Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Аверинцев С. Метафизическая поэзия как поэзия изумления


Сергей АВЕРИНЦЕВ (1937-2004) — родился в Москве.Окончил классическое отделение филологического факультета МГУ. Академик Российской Академии наук. Автор многочисленных работ по истории культуры, переведенных на ряд европейских языков. См. в предыдущем номере “Континента” материалы, посвященные памяти С.Аверинцева — Интервью С.С.Аверинцева журналисту Илье Медовому (2001), расшифровки магнитофонных записей нескольких проповедей, произнесенных С.С.Аверинцевым в 1993 году в Соборе Сретения Владимирской иконы Божьей Матери бывшего Сретенского монастыря, и очерк О.Седаковой “Слово Аверинцева”.


МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ КАК ПОЭЗИЯ ИЗУМЛЕНИЯ

Высокопреосвященнейший Владыка,

глубокоуважаемая Ольга Александровна,

глубокоуважаемые коллеги,

Все мы помним слова того самого Аристотеля, которого в Средние Века называли просто Философом, о том, какое состояние души, по его мнению, наиболее приличествует философу — то есть, по этимологическому смыслу, любителю и искателю Мудрости: это состояние — изумление, to thaumazestai. Любомудр — тот, у кого все удары жизни не могут истребить способности к изумлению.

Поэзия Ольги Седаковой достойна именования метафизической не потому, что у нее имеются так называемые “философские темы” или “философские мотивы”, — но потому, что поэзия эта от начала до конца живет именно изумлением. Это очевидно для каждого, имеющего уши, чтобы слышать, в каждом forte fortissimo ее музыки:

Ты развернешься в расширенном сердце страданья,

дикий шиповник,

о,

ранящий сад мирозданья!..

Или еще:

...О, какое горе, о, какое

горе, полное до дна!

При том как раз тема изумления, заметим a propos, решительно препятствует таким всплескам силы звука переходить в тривиальную громкоголосость, в музыкальный шум, хуже того, в ораторский выкрик и взмах рукой — от чего Седакова оберегает свой стих пуще всего.

Но вовсе уж предел (и запредельность!) изумления выражаются, естественно, в pianissimo:

...Сделай, как камень отграненный,

и потеряй из перстня

на песке пустыни. [...]

И никто бы его не видел,

Только свет внутри и свет снаружи.

Или еще:

 ΛΛΛ     >>>   

Кто его избирает обсуждая положение
Искателю мудрости это состояние изумление
Аверинцев С. Так почему же всетаки Мандельштам литературоведения

сайт копирайтеров Евгений