<<< ΛΛΛ >>>
целую книгу. Я только хотел напомнить все это. Остановлюсь на грубом, можно
сказать, различии между любовью моральной и любовью эстетической. Мы жалеем
человека или он нравится нам - это большая разница, хотя и совмещаться эти два
чувства иногда могут. Попробуем приложить оба эти чувства к большинству
современных европейцев. Что же нам - жалеть их или восхищаться ими?.. Как их
жалеть?! Они так самоуверенны и надменны; у них так много перед нами и перед
азиатцами житейских и практических преимуществ. Даже большинство бедных
европейских рабочих нашего времени так горды, смелы, так не смиренны, так много
думают о своем мнимом личном достоинстве, что сострадать можно им никак не по
первому невольному движению, а разве по холодному размышлению, по натянутому
воспоминанию о том, что им в самом деле может быть в экономическом отношении
тяжело. Или еще можно их жалеть "философски", то есть так, как жалеют людей
ограниченных и заблуждающихся. Мне кажется, чтобы почувствовать невольный прилив
к сердцу того милосердия, той нравственной любви, о которой я говорил выше, надо
видеть современного[i][i] европейца в каком-нибудь униженном положении:
побежденным, раненым, пленным,- да и то условно. Я принимал участие в Крымской
войне как военный врач. И тогда наши офицеры, даже казацкие, не позволяли нижним
чинам обращаться дурно с пленными. Сами же начальствующие из нас, как известно,
<<< ΛΛΛ >>>
Обиду христианство зовет даже иногда посещением божиим - крупнейший идеолог французского утопического социализма Подражать его нравственным качествам есть Распространена в той части нашего общества
|