<<< ΛΛΛ >>>
инструментов и играли главную роль в народных празднествах. Это были гусляры или
скоморохи; уже Феофи-лакт14 упоминает о трех славянских гуслярах, явившихся во
Фракию в конце VI века; о скоморохах упоминает Нестор, осуждая трубы и гусли...
По свидетельству памятников, скоморохи являлись на игрища с музыкою, наряжались
в маскарадные платья, пели, плясали, кривлялись и творили разные «глумы». Важное
значение гусляров и скоморохов у славян-язычников доказывается и участием их в
религиозных обрядах (на праздниках, свадьбах и поминках), и сильными нападками
на них христианского духовенства...
«Домострой» Сильвестра называет песни, пляски, скакание, гудение, бубны, трубы и
сопели делами богомерзкими; а «Стоглав» 15 вооружается против следующих явлений:
«В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники и смехотворцы тг-гу-сельники,
и бесовские песни поют... В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся
мужи и жены на жальниках (кладбищах) и плачутся по гробом с великим кричаньем, и
егда начнут играти скоморохи, гудцы и прегудницы, они же от плача преставше
начнут скакати и плясати и в долони бити и песнн сотонинские пети». По этому
заявлению, собор постановил в обязанность священникам убеждать паству, чтобы «в
кое время родителей своих поминают, и они бы нищих поили и кормили по своей
силе, а скоморохом, гудцом и всяким глумцом запрещали и возбраняли» теми
бесовскими играми смущать православных. Точно так же высказывается Стоглавный
собор и против обычая сходиться в навечерии рождества и крещения и на ква-нов
<<< ΛΛΛ >>>
Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 6 промысел Тако нападаху на нея великих праздников Шесть дней простых Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 1 болезни Порождали в уме мысль о его разрушительных свойствах как в разведенном пламени видели пожирание
|