<<< ΛΛΛ >>>
Демократический и либеральный прогресс верит больше в принудительную и
постепенную исправимость всецелого человечества, чем в нравственную силу лица.
Мыслители или моралисты, подобные автору "Карамазовых", надеются, по-видимому,
больше на сердце человеческое, чем на переустройство обществ. Христианство же не
верит безусловно ни в то, ни в другое - то есть ни в лучшую автономическую
мораль лица, ни в разум собирательного человечества, долженствующий рано или
поздно создать рай на земле.
Вот разница. Впрочем, я, может быть, дурно выразился словом разум... Чистый
разум, или, пожалуй, наука, в дальнейшем развитии своем, вероятно, скоро
откажется от той утилитарной и оптимистической тенденциозности, которая сквозит
между строками у большинства современных ученых, и, оставив это утешительное
ребячество, обратится к тому суровому и печальному пессимизму, к тому
мужественному смирению с неисправимостью земной жизни, которое говорит:
"Терпите! Всем лучше никогда не будет. Одним будет лучше, другим станет хуже.
Такое состояние, такие колебания горести и боли - вот единственно возможная на
земле гармония! И больше ничего не ждите. Помните и то, что всему бывает конец;
даже скалы гранитные выветриваются, подмываются; даже исполинские тела небесные
гибнут... Если же человечество есть явление живое и органическое, то тем более
ему должен настать когда-нибудь конец. А если будет конец, то какая нужда нам
так заботиться о благе будущих, далеких, вовсе даже непонятных нам поколений?
<<< ΛΛΛ >>>
Рода воспитания От искания идеала нравственной правды в недрах самого человечества По отношению к ним
|