Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

План самих домов ясно определяется по следам от столбов в земле. Боковые стены были значительно загнуты внутрь; матица была прямой. Внутри дом делился двумя стенами на большой центральный зал и две маленькие комнаты в торцах. В комнатах находились мощные столбы, которые поддерживали крышу. Было четыре двери — по одной в каждом торце (они вели в маленькие комнаты) и по одной в каждой боковой стене — обе открывались в центральный зал. Если два дома стоили друг напротив друга по двум сторонам дороги, то двери в них не делали лицом к лицу, чтобы при общей тревоге два потока людей не столкнулись бы и не стали мешать друг другу. Такая деталь типична для тщательной планировки подобных лагерей.

Люди жили в центральном зале. Они сидели и ели вокруг обложенного камнем очага, расположенного в центре пола, и спали на возвышении возле стен дома (см. вклейку). Если пространство использовалось полностью, то в каждом доме могло жить примерно 75 человек. Приблизительно такое количество бойцов могло находиться на одном боевом корабле. Было высказано предположение, что в каждом доме размещалась команда одного корабля боевого флота датских королей. Небольшие комнаты в торцах, видимо, были кладовыми для еды и напитков, которые иногда держали в обложенных досками ямах в полу; в некоторых могли быть и склады оружия. Дома во внешнем дворе, наверное, также использовались под склады, а может быть, и под мастерские. В любом случае только в двух из них есть главный признак жилого дома — очаг.

Хотя план домов в Треллеборге вполне очевиден, не совсем понятно, из какого именно материала они были построены. Положение стен отмечено внутренним рядом неглубоких ям от досок, поставленных очень близко друг к другу, и внешним рядом мощных ям, располагавшихся примерно на расстоянии метра одна от другой. Эти детали можно объяснить по-разному. Автор одной реконструкции предполагает, что это был высокий дом с дощатыми стенами и крышей из деревянной черепицы, а ряд столбов поддерживал необычно большую крышу, так что вокруг здания проходила своеобразная крытая галерея (см. вклейку). Согласно другому предположению, пространство между досками и столбами было заполнено землей и торфом: получалась длинная, низкая стена, такая, как в норвежских или исландских домах, а крыша тоже была из торфа и сравнительно низкая.

Три других лагеря очень напоминают Треллеборг, за тем лишь исключением, что там нет внешнего двора или внешнего вала. Хотя Фюркат построен по точно такому же плану, что и главный двор в Треллеборге, он несколько меньше как и в общем масштабе, так и в том, что касается отдельных домов, которые были той же формы, но при этом представляли собой обычные мазанки. Меньшая толщина вала восполнялась сложным каркасом из бревен и высоким палисадом. Кладбище располагалось вне лагеря; к нему можно было подойти по специальной дороге, которая вела на насыпь, возможно служившую для погребальных церемоний. Некоторые погребения на кладбище были христианскими, а некоторые — языческими, с богатым погребальным инвентарем. Лагерь в Ноннебакене нельзя было раскопать полностью из-за того, что над ним расположился современный город. Аггерсборг на сегодняшний день — крупнейший из таких лагерей; в нем в три раза больше домов, и они расположены по более сложному плану. Длина каждого дома составляет 110 римских футов (в Треллеборге — 100); вал исключительно массивен, а ворота некогда, возможно, были увенчаны деревянными башенками.

Несомненно, что в бараках военных лагерей размещалось значительное число воинов: было подсчитано, что в Фюркате могли располагаться около 800 человек, в Треллеборге — 1200, а в Аггерсборге, возможно, до 3000 (даже учитывая, что многие здания могли быть отведены под склады еды или оружия или служить кузницами). Обычно считается, что это были штаб-квартиры наемных армий, собранных Свейном и Кнутом; Аггерсборг лежит на Лимфьорде, где огромный флот Кнута собирался для вторжения в Англию в 1015 году. Разумеется, лагеря отражают позднюю стадию истории викингов, когда они уже не совершали набегов небольшими отрядами, сформированными для конкретной кампании, но служили за плату в хорошо организованных армиях могущественного монарха, который вел войну не ради добычи, но ради завоевания царства.

Если считать, что математическая точность планировки этих лагерей говорит о характере тех, кто их строил, там должна была господствовать железная дисциплина. Память о подобных военных общинах, возможно, лежит в основе в целом фантастической «Саги о ёмсви-кингах», где рассказывается об отряде воинов, якобы действовавшем на Балтике в конце X века. Жили они в крепости, под властью строгих законов. В отряд не мог попасть тот, кому было меньше 18 или больше 50 лет. Никого нельзя было принять в угоду родственнику. Каждый участник отряда должен был мстить за другого как за родного брата; никто не имел права ни словом выдавать свой страх. Всю добычу надо было сносить в одно место. Новости надлежало передавать только вождю. Ни одна женщина не допускалась в лагерь; ни один воин не мог отсутствовать в лагере более трех ночей; никто не мог затевать ссор. Даже если один из ёмсви-кингов некогда убил близкого родича другого, то тот должен был не мстить, а вынести дело на суд вождя.

В каких-то отношениях жизнь в Треллеборге не была столь суровой, как можно подумать по истории о ёмсви-кингах. Здесь были похоронены несколько женщин и один ребенок, найдены женские орудия для прядения и ткачества, а также несколько серпов и лемехов, и это заставляет предполагать, что некоторые припасы происходили из собственного хозяйства воинов. Возможно, такие лагеря были не просто средоточием бараков: в то время, когда король и основная армия отправлялись в поход, некоторые воины оставались дома, чтобы охранять берега от неожиданных набегов или подавлять любые внутренние восстания. Неизвестно, в течение какого времени лаге ря продолжали использоваться, хотя мы знаем, что в 1086 году Аггерсборг был захвачен во время крестьянского восстания.

Люди, которые служили в армиях Свейна или Кнута, прибывали со всей Скандинавии. Некоторые из них, чьи имена знакомы нам по руническим камням, воздвигнутым в память о них дома, были шведами, например Ульф из Борресты, на чьем камне гордо написано, что он «взял три данегельда в Англии»; он вполне мог жить в одном из этих лагерей как воин Кнута во время его третьей экспедиции. На другом камне говорится о человеке, который отправился из дома, чтобы присоединиться к армии, отплывавшей в Англию, но

не добрался дальше Ютландии, где и умер и, может быть, был похоронен на кладбище в Аггерсборге или Фюркате. На его камне написано:

«Дьярф и Урокья и Виги и Егейр и Гейрхьяльм, все братья, воздвигли этот камень в память Свейна, своего брата. Он умер в Ютландии, но должен был отправиться в Англию. Пусть Бог и матерь Божья помогут его душе и духу лучше, чем его собственные деяния».

Семейные связи были для викингов чрезвычайно важны. Люди гордились своими предками, помнили родословные за много поколений, имели высокое чувство долга по отношению к родным. Семья (в широком смысле этого слова, включая дядей и двоюродных братьев) была сплоченной группой; ее члены держались друг друга во всех трудных ситуациях и мстили за нанесенные родственникам обиды. У них было сильное общее чувство чести: оскорбление одного из них становилось оскорблением всем, и наоборот, позор, который навлек на себя трус, предатель, тот, кто совершил позорное преступление, также касался всей семьи. Кроме того, существовала общая ответственность: если один человек несправедливо убил другого, то платить за это штраф должен был не только сам убийца, но и его близкие родственники (доля, которую вносил каждый, определялась местным обычаем) и эту сумму разделяли по аналогичной пропорции среди родичей убитого. В интересах семьи было поставить на место неуправляемого, агрессивного родича прежде, чем он успеет наделать бед, даже если после семейная честь требовала помогать преступнику как только возможно.

Однако в то же самое время авторитет семьи не подавлял независимости и предприимчивости — до тех пор, пока все это не затрагивало честь. Сыновья были свободны в выборе образа жизни, будь то дома или за границей. В общем и целом кажется, что и дочерей вряд ПИ выдавали замуж против их желания, хотя в основном брак и был предметом соглашения между мужчинами из обеих семей. Семья давала помощь и совет, однако она никогда не была всемогущим авторитетом, перед властью которого отдельный человек должен был отойти на задний план.

Женщины имели достаточно высокий статус как по правовой теории, так и в повседневной практике. Они могли владеть землей и управлять собственностью, у них был полный авторитет в делах хозяйства, и нередко им приходилось в одиночку управлять фермой, пока мужья отсутствовали. Они не могли вести судебные процессы, но, если верить сагам, их неутомимая энергия нередко подливала масла в огонь кровной вражды, даже когда мужчины с удовольствием завершили бы ее. Есть даже упоминания о женщинах, обладавших личной властью, как, например, Ауд Мудрая, вдова царствовавшего в Ирландии викинга, которая руководила эмиграцией своей семьи и дружинников через Оркнейские и Фарерские острова в Исландию и которая распределяла между ними землю, как настоящий вождь. Позднее и шведские камни с рунами говорят о богатстве и активности женщин: на надписях говорится, что их заказали скорбящие супруги или дочери, и они строили в память об умершем насыпи и мосты. Некоторые из камней были воздвигнуты в память самих женщин; об одном таком камне уже упоминалось. Другой, весьма элегантный, был поставлен мужчиной в память о своей жене Одиндисе: «Никогда не придет в Хассмюру лучшая жена, чтобы заботиться о хозяйстве» (рис. 67).

Законная жена отличалась от наложниц (которых у богатых мужчин было много) тем, что муж платил за нее выкуп; как правило, она также получала приданое от отца и подарок от мужа в день после свадьбы. Первая и третья из этих сумм становились ее собственностью, и, если брак кончался разводом, муж обязан был выплатить приданое. На законной свадьбе, кроме того, должно было быть торжественное питье «свадебного эля» перед свидетелями, и свидетели должны были отвести мужчину в постель жены. При этом жена сохраняла свое имя и имя своего отца (отчество) и никогда не порывала связей со своими родичами. Если между ними и ее мужем разгорался конфликт, то, судя по всему, она могла встать на любую сторону, смотря по тому, на чьей стороне была правда. Двух героинь в цикле легенд о Вёльсунгах даже восхваляют за то, что они лично взяли на себя мрачную кровную месть своим мужьям ради погибших братьев.

Развод был нетрудным делом и не оставлял никакого пятна на том, кто выступил его инициатором, будь то жена или муж. Все, что было нужно, — это объявить перед свидетелями причину своего недовольства партнером и сообщить о желании развестись. У нас нет полного списка приемлемых причин для развода, поскольку все упоминания об этих вещах были выброшены из кодексов законов перед тем, как они были записаны в христианские времена; в сагах фигурируют такие причины, как импотенция, ношение женой штанов, а мужем — излишне женственной рубашки и дружелюбие мужа по отношению к человеку, который убил брата жены.

Главной особенностью законов о наследстве был «одаль» — закон, касавшийся наследования земли. Согласно ему, владение родовым хозяйством принадлежало всей семье; после кончины отца его получал старший сын, однако он должен был выплатить своим братьям компенсацию за их долю в хозяйстве. Это предотвращало неэкономное деление владений и должно было заставлять младших сыновей искать себе новых земель или расчищая целину, или отправляясь за море. В то же самое время, поскольку владелец мог продать землю (при условии, что он разделит цену с совладельцами), эта система была менее жесткой, чем майорат.

Майорат — наследование родового поместья (как правило, старшим сыном или другим ближайшим родственником по мужской линии) без права продажи.

Другие участки земли, скот и серебро можно было разделить между ближайшими наследниками, и в кодексах законов даются детальные правила, определяющие порядок наследования и способ раздела. Необычайно сложные случаи запечатлевались на века; например, надпись на скале в Хиллерсьё в Швеции (рис. 68) объясняет, как женщина по имени Гейрлауг стала наследницей собственной дочери, вдовы, вышедшей снова замуж и унаследовавшей свою собственность от сына от первого брака:

«Читай эти руны! Гейрмунд женился на Гейрлауг, тогда девице. Позднее у них был сын, а затем Гейрмунд утонул. Потом сын умер. Потом она взяла в мужья Гудрика... Потом у них были дети, и из них выжила только девочка; ее назвали Инга, и Рогнвальд из Сноттсы взял ее в жены. Потом он умер, и их сын тоже умер, и мать [Инга] стала наследницей своего сына. Потом Инга взяла в мужья Эйрика. Потом она умерла. Потом Гейрлауг унаследовала это наследство после своей дочери Инги. Поэт Торбьёрн вырезал эти руны».

Незаконных детей было множество, поскольку большинство мужчин жили со своими рабынями, а у многих были и постоянные наложницы. По норвежскому закону сын рабыни становился рабом, если только ему не даровали свободу в законном порядке. У других не-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он несколько древнее эпохи викингов
Мир викингов был веселым
Воплощает подлинные представления эпохи викингов богатство человека
Симпсон Ж. Викинги. Быт, религия, культура истории Европы 3 возможно
Возможно

сайт копирайтеров Евгений