Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Из этой основной цели, по словам издателя, вытекала «...и вся система примечаний... Каждое из произведений поэта, без исключения, снабжено указанием, где впервые оно появилось, какие варианты получило в других редакциях при жизни поэта и в каких отношениях с текстом этих редакций находится текст посмертного издания...
Многие из стихотворений и статей поэта (особенно же, которые явились в печати уже после смерти его) сличены с рукописями и по ним указаны чистовые пометки автора, его первые мысли и намерения».
В нашей издательской практике, таким образом, именно П.В. Анненков впервые не ограничился изучением автографов и беловых рукописей, использовав черновики и воссоздав относительно полную картину истории текста, а в целом ряде случаев добившись снятия цензурного запрета.

Если учесть, что эти последовательно осуществляемые методы подготовки издания цементировались, объединялись общим историко-литературным пониманием задач изучения и обобщения литературного наследия поэта, отдельных частей его творчества, то станет ясна сама суть эдиционных принципов П.В. Анненкова, качественно новая методика эдиционной подготовки классических текстов. Ее принципиальное отличие от всех предшествующих заключалось не в полном отрицании старых принципов, а в таком обобщении исторически перспективных, наиболее прогрессивных из них, когда опыт лучших издателей дополнялся теорией и методами, разработанными к тому времени наукой о литературе.
Необходимость тщательного, детального изучения не только конечного результата труда писателя, т.е. завершенного произведения, но и процесса его создания, глубинных, внутренних элементов творчества, было требованием нового научного направления - направления литературной критики тех лет, которая не ограничивалась оценочными решениями, а ставила перед собой одновременно и задачу исследования, стремилась к обобщению разрозненных фактов в единую систему, называемую национальной литературой, к определению ее места в культуре общества и его жизни.

Такой взгляд на литературу, задачи ее исследования стал общепризнанным в русской науке о литературе к концу 40-х годов. Подтверждением служит вся литературно-общественная деятельность В.Г. Белинского, критические статьи которого, начиная с «Литературных мечтаний» 1834 года и кончая «Взглядом на русскую литературу» 1847 года, заложили прочные основы русской реалистической критики, эстетики, теории и истории литературы, всего нашего литературоведения, традиции, продолженные затем А.И. Герциным, Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, Д.И. Писаревым, всей русской революционно-демократии

Наиболее полно характеристики различных типов изданий классических текстов в отечественной эдиционной практике сформировались в советский период ее развития. Тогда же окончательно сложилась научная методика их текстологической подготовки.
Дело в том, что развитие истории русской литературы в последнее десятилетие XIX столетия привело к настоятельной необходимости создания научного историко-литературного свода классических произведений, без решения этой задачи дальнейшее развитие науки о литературе объективно было уже невозможно. Поэтому к началу XX века существовали как разработанная система текстологических методов, так и обширный эдиционный опыт, позволяющие научно обосновывать принимаемые решения. Кроме того, специалисты получили достаточно свободный доступ к архивным материалам, недоступным для них прежде. Необходимость широкого распространения текстов классических произведений, знакомство с творчеством писателей - классиков русской национальной и зарубежных литератур предполагали задачи народного образования, просвещения, развития культуры советского общества. Следует отметить то, что в XX столетии в стране работала плеяда талантливых ученых - текстологов (А.А. Блок, В.Я. Брюсов, С.А. Венгеров, Д.Я. Гершензон, Н.О. Лернер, Б.А. Модзалевский, П.О. Морозов, Ю.Н. Тынянов, П.Е. Щеголев, Б.М. Эйхенбаум и др.), создавших русскую научную текстологическую школу, получившую мировую известность и мировое признание. Благодаря их работе и активному участию в ней А.М. Горького и наркома просвещения А.В. Луначарского широкая и активная подготовка советских изданий русской классической литературы началась уже в 1918-1919 годах. Первоначальной основой были наиболее качественные дореволюционные издания. Они позволяли дать читателю приемлемые, а в ряде случаев и качественные, тексты произведений русской классической литературы, охарактеризовать роль и значение крупнейших писателей классиков, популяризировать их творческое наследие в различных слоях читателей, осуществить его детальный критический пересмотр. Но если задача популяризации классической литературы в те годы и была объективно одной из основных, то не меньшее значение имела проблема создания научного свода произведений отечественной литературной классики, т.е. тенденция развития русской эдиционной теории и практики, сложившаяся еще в XIX столетии. Она, в конечном итоге, и определила важнейшие особенности развития советской текстологии, главные ее достижения.
Основными изданиями, решающими эту проблему, стала совокупность научных и академических многотомников, подготовленных советскими текстологами в 30-90-х годах прошлого века. При этом определяющее значение имела текстологическая работа над творческим наследием крупнейших русских писателей и поэтов XVIII-XX столетий: М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя и других крупнейших отечественных литературных критиков, советских писателей классиков. Изложенное выше приводит к выводу: методологическая сущность процессов текстологической и эдиционной подготовки произведений классической литературы определяется исторически конкретным уровнем решения проблемы отражения не только текстов классических произведений в изданиях различных видов и типов, но и формирования полного свода этих произведений на основе научной, историко-литературной оценки как самих этих произведений, истории их создания, издания или публикации, так и определения их места и значения в творчестве писателей - классиков, литературе и культуре нации. Другими словами, методологическая сущность данных процессов исторически изменчива. Но, отвечая уровню развития науки о литературе каждого конкретного периода ее развития, она в то же время соотносится с методикой решения задач предшествующих этапов развития науки о литературе. Более того, предельно полное решение задач, стоящих перед текстологией и эдиционной практикой в каждый конкретный период их исторического развития, возможно только с позиций следующего, более позднего, т.е. такого, который характеризуется объективным пределом, позволяющим решить эти задачи. Сказанное и определяет закономерность развития процесса формирования всей совокупности текстологических методов, теории и практики текстологии их взаимосвязи и взаимопереходов с теорией и практикой редактирования. Эти вопросы, а также основные издания XI-XX в.в. должны быть рассмотрены в следующей (второй) части пособия. Следует, все же, подчеркнуть, что материал обеих частей сознательно ограничен уровнем профессиональной подготовки будущих редакторов в МГУП, а не специалистов-текстологов или составителей изданий текстов классических произведений. Поэтому вопросы и проблемы текстологии, ее теории и практики как специальной филологической научной дисциплины в пособии не рассматриваются. Студенты, желающие более полно изучить предмет текстологии как научной дисциплины, историю и теорию его формирования, как и степень текстологической подготовки наследия конкретных авторов, должны обратиться к специальной литературе, собраниям сочинений и другим изданиям интересующих их писателей.

Сост. С.П. Омилянчук, д.ф.н., проф.
Студент выполняет работу по одной из предложенных тем. Тема 1. Текстологический смысл содержания понятий: «основной текст» , «научный (критический) текст» , «конъюнктура (компилятивный текст)» В работе необходимо раскрыть текстологический смысл перечисленных понятий, цели и задачи работы текстолога и редактора при подготовке каждого из них, рассмотреть основные причины их создания. (Литература: 3, 5, 8.)
Тема 2. Источники классического текста В контрольной работе должны быть охарактеризованы все источники классического текста, раскрыто их значение и описана классификация их современной текстологии. Особое внимание следует обратить на проблему степени доверенности каждого из этих источников, задачи текстолога и редактора при работе с ними. (Литература: 3, 5, 8.) Тема 3. Текстологический смысл содержания понятий: «вариант» , «редакция» , «разночтения» Цель работы - раскрытие текстологического смысла понятий, задач текстолога и редактора при работе с явления, обозначаемыми этими понятиями при работе с классическим текстом. (Литература: 3, 5, 8.)
Тема 4. Система видов комментария к классическому тексту
Описав систему видов комментария к классическому тексту, студент должен раскрыть содержание и задачи каждого из них, целесообразность мнения того или иного вида комментария в различных типах изданий классического текста, а также цель и задачи работы текстолога и редактора над ними. (Литература: 3, 5, 8.)
Тема 5. Текстологический смысл понятия «авторская воля» Раскрыв содержания этого понятия, следует ев конкретных примерах обосновать его значение как абсолютного критерия работа текстолога и редактора над текстом классического произведения (Литература: 3, 5, 8)
Тема 6. Искажение классического текста, задачи работы текстолога и редактора над их устранением Рассмотрев систему искажений классического текста и причины возникновения их, студент должен проиллюстрировать сказанное конкретными примерами, а затем рассказать о работе текстолога и редактора над их устранением, о ее специфике и методике. (Литература: 3, 5, 8, 9.)
Тема 7. Проблемы атрибуции и датировки в текстологии
Раскрыв текстологический смысл названных понятий, следует описать современные текстологические методы решения этих вопросов, проиллюстрировать их конкретными примерами. (Литература: 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10.)
Тема 8. Виды изданий классических произведений
Цель работы - типологическая характеристика различных видов: «собрание сочинений» (характеристика творчества автора в целом), «сборник » (характеристика части творчества автора (авторов)), издание отдельного произведения (моноиздание) (характеристика отдельного произведения). (Литература: 6.)
Тема 9. Типы изданий классических произведений
Содержание работы должно раскрывать типологические характеристики типов изданий классической литературы, таких как:целевое назначение (специальное научное исследование творчества автора в целом, части творчества, отдельного произведения; популяризация результатов этого исследования, популяризация творчества писателя); читательский адрес (специалисты, профессионально занятые изучением литературы или творчества данного автора; читатели, по своим профессиональным занятиям близкие к литературоведению; массовый читатель); рассмотрев и описав критерии типа изданий классических произведений, студент должен на его основе охарактеризовать издания:научного типа, такие формы его как «энциклопедия творчества» и «энциклопедия произведения» , выделив их по критерию историко-культурной характеристики творчества автора в целом или отдельного произведения; «научные издания» , т.е. содержащие литературоведческую характеристику творчества писателя в целом, части творчества, отдельного произведения;научно-массового типа, задача которых - популяризация научной оценки творчества автора в целом, части творчества, отдельного произведения; массового типа - выпускаемые с целью популяризации творчества автора в целом, части творчества или отдельного произведения (Литература: 6.)

 <<<     ΛΛΛ   

В новой русской литературе проблемы эти впервые заявили о себе при издании произведений феофана
Воспроизведения

сайт копирайтеров Евгений