Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Художники - социалистические реалисты рассматривают действительность с
точки зрения трудящегося населения и состоящих с ним в союзе интеллигентов,
сторонников социализма.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ТЕАТРЕ

1

Социалистический реализм представляет собой верное действительности
воспроизведение жизни и отношений людей средствами искусства, с
социалистических позиций. Воспроизведение это позволяет проникать в сущность
социальных процессов и возбуждает духовные импульсы социалистического
характера. Радость, которую должно доставлять всякое искусство, в искусстве
социалистического реализма - это прежде всего радость от сознания, что
общество способно определять судьбу человека.

2

Художественное произведение, созданное на основе социалистического
реализма, вскрывает диалектические законы общественного развития, знание
которых помогает обществу определять судьбу человека. Оно приносит радость
открытия этих законов и наблюдения за их действием.

3

Художественное произведение, созданное на основе социалистического
реализма, показывает характеры и события как исторически обусловленные,
поддающиеся изменению и по природе своей противоречивые. Это предполагает
решительный перелом в искусстве; необходимы серьезные усилия во имя открытия
и овладения новыми изобразительными средствами.

4

Художественное произведение, созданное на основе социалистического
реализма, выражает точку зрения рабочего класса и обращено ко всем людям
доброй воли. Оно рисует им картину мира и раскрывает задачи рабочего класса,
который ставит себе целью показать, что в результате создания общества,
свободного от эксплуатации, творческая активность людей разовьется в
невиданных доселе масштабах.

5

Постановка старого классического произведения, созданная на основе
социалистического реализма, исходит из той посылки, что человечество
сохранило такие произведения, которые художественно воплощали его прогресс в
направлении все более сильной, тонкой и смелой гуманности. Следовательно,
постановка подчеркивает прогрессивные идеи классического произведения.

1954

СТРАХ, ВНУШАЕМЫЙ КЛАССИЧЕСКИМ СОВЕРШЕНСТВОМ

На пути к созданию новых, полных жизни спектаклей нашего классического
репертуара много препятствий. Самое страшное - это леность мысли и скудность
чувств рутинеров. Существуют традиционные приемы постановки классических
пьес. Эти приемы ничтоже сумняшеся причисляют к культурному наследию, хотя
самим пьесам, то есть подлинному наследию, они только вредят; по существу,
это традиция извращения классиков. По нерадивости хранителей великие полотна
старых мастеров покрываются все более густым слоем пыли, а копировщики
воспроизводят с большим или меньшим усердием грязные пятна на своих копиях.
В результате этого произведения классиков, утрачивают прежде всего свою
первоначальную свежесть, лишаются своего главного отличительного признака -
новизны, смелости, которые поражали зрителей во времена создания этих
произведений. Традиционные приемы в постановках классиков одинаково удобны и
режиссерам, и актерам, и зрителям: эти приемы не требуют напряжения.
Страстность великих творений подменяется наигранным темпераментом; зрителей
поучают до полного изнеможения,, но, в противоположность боевому духу
классиков, поучения эти выглядят тусклыми, вялыми, мало волнующими.
Естественно, что все это постепенно порождает ужасающую скуку, которая
опять-таки совершенно чужда классикам. Режиссеры и актеры, нередко
талантливые, пытаются бороться против этого, изобретая новые, невиданные
доселе эффекты, рассчитанные на сенсацию. Но подобные эффекты носят чисто
формалистический характер; они насильственно навязываются содержанию и его
идейной направленности и в конечном счете приносят еще больше вреда, чем
постановки в традиционной манере, ибо не только упрощают или затемняют
содержание и тенденцию произведений, но и прямо искажают их.
Формалистическое "обновление" классических пьес является возражением на
традиционные приемы их постановки, но возражением неверным. Плохие консервы
не сделаются вкусней, как бы ни сдабривали их пряностями и острыми соусами.
Готовя постановку классической пьесы, мы должны иметь это в виду и смотреть
на пьесу иными глазами. Не надо придерживаться приемов, изживших себя и
обусловленных силой привычки, то есть тех приемов, которые мы видели в
театрах изживающей себя буржуазии. Не надо также стремиться и к чисто
формальному внешнему "новаторству", которое чуждо произведению. Мы должны
выявить идейное богатство произведения и понять его национальное и вместе с
тем интернациональное значение. Для достижения этой цели необходимо изучать
историческую обстановку, в которой написано произведение, а также взгляды и
особое своеобразие творчества данного классика. Такое изучение связано с
определенными трудностями, о которых уже много говорили и долго еще будут
говорить. Здесь я не стану касаться их; ибо хочу остановиться еще на одном
препятствии; я бы назвал его страхом, внушаемым классическим совершенством.
Этот страх вызван ложным, поверхностным пониманием классического характера
литературного произведения. Величие классиков - величие глубоко человечное,
а не чисто внешнее величие в кавычках. Те традиционные приемы в постановках
пьес классиков, которые в течение долгого времени "отрабатывались" в
придворных театрах, укоренились и в театрах нисходящей, изживающей себя
буржуазии. Здесь они еще дальше отошли от этого глубоко человеческого
величия, причем эксперименты формалистов лишь ухудшили дело. Вместо
истинного пафоса великих буржуазных гуманистов появился ложный пафос
Гогенцоллернов, вместо идеала - идеализация; взлет, окрыленный порыв сменила
акробатика внешних эффектов, на смену торжественности пришла напыщенность и
т. д. Так возникло ложное величие, пустое и тоскливое. От чудесного юмора
Гете в "Прафаусте" не осталось и следа - юмору не оказалось места рядом с
исполненной достоинства поступью олимпийца, которую обычно приписывают
классикам, будто юмор и истинное достоинство несовместимы! Мастерски
разработанное драматическое действие использовалось лишь как повод к
эффектной декламации, то есть вовсе не использовалось. Как далеко зашли
фальсификация и выхолащивание, видно на примере того же "Прафауста". Так,
при постановке попросту выпускалась столь важная сцена, как договор великого
гуманиста с дьяволом. А ведь этот договор имеет решающее значение для всей
трагедии Гретхен - без него она бы протекала иначе или вовсе не произошла
бы. Очевидно, считалось, что герою классического произведения подобает
совершать лишь героические поступки. Разумеется, "Фауста", так же как и
"Прафауста", можно воплотить на сцене, лишь не теряя из виду преображенного
Фауста в конце второй части, того Фауста, который победил дьявола, отбросил
разрушительное начало, отказался от наслаждения, предлагаемого ему дьяволом,
и пришел к творчеству, к созиданию. Но разве можно показать великую эволюцию
этого образа, пропуская ее начальные стадии? Если мы не преодолеем
почтительный страх, который внушает нам ложное, поверхностное, упадническое
и мещанское понимание классического, мы никогда не сможем осуществить новые
постановки великих драматических произведений, постановки, полные жизни и
человечности. Подлинное преклонение, которого заслуживают творения
классиков, требует разоблачения лицемерного, холопского, ложного преклонения
перед ними.

1954

КРИТИКА

В такое время, как наше, нужно, чтобы критик неустанно и щедро делился
своим опытом критического анализа и преодолел дурную привычку, свойственную
людям его профессии, считать себя самого непререкаемым авторитетом и
выносить приговоры на основании некоего высшего проникновения в эстетический
свод законов, например, исходя из того, что произведения искусства должны
'быть непременно "кутатическими", и одним росчерком пера расправляться с
теми, которые, по его мнению, не "кутатические". Он должен понять, что те
брадобреи, которые некогда, боясь потерять заработок, отказывались продавать
бритвенные лезвия, именно из-за этого его и потеряли. Кто не хочет учиться,
не должен и учить; кто учит, должен учить учиться.
Ведь в эстетике дела обстоят иначе, чем в физике. Там еще можно сначала
просто знакомить ученика с законом Ньютона и заставлять его "зубрить" до тех
пор, пока он не доберется до такого "уровня", когда сможет позволить себе
критическое отношение к данностям.

ОБСУЖДЕНИЕ МОИХ ПЬЕС РАБОТНИКАМИ ТЕАТРА

Н. настаивает на необходимости обсуждения моих пьес работниками театра,
и ввиду множества ошибочных о них суждений, получивших распространение в
последнее время и снижающих также ценность первой статьи Н., мне кажется,
что эта необходимость и впрямь назрела. Однако это обсуждение не должно
ограничиваться лишь вопросами формы, как это, очевидно, представляется Н.
Сравнивая новые (и старые) художественные средства, применяемые мной, с
теми, которые применяли другие драматурги нового или старого времени, нужно
непременно подвергать анализу их общественные функции. При анализе
общественной функции применяемых мной художественных средств можно
использовать мои теоретические работы, рассматривая их как мой вклад в эту
дискуссию. К этому надо добавить, что лишь немногие драматурги и
постановщики стремятся угодить людям, ожидающим от театра чего-то привычного
- слишком уж велика у людей театра тяга к неожиданному и необычному. Гете,
наверно, с душевным трепетом решился показать "Ифигению" тем же зрителям,
которые уже видели "Геца". Развитие театра, как и вообще всякое развитие,
происходит в борьбе противоречий (здесь очень уместно вспомнить законы
диалектики). Заканчивая перечисление некоторых предварительных условий,
необходимых для того, чтобы обсуждение было плодотворным, я опрошу: как липе
ответить на вопрос, зачем она не дуб?

Фрагмент

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

Когда в "Эдипе" Софокла афиняне сочли чуму стихийным бедствием, они
поступили просто: обвинили в появлении чумы тирана Эдипа и изгнали его.
Сегодня мы больше полагаемся на санитарные меры.
Ну, а если мы сочтем тирана стихийным бедствием? Мы даже не сможем его
изгнать.

МОЖЕТ ЛИ ТЕАТР ОТОБРАЗИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ МИР?

Меня очень заинтересовало сообщение о том, что Фридрих Дюрренматт
как-то в разговоре о театре задал вопрос: а может ли еще театр отображать
современный мир?
Мне кажется, коль скоро этот вопрос возник, в нем надо разобраться.
Канули в прошлое те времена, когда отображение действительности на
театральных подмостках должно было лишь любым путем взволновать зрителя.
Теперь волнует только то, что правдиво.
Многие констатируют, что эмоциональное воздействие театра слабеет, но
лишь немногие понимают, что отображать современную действительность
становится все труднее и труднее. Именно понимание этого и заставило
некоторых авторов и постановщиков пуститься на поиски новых художественных
средств.
Как вам, моим коллегам, очевидно, известно, я сам тоже предпринял
немало попыток ввести современную действительность, современное человеческое
общество в поле зрения театра.
Всего несколько сот метров отделяют пишущего эти строки от большого,
оснащенного всей необходимой техникой и располагающего хорошими актерскими
силами театра, в котором ему и его многочисленным и по большей части молодым
помощникам предоставлена возможность экспериментировать; столы в комнате
завалены книгами моделей с тысячами фотографий наших спектаклей, а также
множеством материалов, более или менее подробно освещающих различные
проблемы театра и предлагаемые нами решения.
Итак, у меня есть все возможности, но я пока еще не берусь утверждать,
что пьесы, которые я по известным причинам называю неаристотелевскими, и
соответствующий им эпический стиль сценического воплощения представляют
собой решение проблемы. И все же одно мне ясно: современные люди примут
отображение современного мира только в том случае, если мир этот будет
показан как изменяемый.
Для современных людей вопросы ценны ответами. Современных людей
интересуют обстоятельства и события, на которые они могут как-то повлиять.
Много лет назад я видел в газете рекламную фотографию, изображавшую
Токио после землетрясения. Большая часть домов лежит в развалинах, но
несколько современных зданий уцелело. Подпись под снимком гласила "Steel
stood" - "Сталь выстояла!". Сравните это отображение действительности с
классическим описанием извержения Этны Плиния Старшего, и вы поймете, что
это описание представляет собой такой тип отображения, от которого
драматургам двадцатого века придется отказаться.
В эпоху, когда наука в состоянии преобразовывать природу до такой
степени, что земной шар начинает казаться уже почти пригодным для жизни,
человеку скоро уже нельзя будет представлять человека как жертву, как объект
неведомых, но неизменных сил. С точки зрения мяча законы движения вряд ли
постижимы.
Относительно природы человеческого общества, в противоположность
природе в широком смысле слова, долго не существовало ясной концепции. В
результате теперь нам всем - если верить пророчествам определенных ученых -
угрожает тотальное уничтожение нашей планеты, еще не успевшей стать
по-настоящему пригодной для жизни.
Вам не покажется странным, если я скажу, что проблема отобразимости
мира является социальной проблемой. Я уже много лет придерживаюсь этого
мнения и живу ныне в государстве, предпринимающем огромные усилия для
изменения общества. Пусть вы осуждаете его пути и средства, - надеюсь,
кстати, что вы знакомы с ними по-настоящему, а не только по газетам, - пусть
для вас неприемлема его конкретная программа, - надеюсь, вы знакомы и с ней,
- но вы вряд ли "будете отрицать, что в государстве, в котором я живу,
занимаются изменением действительности, изменением человеческого общества. И
вы, вероятно, согласитесь со мной s том, что современный мир нуждается в
изменении.
В рамках этой маленькой статьи, которую прошу рассматривать как
дружеское письмо к участникам вашей конференции, вероятно, будет достаточно
лишь сказать, что, по моему мнению, театр бесспорно может отобразить
современный мир, однако лишь в том случае, если этот мир представлен как
изменяемый.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как анархиЯ ревет
Усиливались социалистические импульсы
Брехт Б. Общие вопросы эстетики литературоведения 11 народной

сайт копирайтеров Евгений