Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

социального статута (оппозиция младший -- старший и т. п.). Герои, "не подающие надежд", могут рассматриваться как негативные варианты (излюбленные сказкой в отличие от эпоса) героев с благородной видимостью.

Отношения героя и вредителя-антагониста строятся обычно на оппозиции свой -- чужой, проецированной на различные плоскости: дом -- лес (ребенок -- баба-яга), наше царство -- иное царство (молодец -- змей), родная семья -- неродная семья (падчерица -- мачеха). Вредителю соответствует и характер вредительства: мачеха изгоняет падчерицу, чтоб ее извести; баба-яга заманивает детей, чтоб их съесть; змей похищает царевну себе в наложницы и т. п. Это примеры чисто семантического анализа, который основан на вычленении оппозиций, лежащих в основе сказочных представлений и соответствующей им модели мира.

Возможность выделения некоторых алломорф пропповского метасюжета допускалась им самим: он указывал на альтернативность сказок с Б--П и 3--Р (т. е. A 1 B 1 и А 2 В 2 ), с А и а (по нашей символике с W-- с вредительством и без него). Исходя из этих альтернатив, можно, например, четко отграничить некоторые родственные между собой сюжетные типы -- группу 300 -- 303 по системе AT (Аарне--Томпсона) от группы 550--551 (в первомслучае W l вч и А 1 В 1 , во втором l вч и A 2 B 2 ) группу 311, 312, 327 и т. д. от 480, 510, 511 (A 1 B1--А 2 B 2 ). Однако для выделения больших фундаментальных сюжетных групп оказьшаются более пригодными иные критерии, а именно:

Оппозиция О vs. О вч . Символом О обозначается наличие независимо от героя некоего сказочного объекта, за который идет борьба. О vs. О вч -- определение направления вредительства и поисков (quest); O 1 -- женщина (в исключительных случаях, наоборот, мужчина), вообще -- возможный партнер по браку; O 2 -- чудесный предмет. Оппозиция О vs. О вч четко противопоставляет сказки, в которых герой -- спаситель, искатель или, наоборот, жертва, изгнанник.

Оппозиция S vs. S вч . Символ S указывает, что героическая деятельность служит собственным интересам, а S -- интересам царя, отца, вообще общины в целом (как в героическом эпосе и в мифе). S vs. S вч противопоставляет сказки героического, отчасти мифологического характера (где герой часто бывает чудесного происхождения и силы, где в испытаниях порой преобладает героическая борьба с мифическим противником и т. п.) типично волшебным сказкам.

Оппозиция F vs. F вч . Символом F обозначается семейный характер основной коллизии. F выделяет сказки о героях, гонимых мачехой, старшими братьями и т. п.

Оппозиция М vs. M вч различает мифический и немифический характер области основного испытания, выделяет сказки с отчетливо мифологической окраской враждебного герою демонического мира. Основные сюжетные типы -- О вч S, OS, O S вч -- далее делятся на подтипы:

О вч S m F и F вч , a OS и О S вч на O 1 и О 2 ; далее все подтипы имеют варианты М и М вч . Таким образом выделяются следующие фундаментальные сюжетные типы:

1.1) O 1 S вч F вч М -- героические сказки змееборческого типа (300 -- 303 по

462

системе АТ);

1.2) O 1 S вч F вч М -- героические сказки типа quest (550 -- 551);

2.1) O вч S F вч M-- архаические сказки типа "дети у людоеда" (311, 312,314, 327);

2.2) О вч S F M-- сказки о семейно-гонимых, отданных во власть лесным демонам(480, 709);

2.3) О вч S F M вч -- сказки о семейно-гонимых без мифических элементов (510.511);_

3.1) О 1 S F вч М -- сказки о чудесных женах (мужьях) -- 400,425 и др.

3.2) O 1 S F вч M-- сказки о чудесных предметах (560, 563, 566, 569, 736) 4.) O 1 S F вч М -- сказки о свадебных испытаниях (530, 570, 575, 577, 580, б10,621,675); НР

5.1) O 1 S вч F вч M вч --408,653;

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Эта избушка как будто бы давно знакома ивану

Мертвые
В этих случаях своеобразный этикет требовал

сайт копирайтеров Евгений