<<< ΛΛΛ >>>
Среди ракит в тени крушины
Шнурок девчонкой позабыт.
Ах, как она о том крушилась.
(38-39)
«Крушилась» и «крушина» — игра слов, которой устыдился бы даже Лебядкин. То же самое в поэме «Видение»:
А платье из шотландки серой
Приоткрывало ножку смело.
Но что за ножка! Джин лишь смела б...
(190)
«Смело» и «смела б» — такой же плохой каламбур. И кроме того: попробуйте произнести или спеть это корявое сочетание слов: «Джин лишь смела б» — косноязычное скопление согласных, не дающее стиху той текучести, которая свойственна поэзии Бернса. Сюда же относятся: «зардясь вся», «нерв натянут» и «бард мой» и т. д.
Я пишу эти строки с большой грустью, потому что мне искренне жаль переводчика. Нельзя сказать, что бы он был оголтелой бездарностью: в его переводах нет-нет проскользнет какое-то подобие живой интона ции, какой-то не совсем раздребезженный эпитет. Я уверен, что сил и способностей у него гораздо боль ше, чем можно подумать, читая его бедную книжку. Еще не все потеряно, он еще может спастись.
После стоеросовых, шершавых стихов вдруг послы шится чистый мелодический голос — правда, немного банальный:
Постой, о нежный соловей.
Побудь со мной в тени ветвей.
Овей печаль души моей
Волною нежных жалоб.
(137)
2
0 Q L * O
Вообще нельзя сказать, чтобы в переведенных Фе-> лотовым песнях начисто отсутствовала Песенность. Есть проблески подлинной лирики в переводе эротических, фривольных стихов — таких, как «Не там ты, девушка, легла», «Что мамочка наделала», «У мамы я росла одна» и т. д., хотя то, что у Бернса выходит улыбчиво, грациозно, игриво, у переводчика звучит почему-то скабрезно и грубо. Как бы то ни было, здесь (а не в переводе поэм) он мог бы добиться удачи. Порой среди расхлябанных и вялых стихов вдруг встретятся крепко сколоченные, ладные, прочные строки:
Голод с матушкой нуждою Днюют в хижине моей. Как ни бьюсь, все нет отбою От непрошеных гостей.
( is )
<<< ΛΛΛ >>>
В погоне за бессмысленной крат костью фраз переводчица вконец уничтожила Мы наблюдаем общий более высокий уро вень их художественной культуры по сравнению с дореволюционными переводами
Издание четвертое Другие революционные стихотворения шевченко
|