Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Любое звено как одноуровневой, так и многоуровневой иерархии, может быть рассмотрено как относительно самостоятельный объект-состояние с внутренней и внешней сторонами своего бытия. Подобная иерархичность присуща и внутренней и внешней характеристикам объекта-состояния. Концепция многоуровневой объективной реальности и соответствующего строения ее конкретных состояний под водит к методологически важному выводу, что в объекте-состоянии, наряду с главной, определяющей стороной, существуют зависимые, определяемые. "Возьмите определенную ступень развития производства, - писал Карл Маркс, - и вы получите определенную форму обмена и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом - определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь определенным выражением гражданского общества" (13. т. 23, с. 402). Это положение есть сущность социально-исторического детерминизма (как элемента диалектико-материалистической философии).

§2. Связь состояний

Большой научный интерес представляет стадиальное рассмотрение бытия объекта-состояния, которое не только дает возможность постижения сущностной динамики, но обнаружить и поставить проблему связи состояний.

Обратимся к анализу диалектико-материалистической концепции последовательно разновременной связи состояний. Основоположники материалистической диалектики высоко ценили гегелевское положение о внутрикачественном, внутрисущностном движении субстрата и связи различающихся разновременных ступеней бытия (понятия - Гегель). В своих исследованиях социально-исторических и естественных процессов они непременно обращались к идее связи состояний.

"Всякое развитие, независимо от его содержания, - писал К. Маркс, - можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой" (13. т.4,сс. 296- 297). Объединение различных стадий развития, возникновение связи между ними в ходе отрицания подчеркивал В. Ленин, когда писал "что это весьма важно для диалектики "...не "голое" отрицание, а отрицание, как момент связи как момент развития с удержанием положительного,.." (11. т. 29. сс. 2О7-2О8). И в другом месте: "...диалектика вообще состоит в отрицании первого положения, смене его вторым (переходе первого во второе, в указании связи первого со вторым" (там же, с. 208). Критикуя социологическую концепцию Н. Михайловского, Ленин замечает: "...особенно необходимо, чтобы с такой же точностью был исследован ряд известных состояний, последовательность и связь между различными ступенями развития". (11. т. 1, с. 167).

Трудно переоценить значение исторической связи для понимания сущности социальных явлений, происходящих в современной России, для разработки стратегии и тактики радикальных преобразований российского общества. Актуальное значение имеет ленинская мысль о том, что при исследовании тех или иных сложных явлений общественной жизни самый надежный способ заключается в: "...не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие этапы в своем развитии пpошло, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (11. т. 39,с. 67).

Этот принцип историзма, нашедший свое воплощение, в частности, в структурно-генетическом методе, предполагает воспроизведение движения и развития социально-исторического объекта в виде логически стройной теории. Этот принцип выражает один из существенных моментов материалистической концепции истории, суть которого заключается в признании относительной целостности развивающегося объекта, что мы и стремимся отразить в понятии "связь состояний". Данное понятие позволяет выделить этапы развития, как смену реальных состояний социально-исторической системы. Так, К.Маркс определил в "Капитале" структурный ряд:

а) первоначальное накопление капитала (мануфактурный период);

б) промышленный переворот, приведший, по мнению Маркса, не только к возникновению специфического буржуазного технического базиса, но и к становящемуся несоответствию капиталистических производственно-экономических отношений характеру и прогрессирующему уровню производительных сил общества. Исходя из этого, имманентного капитализму ряда, Маркс не только теоретически воспроизвел процесс развертывания капиталистической сущности но и пришел к выводу, что данная общественно-экономическая формация - это не последнее историческое состояние общества.

Особо следует подчеркнуть роль понятия "связь состояний" в прогностической деятельности. Использование этого понятия в анализе будущего позволяет найти ответы на сложные и существенные вопросы:

а) Каким получится конкретное соотношение старого и нового в последующем социальном состоянии?

б) нового, перешедшего из старого, и того нового, которое возникает в процессе самого отрицания? Настоящее всегда включает в свое содержание, хотя в снятом виде, прошлое точно так же, как и будущее - в виде тенденций настоящего, его возможностей. Осознание единства прошлого, настоящего и будущего предостерегает от нигилистического отношения к историческому наследию, в котором не все принадлежит прошлому, как и не все из прошлого включается в содержание настоящего и будущего.

Итак, исследование содержания понятия "связь состояний" (как его понимает диалектико-материалистическая теория истории) приводит к обнаружению тождества и различия этого типа связи и связи преемственной.

В содержании понятия "связь состояний" мы различаем три группы элементов;

1. К первой группе относятся некоторые свойства, связи и от ношения предшествующего состояния, которые переходят в последующее, не подвергаясь отрицанию. Данным аспектом своего содержания понятие "связь состояний" тождественно понятию "преемственность". Так, например, в области социальной истории, как объективная закономерность, наблюдается преемственность поколений, которая обеспечивает непрерывность социально-материальной субстанции (субстрата) общественной истории. Наряду с преемственностью поколений в истории общества хорошо прослеживается преемственность вещественно-энергетических элементов производительных сил, раз личных элементов процесса обобществления производства: концентрация рабочей силы и основных средств производства, всестороннее общественное (в том числе и международное) разделение труда и т.д.).

Данную группу элементов содержания понятия "преемственная связь" следует рассматривать как часть содержания понятия "связь состояний"; ее образуют те свойства, связи и отношения предшествующего состояния, без усвоения которых последующее состояние не могло бы возникнуть. Это - общие, родовые, сущностные определения объекта, или общие, видовые, специфически-сущностные характеристики. Поскольку те или иные элементы предшествующего состояния включаются в качественно (или специфически-качественно) иную систему отношений, постольку и само "положительно удержанное" оказывается преобразованным и приобретает новые функции. Уже здесь можно говорить о диалектическом различии между связью состояний и преемственностью.

2. Ко второй группе элементов содержания понятия "связь состояний" относятся те, которые возникают в процессе отрицания специфического качества и специфической сущности объекта-состояния; они связаны с отрицаемым не преемственной, но генетической связью. Если бы рождение нового состояло бы лишь в переносе каких-то элементов в каком-то другом сочетании то это не было бы действительным обновлением, а только простой перекомбинацией старого. Следовательно, не все новое "несет на себе отпечаток старого. Если в предшествующем состоянии имеет место лишь один вид нового - новое, порожденное ходом всей предлежащей эволюциии данного специфического качества (и сущности), то в последующем состоя нии - два вида нового: новое, сформировавшееся в "борьбе" со ста рым в предыдущем состоянии (это - стадия возникновения последующего состояния); и новое, сложившееся в процессе скачка "разрешения противоречия специфического качества (и сущности).

Таким образом, вторая группа элементов содержания понятия "связь состояний" лишь первым видом нового совпадает с преемственной связью.

3. Третий содержательный компонент связи состояний представляет собой, во-первых, некоторые свойства, связи и отношения старого объекта-состояния, которые не имманентны новому, последующему состоянию (как ставшей системе); они есть признак его неразвитости. Данные элементы суть относительно несущественные для процесса становления новой целостности; поэтому их переход в свою противоположность происходит по мере развертывания собственного основания нового объекта-состояния; и они являются для него функционально полезными в течение некоторого времени. Во-вторых, третья группа элементов содержания понятия "связь состояний" включает в себя некоторую совокупность свойств, связей и отношений старого состояния, которая не только не может быть (хотя бы временно) функционально-положительной в новой системе, но в известной степени противодействует становлению и функционированию последующего состояния, которое постоянно ведет с этой совокупностью "борьбу" и усиливает свою устойчивость по мере освобождения от нее. Причем, одни из элементов этой совокупности противоположны новому состоянию в силу своей развитости; другие же тормозят развитие нового через свою неразвитость. Как правило, первые и вторые элементы взаимосвязаны, что значительно повышает их общий негативный эффект.

Каково же соотношение связи состояний и преемственности по линии элементов третьей группы? Мы считаем возможным утверждать, что здесь отсутствует их полное совпадение. Если элементы старого состояния, временно вовлекаемые в новое и функционирующие в нем относительно положительно, необходимы этому состоянию на стадии его становления, суть общие для содержания и связи состояний, и преемственности, то в отношении второй подгруппы этого сказать нельзя. По нашему мнению, те свойства и связи старого состояния, которые являются "антагонистами" новой целостности и обречены в будущем на "голое" отрицание, не могут рассматриваться как содержательные элементы преемственности; ведь в содержание ее входит лишь "положительное наследие".

Таким образом, связь состояний представляет собой связь преемственно-генетическую, возникающую в процессе изменения и развития между последовательно разновременными состояниями одного и того же объекта.

Исходя из нашего различения понятий "состояние" и "объект-состояние", следует считать данное толкование связи состояний как момент более развернутой ее интерпретации, в которую включается и "связь сосуществующих состояний".

Связь состояний как интенсивность системной организации реальности является важной и сложной проблемой диалектико-материалистической концепции детерминизма. Эта проблема значима в плане дальнейшего углубления познания многоразличных связей детерминации, а также в русле решения задачи совершенствования методов научного предсказания.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 9 характера
Внешнего состояний
Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 8 состояний
Сорокин Б. Философия филологии современного языкознания 5 состояний
Сущности человека

сайт копирайтеров Евгений