Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Для определения феномена духовной культуры обратимся к другому философу - Гегелю (1770-1831). Гегелю свойственно самое пристальное внимание к духовной культуре. Создатель универсальной схемы творческой деятельности, Гегель с помощью диалектиче-

4 См .: Д. Локк. Избранные философские произведения. Т. 1- 2. М , 1960. См . также: Ю. В. Рождественский. Введение в культуроведение. М., 1999, с. 15-16. В трактовке Ю. В. Рождественского так называемый «треугольник Локка» выглядит несколько иначе

 

Это связано с разными задачами, которые ставят перед собой автор «Введения в культуроведение» и авторы «Проблем межкультурной коммуникации». Представляется, что принципиального расхождения здесь нет.

15

ского метода переосмысливает понятие культуры, вводя в него диалектический принцип прямых и обратных связей. Без этого принципа невозможно представить себе культурную коммуникацию. По определению Гегеля, искусство «распадается на произведение, имеющее характер внешнего, обыденного наличного бытия - на субъект, его продуцирующий, и на субъект, его созерцающий и перед ним преклоняющийся» 5 . Рассматривая произведение как знак культуры, триаду Г. Гегеля можно представить цепью: продуцирующий субъект произведение потребляющий субъект

При этом произведение может быть не только романом, сонетом, картиной или любым другим произведением искусства, но сельскохозяйственной мотыгой или сложной компьютерной программой.

В нашем случае существен не характер произведения, а то, что оно названо Гегелем в его триаде первым, т. е. главным, поскольку именно через него осуществляется связь между творцом и потребителем, который должен «преклоняться» перед произведением, иметь в нем потребность. Аборигену в Африке, возделывающему поле примитивными способами, нет нужды в компьютере, как у современного инженера в конструкторском бюро неуместна мотыга. В обоих случаях и мотыга, и компьютерная схема бессмысленны, поскольку не включены в коммуникативную цепь, не рассматриваются потребителем как предметы «восхищения» и не обнаруживают потому свойств предметов культуры.

Если произвести подстановку, обозначив вместо одного произведения бесконечный ряд предметов культуры, то и ряды производителей и потребителей тоже уйдут в бесконечность. Формула приобретет вид:

производитель продукт потребитель

Производителем может быть Иванов, Петров, Сидоров, Smith, Duran, Mann, живущие сегодня в любой стране и жившие столетия назад, а также народы, этносы, расы производящие бесчисленное количество объектов культуры, имеющих значение и смысл для других Иванова, Петрова, Сидорова... живущих, может быть, совсем в другую эпоху и «восхищающихся» изделиями рук ведомых им или неве-

5 См .: Г. Гегель. Философия духа / Энциклопедия философских наук. М., 1977, с. 383; См. также: Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе 3. И. Система «Литература» и методы ее изучения. Монография. - Н. Новгород, 1998.

16

домых творцов. Отсюда становится понятным гегелевское определение: «Культура представляет собой имманентный момент абсолютного и обладает своей бесконечной ценностью» 6 . Бесконечная ценность сохраняется в традиции культуры, в памяти.

Никакой создатель культурных ценностей не начинает деятельность с «чистого листа». Гончар уже знаком с гончарным кругом. У виртуоза-скрипача есть ноты и музыкальный инструмент. Первые земледельцы и охотники на земле тоже знали традиции своего дела, уходящие в бесконечную даль времен. Они ориентировались на традицию, традиция влияла на них, как влияла и влияет она на потребителя, сверяющего свои представления о культурной ценности продукта с известными ему качествами: надежностью, полезностью, красотой. И с изменением потребностей и вкусов потребителя меняется традиция, чему можно привести тысячи примеров из самых разных областей техники, ремесла, искусства. Меняется реальность. Меняется продукт. Меняется производитель. «Бесконечная ценность культуры» предстает в имманентном, внутренне свойственном предмету моменте.

Для племен Черной Африки, затерянных в глубинах пустынь или лесов, современная техника бесполезна. Для нынешнего рабочего труд без подходящего инструмента представляется некультурным. Народная сказка десятилетиями до эпохи романтизма казалась грубой. Религия в советскую эпоху трактовалась как глупый вымысел либо как опиум для народа. Иконы были черными досками и зачастую безжалостно уничтожались. Некрасов в стихотворении «Железная дорога» сетует на то, что Аполлон Бельведерский может быть «хуже печного горшка». И сегодня, сидя перед телевизором, одни зрители восхищаются мексиканскими сериалами, другие считают их пустыми либо вредными, созданными на потребу некультурной публики.

Лотмановский водораздел культурное - не-культурное пролегает в сфере социально-исторической и в психологической. Об этом точно сказал А. В. Михайлов, подметивший и то, что выбор суммы известных фактов бывает весьма различным у разных историков культуры, и то, что опасно полагаться «на будто бы необманчивую непосредственность человеческого чувства». Современный ученый, «будучи умудрен» всеми испытанными в науке иллюзиями ограни-

6 Гегель Г. Сочинения: В 15-ти тт.: Т. VII / Под ред. А. Деборина и Д. Рязанова. М. -Л., 1934, с. 216.

17

ценности, все-таки не может быть свободен от иллюзии модернизации культуры. Более того, опасность модернизации возрастает по мере возрастания «самосознания культуры». Неизбежное и плодотворное разрушение романтических легенд прошлого «сопровождается рождением новых мифов, принимаемых за реальность»'.

Эти чрезвычайно важные мысли, высказанные по другому конкретному поводу, могут служить для нас серьезным предупреждением. Рассматривая ключевые понятия культуры в их историческом, этнографическом или словесном контексте, мы никогда не можем с достоверностью утверждать непреложность наших оценок. Принцип многовариантности и обратных связей - основополагающий принцип культуры. Но он же - свойство системы. Из него вытекает возможность того «порядка из хаоса», о котором писал нобелевский лауреат И. Пригожий. Обращаясь к работам советских физиков и математиков - А. Н. Колмогорова, Я. Г. Синая, В. И. Арнольда, - определивших классы неустойчивых динамических систем, нобелевский лауреат предлагает свою формулировку динамики - построение «концептуальных основ динамических явлений вокруг понятия динамической неустойчивости» 8 .

5. Культурология

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В случае межвидовой культурной коммуникации имеет место синтез видов культуры литературы
Упорядоченное состояние
Элегантность французов концепт
Сочинения в 9 ти тт литература история
По этой причине сибирь с ее потенциально неистощимыми запасами земли по большей части непригодна для земледелия

сайт копирайтеров Евгений