<<< ΛΛΛ >>>
Ричард III, который у Шекспира ("Генрих VI", часть III) чувствует себя таким
мастером этого сорта политического мастерства, что "губителя" Макиавелли
считает "школьником" по сравнению с собою. В стюартовской "трагедии ужасов"
будет столько "макиавеллистов", что она станет настоящим разбойничьим
вертепом. Такова общая линия. А Марло взялся популяризировать учение
Макиавелли в длинном прологе, без всякой иронии, с едва скрываемым
сочувствием. Пролог к "Мальтийскому еврею" показывает, что политическая
доктрина Макиавелли с ее трезвым реализмом встречала одобрение Марло. Но
раньше, чем Марло почувствовал научную ценность политического учения
Макиавелли, он проникся сочувствием к его религиозным взглядам, к
богоборчеству и атеизму. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует уже
"Тамерлан". Там, в конце второй части, в сцене смерти героя, Марло
заставляет его скомандовать своим генералам, как в дни величайших побед:
...Мечи свои берите и грозите
Тому, чья длань мне душу удручает.
В поход, на штурм против небесных сил!
Знамена черные вы водрузите
В небесном своде в знак богов погрома...
Правда, тут говорится о богах, а не о боге, но не одни пуритане
понимали, что для поэта разница между единственным и множественным, числом а
данном случае невелика. Пролог к "Мальтийскому еврею", где еще раз было
<<< ΛΛΛ >>>
Энергичный человек
Создают впечатление витийства
|