<<< ΛΛΛ >>>
Эта вертикальная ось одновременно организует и этическое пространство: зло у Заболоцкого неизменно расположено внизу. Так, в «Журавлях» моральная окраска оси «верх – низ» предельно обнажена: зло приходит снизу, спасение от него – порыв вверх:
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось
…………………. (214)
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе...
Совмещение высокого и далекого и противоположная характеристика «низа» делают «верх» направлением расширяющегося пространства: чем выше, тем безграничнее простор, чем ниже, тем теснее. Конечная точка низа совмещает в себе все исчезнувшее пространство. Из этого вытекает, что движение возможно лишь наверху и оппозиция «верх – низ» становится структурным инвариантом не только антитезы «добро – зло», но и «движение – неподвижность». Смерть – прекращение движения – есть движение вниз:
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно...
В «Снежном человеке» привычная для искусства XX в. пространственная схема: атомная бомба как смерть сверху – разрушена. Герой – «снежный человек» – вынесен вверх, и атомная смерть приходит снизу, а погибая, герой упадает вниз:
<<< ΛΛΛ >>>
Как поцелуй звучит построение рассмотрим Есть движение внизвожак в рубашке из металлапогружался медленно на дно Семантика элементов здесь весьма индивидуальна позиции структуры Владимир ленский посетилсоседа памятник смиренный Также из посвящения покойному поэту знает о подлинном смысле противопоставления
|