Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

14

Власти Империи следили за тем, чтобы сведения о римских ballistae (катапультах) не дошли до варваров. Более того, из всей оборонительной системы Империи только легионы использовали ballistae . Нам известно только об одном форте, в котором вспомогательным войскам было разре шено использовать этот вид артиллерии. Это был один из фортов в Брита нии. В 220 году нашей эры в форте Хай Рочестер (Бремениум) в Нортум- берланде стояли войска под руководством Вардуллы из Северной Испании, и им было разрешено использовать ballistae . Об этом говорят надписи и данные раскопок. Эта артиллерия прикрывала северный и западный подхо ды к форту и стреляла каменными ядрами весом от 100 до 175 фунтов . Мы не знаем, почему имперские власти допустили это исключение из правил 15 .

3. Ограничения торговли между римлянами и варварами

Правительство Империи, несомненно, знало о том, что варвары используют примитивные методы ведения войны. Однако оно решило еще более усилить свое военное превосходство принятием двух политических решений: I ) оно запретило экспорт стратегических материалов из Империи враждебным племенам, II ) оно определило места на границе, где вар варам было разрешено торговать с римлянами, во всех же остальных ме стах торговля была запрещена. При этом приграничная торговля должна была находиться под контролем.

С начала III века и даже несколько раньше экспорт оружия, доспехов, лошадей, вьючных животных, денег, точильных камней, железа, зерна, соли и всего, что могло представлять военную ценность (включая залож ников), стал считаться тяжким преступлением 16 . Конечно, иногда эти то вары контрабандой перевозились за границу, как об этом хорошо было известно Каракалле (см. с. 13). В период с 370 по 375 год к этому списку были добавлены вино и растительное масло и, примерно в это же время, золото. Интересно, что в это время и позднее запрет налагался не только на экспорт «неприятелю», но и всем варварам вообще независимо от того, находились ли они в состоянии войны с Империей или нет 17 . В 420 году были приняты меры, чтобы запрещенные товары не попали к варварам морским путем: при отплытии любого судна местные чиновники тща тельно выясняли, куда оно направляется 18 . За год до этого произошло зна менательное событие. Асклепиад, архиепископ Херсонеса (Крым), обра тился к императору с прошением. Он просил освободить из тюрьмы людей, осужденных за то, что они раскрыли варварам секреты кораблестроения. Император помиловал осужденных, но пригрозил смертной казнью вся кому, кто поступит так в будущем 19 . Трудно сказать, о каких именно варва рах шла речь, во всяком случае, вряд ли кочевники гунны из Южной Рос сии собирались стать пиратами 20 . В 456 году император Восточной империи Маркиан ликвидировал последний пробел в законодательстве.

Он объявил, что отныне смертной казнью будет караться продажа любому представителю варваров, прибывшему в Константинополь или любой другой римский город, а также любому варвару, прибывшему под любым предлогом, оружия — нагрудных лат, щитов, луков, стрел, мечей и любо го другого оружия, а также снарядов и железа, как кованого, так и некова ного. Любая продажа или дарение этих предметов будет считаться угро зой безопасности Империи и актом измены. Товары, принадлежащие лицу, заключившему подобную сделку, будут конфискованы, а продавец предан смертной казни 21 . Прокопий упоминает об этом законе сто лет спустя и отмечает, что в его время он все еще действует. Он отмечает, что в результате действия закона народы, живущие на берегах Красного моря (о кото рых он рассказывает в соответствующей части своей книги), не могут купить у римлян ни железо, ни какой-либо другой металл. Он также рассказывает о мерах, принятых Юстинианом в районе Геллеспонта и Бос фора с целью «выяснить, не было ли отправлено к варварам что-либо из вещей, запрещенных к вывозу с римской территории» 22 .

Автор Expositio Totius Mundi повествует о купцах из Нисибиса и Эдес- сы, которые обогатились благодаря посредничеству между Персией и Рим ской империей: они торговали всем, «кроме бронзы и железа, потому что бронзу и железо не разрешено передавать врагу» 23 .

Этот вопрос имеет большее значение, чем может показаться на первый взгляд. Даже персидский царь не мог вооружить свою армию так, как этого требовала полномасштабная война с римлянами в 337 году (см. с. 13). Однако его ресурсы были огромны по сравнению с ресурсами северных варваров. Так, немногочисленный народ буры, воевавший с императором Коммодом в конце II века, неоднократно был вынужден просить римлян даровать им перемирие с тем, чтобы они могли перевооружиться и про должать борьбу! В 562 году посланцы кочевников-аваров приехали в Кон стантинополь и занялись покупкой оружия, так как планировали в скором времени напасть на римлян. Но им не повезло. Римляне хорошо знали об их намерениях: они взяли плату за оружие, но затем арестовали послан цев и оружие у них забрали 24 .

Тех, кому было разрешено свободно торговать на границе и заходить на римскую территорию, было немного. Все эти случаи казались римским ав торам достойными упоминания. Гермундуры, германское племя, чья терри тория граничила с Империей в окрестностях Регенсбурга на Дунае, были «лояльны» к римскому правительству, в чем оно имело возможность убе диться. Поэтому им, единственным среди германцев, в середине I века н. э. было позволено не только торговать на римском берегу Дуная, но и пересе кать его в любом месте, продвигаться в глубь провинции Реция без всякого надзора и продавать и покупать товары где угодно. Они даже имели право, по желанию, заходить в Аугсбург { Augusta Vindelicorum ), торговый город, лежащий на пути из Италии, который вел через перевал Бреннер к рейн ским армиям. Они могли смотреть на дома и виллы римлян, что было важ-

16

17

ным военным преимуществом в том случае, если бы они планировали на беги на жителей провинции. Нам неизвестно, почему гермундуры получи ли такую привилегию. Все, что мы знаем, — это то, что они были «лояль ны» к римлянам 25 . Однако другие германские народы могли бы назвать такое поведение гермундуров предательством.

Торговцев из других германских племен, если они и получали разреше ние входить в римские провинции, разоружали на границе, и дальше они путешествовали в сопровождении военного конвоя. Торговать им позволя лось только в крепостях, расположенных вдоль границы. Они не имели права продвигаться в глубь территории, и, таким образом, все, что они ви дели во время посещения провинций, — это военные лагеря и оружие сол дат. Это зрелище должно было заставить варваров хорошо подумать, преж де чем совершить набег. Не случайно тенктеры жаловались жителям Кельна в 70 году нашей эры на то, что их с позором заставляют разоружаться, прежде чем пересечь Рейн, передвигаться под надзором и к тому же платить за право въезда на римскую территорию. Жители Кельна, несмотря на свое сложное положение в нестабильном 70 году, согласились отменить въездную плату и таможенную пошлину на товары, ввозимые в Империю и вывозимые из нее через их город, однако они не сняли запрета на переправу германцев через Рейн ночью или с оружием. По сути дела, гермундурские торговцы были в I веке единственными, кто имел привилегию ехать куда угодно и разносить свои товары от города к городу, от виллы к вилле. Впрочем, они, как считают, недолго наслаждались своей удачей. В конце II века маркоманны из Богемии, видимо, получили право свободной торговли, а везеготы на несколько лет вырвали это право военной силой в середине IV века 26 .

В имеющихся описаниях Маркоманнских войн Марка Аврелия в кон це II века подобные ограничения на право въезда в римские провинции упоминаются достаточно часто. В 169—170 годах в Паннонии Марк Авре лий решил, что с политической точки зрения будет правильно заключить великодушный договор с квадами и другими племенами. Однако, несмот ря на свое великодушие, он отказал им в праве свободного выхода на римские рынки, «дабы маркоманны и язиги, которых квады поклялись не принимать и не пропускать через свою территорию, не смешались с ними и, выдавая себя за квадов, не следили за римскими позициями и не поку пали все, что хотят». Позже Марк Аврелий заключил договор с маркоман- нами и язигами: в отношении маркоманнов он отменил разрешение сво бодно торговать вдоль границы (мы не знаем, когда они добились этой привилегии) и определил «места и дни взаимной торговли». Он освободил язигов от всех условий, навязанных им ранее, «кроме тех, которые касаются запрета собираться вместе и вести торговлю». Он не позволил им пользоваться своими судами на Дунае и запретил ступать на дунайские острова. Кроме того, они могли проходить через задунайскую про винцию Дакию для торговли с роксоланами только в том случае, если правитель Дакии им это разрешит 27.

Таким образом, Валент следовал сложившейся римской практике, ког да в 369 году, после победы над везеготами, он ограничил деятельность везеготских торговцев двумя городами вдоль границы по нижнему тече нию Дуная. (К сожалению, названия этих двух городов до нас не дошли.) До этого на протяжении нескольких лет везеготы имели право свободного доступа в приграничные города, но, по мнению римского правитель ства, они использовали эти торговые места для нанесения ущерба жите лям провинций. Надо сказать, что эта торговля была выгодна для обеих сторон, и для римлян, и для готов. Есть также основания считать, что некоторые крупные римские землевладельцы участвовали в этой торгов ле, так что меры, принятые Валентом, нанесли серьезный ущерб торгов цам тех городов, в которые везеготы теперь не допускались. Точно так же Диоклетиан, когда он в 298 году ограничил торговлю с Персией в городе Нисибис на Тигре, вряд ли заслужил благодарность жителей Пальмиры и Бостры. Интересы торговцев в обоих случаях были второстепенны по сравнению со стратегической политикой правительства. То, что сделал Валент, было не единственной подобной акцией на северной границе в IV веке. В 371 году один римский военачальник, служивший на Дунае, приказал своим солдатам построить в северной Паннонии форт ( burgus , как он его называет) «по имени Коммерциум, ибо именно по этой причи не он и был построен». Эта фраза, несомненно, означает, что в этом райо не (около Грана) варварам, жившим за Дунаем, разрешалось торговать только в Коммерциуме. (Форт, кстати говоря, был построен за сорок восемь дней.) Мы знаем, что основным предметом импорта, осуществляв шегося сарматами — варварами, населявшими эту часть приграничья, — были рабы 28 . Впоследствии археологи обнаружили и другие места, такие как Зелигенштадт на Майне, где действовали торговцы-варвары 29 .

Подобные ограничения были в силе еще и в V веке. На восточной границе и римские, и персидские купцы могли торговать только в Нисибисе, Каллинике и Артаксате. Эти ограничения были введены для того, что бы военные секреты не стали известны врагам. Все товары, продаваемые в других местах, подлежали конфискации, а торговцы — высылке. В VI веке торговля все еще ограничивалась Нисибисом и Дарой 30 . Далеко от этих мест, в Африке, в городке под названием Арзугис, местные варва ры поклялись своими богами, что будут вести себя хорошо. Их клятва была передана либо декуриону, отвечавшему за эту часть границы, либо трибуну, который затем выдал им письменный сертификат в подтверждение того, что они принесли такую клятву. Эти рабочие-иммигранты наме ревались стать носильщиками или охранниками урожая 31 . (Их присутствие вызвало у одного из последователей св. Августина вопрос: не заражают ли эти варвары урожай тем, что клянутся ложными богами? Если затем это зерно перемелют в муку, из муки испекут хлеб и этот хлеб съест хри стианин, не будет ли этот христианин осквернен? Человек, написавший это, видимо, любил перестраховаться.) Надо признать, однако, что ни один

18

из римских императоров-христиан не был христианином настолько, что бы закрывать варварские рынки по воскресеньям, как это иногда делали средневековые правители.

Существовало несколько причин столь долговременного ограничения торговли. Делалось это с целью держать торговлю под постоянным наблю дением, а причины были стратегического характера. Ни у одного автора мы не найдем указаний на то, что эти ограничения были введены для защиты отечественных товаров. Одной из причин была необходимость предотвра тить экспорт оружия, которое могло усилить варваров. Я уже упоминал о том, как в 169-170 годах римляне боялись, что если варварам разрешить пересекать границу, они купят «все, что хотят» (см. с. 16). Очевидно, более всего варвары нуждались в оружии и доспехах. На втором месте была про визия, с которой участники будущего набега могли продержаться после того, как их собственные скромные припасы иссякнут 32 . В конце концов, торгов цы могли на самом деле оказаться не только торговцами, но одновременно воинами и разбойниками: у римлян уже был большой опыт общения с тор говцами, которых пускали в приграничные города. Действительно, наши источники говорят о том, что поведение германцев в римских городах каза лось окружающим буйным и противозаконным 33 .

Кроме того, торговцы могли передавать своим соплеменникам за гра ницей подробную информацию о римских оборонительных сооружениях и о передвижении войск. Они также могли узнать о расположении бога тых вилл и других объектов набегов; без этой информации разбойники вынуждены были бы тратить время на поиски добычи и пропитания и могли даже исчерпать свои запасы продовольствия, не найдя им пополне ния. Римские торговцы, перевозившие свои товары за восточную грани цу, также представляли опасность: они могли раскрыть врагам военные секреты; и поэтому им, как и персам, было разрешено торговать только в Нисибисе, Каллинике и Артаксате. Римляне из собственного опыта зна ли, какую ценность представляет информация, которой располагают тор говцы, причем Юлий Цезарь был не единственным римским военачаль ником, сумевшим выгодно использовать их сообщения.

В 468-^469 годах, сразу после падения империи Аттилы, в Константино поль прибыло посольство от «детей Аттилы». Послы надеялись догово риться о мирном соглашении, которое бы вновь открыло для гуннов торго вые города вдоль римской границы. Однако император Лев I считал, что народ, принесший неисчислимые беды Империи, не заслужил того, чтобы пользоваться привилегией торговли с римлянами, и гуннское посольство окончилось неудачей 34 . Просьба гуннов об открытии рынков несет важную для нас информацию. Незадолго до 468 года восточное правительство по чувствовало себя достаточно уверенно для того, чтобы закрыть для гуннов торговые города, причем не только на границе, но и везде. Эта мера была, видимо, связана с законом Маркиана от 456 года, возобновлявшим запрет на экспорт оружия. Можно говорить о том, что, запретив гуннам покупать

римское оружие и торговать в римских городах, Восточная империя окон чательно сломила и без того подорванную мощь гуннов. После 468 года о потомках гуннов Аттилы почти ничего не слышно.

4. Основные этапы завоевания Империи

Завоевание имперских провинций шло тремя гигантскими волнами.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В доримские времена северная испания
Темный век испании1
Каким путем шло письмо папы опять через галлию в испанию
В других местах прокопий постоянно замечает
Графов испанских провинций мы больше

сайт копирайтеров Евгений