Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

204

го содержания. Оно заполняется, только если мы помещаем в него некое событие. Это означает, что все моменты времени ничем не отличаются друг от друга, разве что положением на некоторой условной временной оси. В соответствии же с альтернативным подходом каждый момент времени имеет собственную смысловую наполненность, задаваемую присущими тому или иному индивиду представлениями о прошлом и будущем.

Представления о качественной однородности или неоднородности времени существенным образом влияют и на его количественные измерения. В рамках второго подхода предполагается существование некоторой универсальной абсолютной шкалы времени, расстояние между отдельными точками которой зафиксировано раз и навсегда (временной интервал между двумя данными событиями всегда неизменен). Во втором варианте никаких фиксированных промежутков времени между событиями не существует и мера времени зависит от субъективных представлений каждого человека (ср.: с тех пор прошло много времени, мало времени, мгновение и т. д.).

Отсюда вытекают и различия в определении понятия «скорости течения» времени. В первой концепции время не имеет собственной меры, оно измеряется движением, т. е. в конечном счете пространством, — достаточно вспомнить школьную формулу «время =рас-стояние/скорость» или тот факт, что все привычные единицы времени — секунда, минута, сутки, год и т. д. — непосредственно определяются на основе движения небесных тел. В контексте же представлений второго типа время не только обладает собственной мерой, но и может служить для определения характера процесса (время медленно текло, быстро летело и т. д.).

6. Дискретность или континуальность (математическая или психологическая непрерывность). Проблема дискретного и континуального времени является одной из древнейших в философии времени — она была поставлена в явном виде еще в V в. до н. э. Зеноном Элейским в его апориях «Ахиллес», «Стрела» и др. Если в каждый момент времени предмет находится в определенной точке, то как осуществляется движение, в какой момент предмет перемещается из одной точки в другую? Или: каким образом из геометрических точек (идеализированных объектов, не имеющих измерения, т. е. длины и ширины) складывается непрерывная линия, имеющая длину? Концепция дискретного времени представляет процесс как

«совокупность состояний изменяющегося предмета, каждое из которых должно обладать строго определенной пространственно-временной локализацией. В соответствии с этим каждый движущийся пред-

205

мет находится либо там, где он еще находится, либо там, куда он движется. Это предполагает невозможность его нахождения в некотором переходном состоянии, ибо если предмет не там, где он пока есть, и не там, где он, переместившись, окажется, то он должен был бы находиться и здесь и там, а это невозможно» (Маркина 1985: 49—50).

Представление о дискретности времени подразумевает так называемую математическую непрерывность (в данном случае речь идет не о непрерывности в смысле взаимосвязи череды мгновений, а о непрерывной делимости). Отсюда следует, что на какие бы малые промежутки мы ни делили время, один промежуток или точка всегда отделены от других, и между ними есть некоторое расстояние. Т. е. каждая точка времени изолирована от других (точно так же, как разделены точки на числовой прямой) 26 .

В соответствии же с континуальной концепцией время обладает, условно говоря, «психологической непрерывностью». Динамическая структура времени состоит из двух элементов: памяти и ожиданий. Благодаря им текущий момент времени связан со всеми остальными через восприятие индивида. Прошлое и будущее определяются «настоящим» и не существуют вне его, но точно так же текущий момент времени не может существовать без прошлого и будущего, ибо именно они и образуют настоящее.

7. Каузальная нейтральность или эффективность. Представление о каузальной нейтральности времени подразумевает независимость каждого состояния системы от данного момента времени. Само «перемещение» во времени, т. е. переход из одного момента в другой, не вызывает изменений. Пространственная ориентированность этой концепции времени означает, в частности, что нам безразлично: сравнивать ли разные состояния в пространстве или во времени.

26 Поскольку этот пункт иногда вызывает непонимание, поясним, что речь идет не о непрерывности функции, а о непрерывности множества, в данном случае — множества рациональных чисел, которому соответствует понятие числовой (в нашем случае — временной) оси. Хорошо известно, что множество рациональных чисел ровно настолько непрерывно, насколько и дискретно. Непрерывность достигается только в пределе, т. е. в* бесконечности, которая является ненаблюдаемой абстракцией, мыслительным конструктом. Доказательством непрерывности является то обстоятельство, что между любыми двумя рациональными числами (точками числовой оси) всегда можно поместить по крайней мере еще одно число. Но любые два конкретных рациональных числа (точки числовой оси) дискретны, так же как дискретны любые моменты времени (точки временной оси).

206

Альтернативная концепция времени предполагает его каузальную эффективность. Это означает, что меняется само время (или что «пространство» времени неоднородно) и состояние системы зависит от данного момента. Например, переход из одного момента времени в другой меняет представления как о прошлом, так и о будущем, т. е. преобразуется не только настоящее, но и множество других, связанных с ним, моментов времени. Кроме того, в соответствии с принципом каузальной эффективности состояние системы в определенный момент зависит от состояния системы в предшествующий момент времени — например, наши сегодняшние представления о будущем непосредственно влияют на это будущее.

Большая часть перечисленных дихотомий может комбинироваться в произвольном порядке. Чаще всего эти дихотомии группируются в два основных образа времени, которые обычно называют «вечностью» и «временем», а мы предпочитаем обозначать как « Время-1» и «Время-2». Обычно « Время-1» («вечность») представляется материальным, статическим, дискретным, гомогенным и каузально-нейтральным, а «Время-2» (собственно «время») — психологическим, динамическим, континуальным, гетерогенным и каузально-эффективным. Такие комбинации не являются обязательными: если внимательно проанализировать представления о двух типах времени, формулировавшиеся разными авторами (см. выше), то можно обнаружить существенные вариации в концептуализации каждого из образов. Тем не менее приведенный нами набор характеристик является, по-видимому, наиболее распространенным.

В рамках первого образа время, как правило, пространственно ориентировано (spatialized). Разные даты описываются как отрезки или точки временной оси. В любом случае время оказывается аналогичным пространству. Как подчеркивал А. Бергсон, сторонники концепции «Время-1» (которое он называл «физическим») представляют время как ряд состояний, каждое из которых гомогенно и, соответственно, само по себе неизменно 27 .

Отсюда следует, что любое движение осуществляется извне системы, т. е. является экзогенным. В «ньютонианской» системе просто связаны вместе статические состояния, и она не генерирует эндогенные изменения. Каждый период изолирован от остальных. В

27 См.: Бергсон 1998 [1907]: 319- 327.

207

результате или нам дан один период, в котором не происходит изменений, или есть изменение, но мы не можем показать, как оно было вызвано предшествующим периодом.

 <<<       >>>   

5 реальности
1 история
Аниций манлий торкват северин боэций ссылках поллион
Заключая обсуждение сферы применения термина век в значении времени жизни следует отметить
Рациональность понятие рациональности исторически связано с унаследованными от античности представлениями о том философии рациональности

сайт копирайтеров Евгений