Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Литература. Русская классика (избранные страницы): IX класс: Учебник-практикум. – М., 1997.

Русская литература XIX века: Практикум: X класс. – М., 1997.

Русская литература XX века: Практикум: XI класс. – М., 1998.

Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для средней школы позволяет выявить систему теоретико-литературных понятий. Они группируются по разделам (см. таблицы на следующих страницах).

Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В. В. Голубкова: «Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, имеющие целью дать им систему научных знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, так же как и все другие виды учебных занятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. В противном случае она рискует превратиться в пустой формализм. Такая опасность угрожает и преподавателю литературы, если только он станет рассматривать формирование теоретико-литературных понятий у учащихся как нечто самодовлеющее, как особый раздел работы, стоящий рядом с изучением произведений и с развитием речи» (Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. – С. 202-203).

В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:

1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

2. Общее представление о признаках этого явления.

3. Определение понятия или установление его характерных признаков.

4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.

5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.

6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками.

V-VIII классы

V класс VI класс VII класс VIII класс

Литература как вид искусства и как учебный предмет. Произведение и писатель Начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения. Устное народное творчество и литература Значение художественной литературы в жизни человека. Выражение позиции автора, развитие понятия об идее, о литературном герое Человек как главный предмет изображения в художественном произведении, начальные понятия о литературном герое. Взаимосвязь характеров и обстоятельств Художественная литература и действительность, образное отражение в художественной литературе и жизни.Жизненная правда и художественный вымысел в литературе. Образ — характер в литературе

Композиция Повествование. Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения Начальное понятие о композиции. Развитие понятия о портрете литературного героя, пейзаж Развитие понятия о пейзаже, сюжете, композиции, виды описания. Роль рассказчика в повествовании Развитие понятия о сюжете и композиции, антитеза как способ построения произведения

Роды и жанры Понятие о видах устного народного творчества. Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина. Сказка литературная. Басня, рассказ как эпический жанр. Былины как один из видов устного народного творчества. Повесть. Древнерусская летопись. Понятие о балладе. Понятие о поэме, о лирике, начальное понятие о сатире. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Народная драма. Комедия Развитие понятия об основных родах художественной литературы. Традиции устного народного творчества в литературе

Язык и средства художественной выразительности Слово в художественном контексте. Поэтическая и стихотворная речь, рифма, сравнение, эпитет, олицетворение. Аллегория. Иносказание Гипербола, постоянный эпитет, метафора, развитие понятия об олицетворении. Интерьер и его роль. Портрет и пейзаж. Внутренний монолог Развитие понятия о метафоре. Значение художественной детали. Гротеск. Юмор и сатира как средство выражения авторской позиции Понятие о языке художественной литературы. Эпиграфы. Афоризмы. Начальное понятие о символе

Стихосложение Различие прозаической и стихотворной речи Размеры стиха. Былинный стих Развитие понятия о рифме и строфе, понятие об основах стихосложения Развитие понятия о двух- и трехсложных стихотворных размерах

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Практике преподавания литературы
Ладыженская выделила на основе данного принципа три группы текстов сочинений 1
Приготовленным вопросам имеет троякую цель воспроизведение учениками главнейших
Потом подумать о судьбах учеников ix б
Мы постараемся понять именно как общение искусством

сайт копирайтеров Евгений