Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

В целом роль религиозного знания в системе представлений о прошлой социальной реальности, естественно, сильно варьировалась как во времени, так и в культурном пространстве. Кроме того, говоря о высших религиях (монотеистических, дуалистических и некоторой части политеистических), следует различать две части религиозного знания: по терминологии, принятой в христианстве, речь идет о священной (сакральной) истории и церковной истории. Конкретные способы конструирования прошлой социальной реальности в рамках религиозного знания мы рассмотрим более подробно во втором томе нашей работы; здесь же остановимся на некоторых ключевых моментах.

Общей особенностью религиозного знания о прошлом можно считать крайне неравномерное «покрытие» исторического времени. Религиозное знание, сформировавшееся в дифференцированных обществах, унаследовало некоторые архаичные (мифологические) традиции, в соответствии с которыми сакральный компонент проявлялся наиболее отчетливо в формировании представлений об отдаленном прошлом — времени первотворения, первопредков и т. д. Эта традиция сохраняется и поддерживается во всех типах религии — как поли- так и монотеистических, где начальный момент истории, в том числе истории человека, полностью связывается с действием трансцендентных сил.

Помимо времени творения, любое религиозное знание выделяет некоторые ключевые моменты человеческой истории. В более архаичных или традиционных религиозных системах речь идет прежде всего о природных катаклизмах, обрушивавшихся на человечество (всемирный потоп, мировой пожар и т. д.). К этому добавляются более поздние «исторические» кульминационные события, во время которых также проявляется воздействие трансцендентных сил на социальную реальность.

256

Большинство этих событий связано с отдельными личностями, прообразом которых выступали так называемые культурные герои. В иудаизме, христианстве и исламе такие эпизоды связаны прежде всего с идеей Откровения, прямого контакта Бога с конкретным человеком (Авраам, Моисей, Мухаммед). Постепенно количество таких событий множится, и они теряют роль «узловых моментов» истории человечества, как это происходит в случае с бесчисленными христианскими житиями святых.

Наконец, к числу ключевых трансцендентных пунктов прошлого относятся эпизоды сошествия Бога (богов) на Землю, его воплощения или земного рождения. Такого рода представления существуют и в примитивных религиозных системах, но, например, в манихействе, буддизме и христианстве они становятся кульминационными пунктами истории. В некотором смысле эти события соотносятся с предыдущими, так как ориентированы на время возникновения той или иной религии и идею Божественного откровения (открытия людям нового знания).

Стремление к конструированию ключевых эпизодов человеческой истории характерно и для многих вневероисповедных форм религиозного знания. В современном паранаучном знании в качестве распространенного кульминационного события выступает появление в прошлом на Земле космических пришельцев и передача ими знания землянам. А, скажем, в оккультизме одним из таких ключевых пунктов является сочинение Гермесом Трисмегистом своего труда. В этой связи интересно отметить, что началом заката оккультизма раннего Нового времени стала научная датировка «Герметического корпуса». Удар по оккультизму, который долго являлся союзником научного знания, был нанесен как раз со стороны наук — филологии и истории.

В 1614 г. швейцарский филолог и теолог-кальвинист Исаак Ка-зобон опубликовал трактат «De rebus sacris et ecclesiasticus exerci-tationes...», в котором и доказывалось, что главное собрание оккультных текстов — так называемый «Герметический корпус», авторство которого приписывалось египетскому священнику Гермесу Трисмегисту, считавшемуся современником Моисея, было написано не ранее I в. н. э. 5 Позднее было установлено, что тексты, входящие в «Герметический корпус», датируются II—III вв. н. э. Лишение герметизма ореола древности подорвало и интерес к этому учению.

Наряду с ориентацией на кульминационные моменты истории, естественно, всегда существовали и по-прежнему сохраняются пред-

5 См.: Иеитс 2000 [1964].

257

ставления о постоянном вмешательстве трансцендентных сил в социальную реальность. Восходящие ко временам архаики, они постепенно ослабевают по мере развития и специализации религиозного знания, присутствуя в качестве фона на уровне массового сознания.

Если говорить о христианской религии, то в настоящее время она продолжает играть важную роль в содержании представлений о двух ключевых событиях прошлого — Сотворении мира (вселенной) и Воплощении Христа. Если первый момент связан с прошлой природной реальностью и не представляет для нас интереса, то второй имеет уже непосредственное отношение к реальности социальной. Достаточно вспомнить, что во всех европейских странах летосчисление ведется от Рождества Христова. В исламе ключевым этапом истории является период жизни Мухаммеда, и летосчисление ведется от момента его бегства из Мекки в Медину (правда, в иудаизме летосчисление ведется от Сотворения мира, а не от Авраама или Моисея).

Немаловажную роль в формировании представлений о прошлом играет и более конкретное религиозное знание — то, что в христианстве называется церковной историей (историей Церкви) в отличие от Священной истории, зафиксированной в Священном Писании. События церковной истории, связанные с конкретными личностями или институциональными изменениями, находятся в поле зрения исторической науки (история Соборов, папства, крестовых походов, Реформации и т. д.). Если говорить об историческом (научном) знании, то оно активно опирается (естественно, после существенной переработки) на большие «куски» конкретного знания о прошлом, разработанные в рамках религиозного знания. В свою очередь, церковная история (и соответствующее знание в других религиях) ныне широко использует фактологическую основу научных (исторических) сочинений, давая им в некоторых случаях специфическую религиозную интерпретацию.

Влияние религиозного знания о прошлом очень заметно в искусстве, в частности в изобразительных видах искусства (живопись и скульптура) и в музыке. Речь, правда, идет не столько о современном, сколько о «классическом» искусстве, где веками присутствовали мифологические и библейские сюжеты. Но поскольку «классические» произведения изобразительного искусства входят в активную часть системы культуры, через них религиозное знание продолжает оказывать заметное влияние на формирование массовых представлений о прошлом.

258

в) Философия

Со времен античности философия выступала в качестве одного из наиболее общих типов знания, охватывая едва ли не все мыслимые явления. В самом деле, философской рефлексии подвергаются как все три типа реальностей (божественная, природная и социальная), так и все подсистемы социальной реальности — культуры, личности и общества. В целом философское знание остается, как и во времена античности, прежде всего знанием априорным, «сущностным», а не конкретным. Тем не менее в целом система философского знания ныне довольно сильно дифференцирована.

С одной стороны, неоднородность философии определяется индивидуализированным характером этого вида знания, что резко отличает его от науки и сближает с искусством. Не существует никакого стандарта или общепринятого канона, есть лишь взгляды отдельных философов, что отражено в учебниках по философии, которые по сути представляют собой историю философской мысли. Это не отрицает наличия философских школ и направлений, в рамках которых группы философов разделяют некоторые общие положения, но при этом философское знание по-прежнему является глубоко индивидуализированным.

С другой стороны, в философию явно проникла такая характеристика современного знания, как специализация. Как и в науке, где уже давно нет «просто ученых», а есть специалисты в той или иной конкретной области, больше не существует «философов вообще». Специализация философского знания проходит по объектам анализа — божественной реальности (философия религии как философская теология), природной реальности (философия природы) и социальной реальности. В последнем случае философское знание также довольно отчетливо делится по трем выделяемым нами подсистемам: система культуры, система личности и социальная система. Достаточно разнообразны, особенно в XX в., и формы философской рефлексии: от сугубо умозрительных и априорных (метафизических) до полуэмпирических, сближающих философские методы выработки знания с научными.

Попытки демаркации философии от других видов знания впервые предпринимаются, как отмечалось выше, в XIII в., когда возникла необходимость разделения философии/науки и теологии (религиозного знания). В Новое время, в связи с ростом статуса научного знания (прежде всего естественнонаучного), появилась потребность в осмыслении различий между философией и наукой. Параллельно с этим, по крайней мере с середины XVIII в., возникает

259

 <<<       >>>   

6 истории
Но затем по целому ряду причин социологи охладели к истории
Конструирующих реальность
Божественное сообщество делилось на девять чинов

сайт копирайтеров Евгений