Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

7. Художественная литература. Трактовка времени в литературе представляет самостоятельный и интереснейший объект изучения 19 . Тем не менее художественные образы времени традиционно перекликались с общими представлениями, присущими той или иной эпохе.

Так, в «Божественной комедии» Данте огромное внимание уделялось актуальной для XIII в. проблеме пересмотра взаимоотношений между временем и вечностью. Для средневекового сознания время бесправно, все права принадлежат вечности, и эта ситуация впервые меняется во временной структуре «Божественной комедии».

«Время главного героя стремится разорвать границы сугубо индивидуального опыта, оно переливается во время всего современного Данте

15 См.: Jaques 1982; Elias 1984; Hagerstrand 1985.

16 Myrdal 1939 [1934]; Lihndal 1939; Hood 1948. См. также: Currie, Steed-man 1990.

17 Shackle 1958; 1961.

18 Shackle 1961: 14—16.

19 См., например: Meyerhoff 1955; Иванов 1974.

199

поколения; более того, становится временем всемирно-исторической смены и обновления. Вечность, со своей стороны, утрачивает абсолютную трансцендентность, из надмирского бытия превращается в итог и сумму человеческой жизни» (Андреев 1979: 158).

В XV—XVI вв. время превращается в один из главных объектов философских рефлексий гуманистов, популярными становятся архаичные антропо- и зооморфные образы времени, актуализируется проблема борьбы со временем и т. д. Этот общий сдвиг представлений ярко проявляется, например, в пьесах и сонетах Шекспира 20 .

«У времени прожорливого можно Купить ценой усилий долгих честь, Которая косу его притупит И даст нам вечность целую в удел» (Шекспир. Бесплодные усилия любви I, 1)

В XX в. огромное влияние на художественные образы времени оказали работы А. Бергсона, который, как известно, стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за 1927 г. «в знак признания его ярких жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены» 21 . В частности, бергсоновские представления о времени и сознании постоянно фигурируют в романах Марселя Пруста и Вирджинии Вулф. Более того, бергсоновская концепция времени прямо излагается как минимум в двух известных произведениях: в «Волшебной горе» Томаса Манна (раздел «Экскурс в область понятия времени) и в «Аде» Владимира Набокова (начало IV части «Ткань времени») 22 .

Наконец, наличие двух образов времени, концептуализированных философами, плодотворно используется авторами научно-фантастических произведений, посвященных «путешествиям во времени». Но если философы стараются разделить эти два образа, то писатели-фантасты, наоборот, стараются их объединить. И объясняется это тем, что «смешение времен», т. е. одновременное сосуществование в сознании двух образов времени, приводит к довольно любопытным художественным эффектам.

С одной стороны, во всех научно-фантастических описаниях путешествий во времени (начиная с «Машины времени» Г. Уэллса, а особенно ярко у А. Азимова в «Конце вечности») отчетливо присутствует «Время-1», в котором все события, происходящие в разные времена, сосуществуют или происходят как бы одновременно,

2 ° См.: Барг 1979 [1976]. Гл. 2.

21 Лауреаты Нобелевской премии 1992 [1987], 1: 111.

22 См.: Манн 1959 [1924]: 145—147; Набоков 1996 [1969]: 487—503.

200

что и делает возможным перемещение в некую «точку» прошлого или будущего. С другой стороны, в литературных произведениях такого типа обычно присутствует и «Время-2», так как предполагается, что изменение прошлого (которое для действующего является настоящим в момент действия) может повлечь за собой изменение нашего настоящего (которое является будущим относительно этого настоящего-прошлого).

 <<<       >>>   

13 структура
Применительно к самым динамичным историческим событиям в определенном 58 бродель 19861992 времени историки
Всемирная история
Юстиниан i великий цензорин фельдман
Разные типы времени есть классификации концепций

сайт копирайтеров Евгений