<<< ΛΛΛ >>>
грамматическим родом присвоенных ей названий, зараза олицетворяется в образе
мифической жены; и хотя рядом с этими названиями у нас, чехов и поляков
употребляется еще слово мор, но в поэтических сказаниях оно уступает женским
формам. Завися от воздушных перемен и климатических условий, моровая язва, как и
другие болезни, признавалась существом стихийным, шествующим в вихрях
(«поветрие») и владеющим огненными, молниеносными стрелами. Свидетельство Гомера
о моровых стрелах Аполлона совпадает с славянскими преданиями: общепринятые в
русском языке названия зараза (от разить) и язва указывают на раны, наносимые
острым оружием болезни; кроаты представляют чуму (гиргу) злою фурией, легкою как
молния; по рассказам болгар, она — вечно озлобленная, черная жена, посылающая на
людей и животных огненные, ядовитые стрелы. Болгары видят в ней существо,
родственное с облачными девами, и называют ее чума-самодива или юдо-са-мовила.
Приближаясь к городу или деревне, Чума точит свои стрелы, и кому случится на ту
пору выйти в тсоле — в того и стреляет; а затем уже входит в самое село или
город. Оттого первые заболевающие страшным недугом бывают приезжие и странники.
Наравне с эльфами и ведьмами Чума может оборачиваться кошкою, лошадью, коровою,
птицею и клубком пряжи; где она покажется — там начинают выть собаки, туда
прилетает ворон или филин и, садясь на кровлю, криком своим предвещает беду.
Чехи и малорусы рассказывают, что Смерть, принимая вид кошки, царапается в окно,
и тот, кто увидит ее и впустит в избу, должен умереть в самое короткое время.
Южные славяне уверяют, что во время чумы петухи хрипнут и замолкают, а собаки
<<< ΛΛΛ >>>
В заговорах звериной встречаем На руси были известны сказания по букве о птицах Кожедер злой человек Коло у нас употребляется в значении колеса метафорою наречиях Афанасьев А. Древо жизни Избранные статьи русской культуры 11 природы
|