сочувственно, и вот 5(18) июля 1882 года, в день именин Сергея Александровича, после молебна преподобному Сергию Радонежскому им самим и его учениками был произнесен в церкви торжественный обет такого воздержания. Общество состояло первоначально почти исключительно из бывших татевских учеников. Постоянное

ядро его составляли вышедшие из этой школы учителя. Всего несколько десятков человек — но польза, приносимая этим маленьким обществом его членам, постоянные беседы Сергея Александровича с крестьянами против пьянства стали приносить свои добрые плоды. Ежегодно общество увеличивалось, а осенью 1888 года стали приходить крестьяне из разных, иногда очень удаленных от Татева деревень, с просьбами принять их в общество. По инициативе молодых священников (нередко учеников С. А. Рачинского), общества трезвости, подобные татевскому стали появляться в других, соседних с Татевом, селах.

В 1889 году С. А. Рачинский опубликовал 2-ой отрывок «Из записок сельского учителя» с описанием опыта «Татевского общества трезвости» в 8-ом номере «Русского Вестника». В том же году статья была перепечатана в прибавлениях к «Церковным ведомостям»№ 34. На нее отозвались очень многие. Началась обширная переписка. «Пишут ко мне из всех краев России, люди всех возрастов и звания, люди всех степеней умственного развития, начиная от высокообразованных лиц, озабоченных подъемом нравственности в нашем простом народе, и кончая полуграмотными горемыками, одержимыми всеми степенями delirium tremens» — писал он в следующей своей печатной работе о народной трезвости под заглавием «Открытое письмо», опубликованное в приложении к №50 «Церковных ведомостей» за 1889 год. В этом письме Сергей Александрович давал практические советы по организации общества трезвости, обязанностях членов такого общества, приводил даже форму книги трезвости Татевского общества и касался множества других важных вопросов, с которыми к нему обращались в переписке.

К 1890 году Татевское общество трезвости разрослось до 1018 человек. С.А. Рачинский продолжал публиковать статьи о трезвости в «Церковных ведомостях»-«Письма к воспитанникам Казанской учительской семинарии» в №3 за1890 год ; «По поводу обществ трезвости» в №22 за тот же год.. Особо нужно отметить издание в 1898 и 1899 годах его письма к студентам Казанской духовной академии под заглавием «Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости» В этих письмах мы встречаем, в частности, глубокое богословское осмысление проблем трезвости.

Вот, например, одно из писем:

«Спаситель наш Иисус Христос несомненно пил вино (Прииде Сын человеческий, ядый и пияй …Не имам пити отъ сего плода лознаго…)

Не грешим ли мы, проповедуя воздержание, коему не находим примера в земной жизни Спасителя?

Полагаю, что нет. И это по следующим причинам

Никому из разумных проповедников трезвости никогда не приходило на ум считать за грех умеренное употребление легких виноградных вин, не производящего никакого опьянения.

Грех заключается именно в приведении себя в это состояние какими бы то ни было средствами: вином ли, водкою, опием или гашишем. Спаситель, принявший на себя естество человеческое, кроме греха, не мог пить вина иначе, как в мере абсолютно безгрешной.

Но как велика опасность для человека, причастного греху, — даже для величайшего праведника, преступить эту меру, — мы видим из примера Иоанна Крестителя. Он, коего болий не воста в рожденных женами, счел же нужным оградить себя назорейским обетом и не пить ни вина, ни сикера… И заметьте, что опасности, нас окружающия, несравненно сильнее, чем те, коим подвергался Предтеча. В его времена не существовали те сильно и быстро опьяняющие напитки, которые ныне одни нам постоянно доступны. Как же нам, грешным и слабым, считать себя в этом отношении более сильными и стойкими, чем тот, кто был больше Пророка ? Не достойнее ли, не разумнее ли смиренно следовать его примеру?

Напомню вам по этому поводу другую черту из жизни Спасителя — насильственное изгнание торжников из храма. Пример этот доказывает, что не всякое насилие есть грех. Но разумно ли, осторожно ли мы поступим, приняв именно этот пример из жизни Христа за норму нашего поведения? Не сообразнее-ли со слабостью человеческой природы памятовать заповедь Спасителя: побеждайте зло добром?

Поэтому не говорю вам: всякое насилие есть грех. Но говорю: воспитайте душу вашу в совершенной кротости, чтобы праведный гнев против зла никогда не вовлекал вас в злобу против ближнего.

Не говорю вам: всякое винопитие есть грех. Но умоляю вас: воспитайте вашу волю совершенную трезвостию, чтобы никогда винопитие не вовлекло вас в грех опьянения.

Вот смысл тех срочных обетов, которые я предлагаю вам, изведав их пользу на бесчисленных опытах. Предлагаю их вам только потому, что положительно знаю, какое неисчислимое добро исполнение подобных обетов принесло бы и лично вам, и вашим близким.

Итак, да поможет вам Бог примкнуть к нашему союзу» [Рачинский С.А. Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. М.1899, с.55-57].

Множество ценных мыслей, советов, указаний по вопросу о борьбе с народным пьянством рассыпано С.А. Рачинским в его обширнейшей переписке со всеми углами России. «Уже при жизни своей он отдал 60 переплетенных томов этих писем в Императорскую Публичную Библиотеку» [ Горбов Н.М. Указ. соч., с. 3 ].

Деятельность С.А. Рачинского не прошла незамеченной. О ней знал Государь АлександрIII — «его заслуги перед русским просвещением были признаны совершенно исключительным образом, в известном Высочайшем рескрипте, от 14 мая 1899г. … Вслед за тем ему была Высочайше назначена пожизненная пенсия, которую он употребил на постройку новых школ!» [Там же, стр. 15 ].

Академия Наук в 1891 году избрала автора «Сельской школы» своим членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности.

* * *

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Учительство
Социальная педагогика

сайт копирайтеров Евгений