Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Тем не менее нельзя забывать и о ритуальном происхождении загадки и самого акта загадывания-разгадывания, предполагающего своего рода специализированный диалог двух сторон (об этом писалось в другом месте). Согласно известным показаниям многих архаичных традиций и опытам реконструкции «реального» контекста «прото-загадки» выясняется, что процедура загадывания загадок и их разгадывания (там, где она сохраняется достаточно полно) приурочивается обычно к главному годовому ритуалу, совершаемому на стыке Старого года с Новым. Этот переходный этап характеризуется максимальной энтропией: Старый год «сносился», исчерпал себя и на грани гибели. Путь к Новому году, замещение им Старого, осуществление непрерывности жизни возможно лишь при «новом» творении, образе того первого творения, которое имело место «в начале» и дало вход в сферу хаотического тому эктропическому импульсу, что создал условия для перехода от Хаоса к Космосу. Каждый шаг творения отмечает повышение уровня эктропического движения, уплотнение космического пространства и времени, усложнение их организации. Наиболее архаичные и диагностически важные типы текстов творения в жанре загадки (ср. ведийские brahmodya, загадки о составе и порядке творения) построены по принципу «нисхождения» — от первичного, наиболее общего и важного к вторичному, более частному, менее важному. Каждый этап творения часто отмечается особым числовым кодом. Он относится к количеству объектов творения и порядку его этапов. О «числовой» логике того и другого можно судить по софистицированным рефлексиям на космологические темы типа описания сотворения Вселенной в энциклопедии

(Rasa'il), где речь идет об учении «Братьев Чистоты», развивавшем некоторые идеи му'тазилизма (1. Творец— один...; 2. Интеллект— двух родов...; 3. Душа — трех видов...; 4. Материя — четырех родов...; 5. Природа— пяти родов...; 6. Тело, имеющее шесть направлений...; 7. Сферы— семь планет... и т. п.), или типа нумерологии в даосском трактате «Дао-Дэ цзин» и комментарии к этому тексту Хэ-Чжан гуна («Дао породил Один. Один породил Два. Два породило Три...» и т. д.), или, наконец, типа «порядковой» космогонии в пехлевийском трактате «Rivayat» (52), где Ормазду нужно было «во-первых, установить Небо, во-вторых, установить Землю, в-третьих, привести в движение Солнце, в-четвертых, привести в движение также Месяц, в-пятых...» и т. д. вплоть до «в-двенадцатых». На некоем высоком уровне обобщения, о котором фрагментарно можно судить по реально сохранившимся свидетельствам, восстанавливается общая схема: первый шаг — один объект, второй шаг— два объекта, третий шаг— три объекта... (вар. — четыре, далее 8 и т. п.). Особенно показательно свидетельство старокитайского отрывка Цзочжуань (CHI, р. 327), где количественная и порядковая нумерология сливаются в синтетическом их объединении. М. Гране проницательно указывает, что нельзя переводить ни «первое — это дуновение» ни «одно — это дуновение», но только «1. (= Unique et en premier lieu est le) Souffle (k'i). 2. (= Deux et en second lieu sont les) Ensembles [(ti) que forment en s'affrontant comme le Yang et le Yin...]. 3. (= Trois et en troisieme lieu sont les) Modes...» и т.п. (Granet 1934, 161—163). Подобное объединение значений имплицируется и реконструкциями ряда «числовых» описаний творения в индоевропейской традиции (Топоров 1980).

Выше говорилось о высокой частотности числа «два» в русских загадках космологического характера, когда «два» относится к небу и земле, солнцу и месяцу, огню и воде, т. е. к объектам, сотворение которых, собственно, и означало возникновение мира-вселенной. В используемых материалах загадок о мире нет (ср., впрочем, Садовников 1995, 2500: Какое строение давно построено, не разваливается и не требует починки?— Мир). Их можно было бы гипотетически восстановить из загадок типа Двое стоячих, двое ходячих, да два здорника, два разбойника, разорителя.—Небо и земля, солнце и месяц, день и ночь, огонь и вода (№ 3) или Два стоят, два ходят и два минуются. — То же, но без огня и воды (№ 4); Два стоят, два ходят, двое промеж них часы стерегут. — То же (№ 5); — Два быка бодутся — вместе не сойдутся. — Небо и земля (№ 6). Связь неба и земли с идеей двучастного мира и даже с самим числительным «два» в индоевропейских традициях хорошо известна. Сходство распространяется и на соответствующие предикаты: небо и земля и в других традициях нередко есть, стоят или установлены, тогда как солнце и месяц ходят, двигаются и (часто) не сходятся вместе. Поэтому сам тип подобных загадок может быть прослежен вплоть до индоевропейского горизонта и отчасти восстановлен. Разумеется, можно было бы предположить, следуя логике развития «числового» ряда, что на предыдущей стадии было нечто одно, единое, из чего на втором шаге возникли два основных космологических объекта — небо и земля. Но, учитывая, что «один» как число возникло явно позже других элементов «числового» ряда (по крайней мере, 2, 3, 4), едва ли оправдана конструкция типа Что есть одно (единое)? или Единое пребывает (имеет место)? с ответом Мир — вселенная. «Один — одно» определяет прежде всего единство как целостность, не данную, но именно сотворенную, и подлинная целостность-единство возникла только с созданием человека, на котором космогенез оканчивается и начинается эра «антропной» культуры. Человек же в русских загадках нередко загадывается в числово-инструментальном коде (ср.: Две ходули, два махала, два смотрила, одно кивало.— Человек. № 1375 или Двое ходят, двое смотрят, двое болтаются, один водит и показывает. № 1376) со сквозной числовой доминантой «два», каковая определяет и небо-землю (мир) в их двуединстве. Однако чаще человек загадывается как некая механическая конструкция из составных частей, держащихся друг на друге благодаря операциям насаживания, присоединения (ср. Стоят вилы, на вилах короб, на коробе грабли, на граблях зевало, на зевале мигало, над мигалом ртище. — Человек. № 1346, ср. №№ 1338—1374), начинающимся обычно снизу, с ног, как и в знаменитом «антропоцентрическом» гимне из «Атхарваведы» (X, 2). Не только человек, но и другие заполнения мира — насекомые, животные, деревья, жилище — дом, вещи (мебель, утварь, средства передвижения и т. п.) — усвоили себе в загадке принцип числового кодирования, которое в значительной части обеспечивает связь объектов мира, являющихся предметом загадывания и разгадывания и, следовательно, некое, хотя бы относительное единство самого мира. Говоря огрубленно, все, что составно, — счетно, а все, что счетно, может быть выражено в числовом коде. Иногда (например, в загадках о времени, №№ 4938—4969) только по набору чисел и последовательности их введения в текст и даже без учета того, что этими числами определяется, можно с полной уверенностью найти ответ загадки. Учитывая далекоидущую дифференциацию целостного образа времени — года (времена года, сезоны, месяцы, недели, сутки, дни и ночи) и разные варианты представления года в загадках, нетрудно понять, что загадки о времени образуют один из самых распространенных и канонических типов «числового» текста со строгой «нисходящей» градацией. В этом отношении они противоположны «числовым» текстам «восходящего» типа: «один — другой — третий...» или «один — два — три». Нередки конструкции «числовых» текстов, соответствующие схеме «x (> 1) объектов при 1 объединяющем их объекте» (ср.: Четыре брата под одной шляпой стоят. — Стол, ножки стола. № 3563, ср. №№3551, 3553—3555, 1358—1368) или схеме «х объектов, но (противительность) у объектов» (ср.: Два раза от матери родился, ни одного не крестился. — Цыпленок. № 934, ср. №№ 971, 1013 и др. или Дважды родился [...] один раз умирает.—Птица. № 887 и др.). Общее же количество конкретных воплощений распределения чисел внутри загадки определяется десятками, и во многих случаях само это варьирование вполне осмысленно. Но подробнее о «числовых» текстах-загадках в другом месте.

Литература

Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М., 1982. Загадки / Изд. подг. В. В. Митрофанова. Л., 1968. Садовников Д. Загадки русского народа. М., 1995.

Топоров В. Н. О числовых моделях в архаичных текстах // Структура текста. М., 1980.

Granet M. La pensee chinoise. Paris, 1934.

* Статья была опубликована в сборнике, посвященном 70-летию А. Е. Супруна.

 <<<     ΛΛΛ   

О ритуальном происхождении загадки творения человек

сайт копирайтеров Евгений