Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

214

влиятельных или ярких социальных теорий. И наконец, не следует забывать о «духе» времени. Именно он нередко порождает увлеченность определенными историческими периодами.

Неупорядоченность, дробность, неравномерность, мозаичность изученности различных подсистем в разные исторические эпохи и в разных географических ареалах, «белые пятна» и «серые ниши» прошлого — таков ландшафт исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие «мира истории»: структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь, героев и «маленького человека», обыденное сознание и глобальные мировоззрения.

2. Прошлое и настоящее

Основу современного понимания «истории» составляет разделение прошлого (являющегося объектом исторического знания) и настоящего. Но такое разделение существовало далеко не всегда. Здесь мы рассмотрим два вопроса: как это различение формировалось и как оно концептуализируется в наше время.

Темпоральные представления, связанные с различением прошлого, настоящего и будущего, часто именуют «историческими». Это вносит некоторую терминологическую путаницу в обсуждаемую проблему. Во-первых, вплоть до XIX в., как отмечалось в гл. 1, история в значении знания не специфицировалась как знание о прошлом. Такой смысл укореняется только в XX в. В то же время темпоральные представления, связанные с различением прошлого и настоящего, появляются намного раньше. Во-вторых, не следует смешивать историческое знание и знание о прошлом в целом. Знание о прошлом существует в самых разных символических универсумах — философии, религии, искусстве, естественных науках и, наконец, в общественных науках. Таким образом, в аналитических целях мы разделяем темпоральные представления (различение прошлого и настоящего), знание о прошлом в целом (присутствующее в разных типах знания) и историю как специализированное обще-ственнонаучное знание о прошлом.

а) Формирование темпоральных представлений

История темпоральных представлений, т. е. различения прошлого, настоящего и будущего, рассматривалась целым рядом ис-

215

следователей с разных точек зрения 31 . Но, как и в случае с любыми коллективными представлениями, эта проблема продолжает оставаться дискуссионной.

Одним из наиболее перспективных подходов к изучению этой темы является, в частности, лингвистический анализ языковых темпоральных конструкций, и здесь сразу же выявляется тот факт, что проблема разделения прошлого и настоящего, столь тривиальная на первый взгляд, далеко не так проста. Еще Ф. де Соссюр отмечал, что

«... столь привычное нам различение времен чуждо некоторым языкам: в древнееврейском языке нет даже самого основного различения прошедшего, настоящего и будущего. В прагерманском языке не было особой формы для будущего времени...» (Соссюр 1977 [1907—1911]: 149).

Эту же точку зрения разделяют современные лингвисты, которые также подчеркивают, что различение прошлого—настоящего—будущего не является универсальным 32 .

Согласно А. Вежбицкой, многие годы занимающейся поиском семантических универсалий, общих для всех языков, применительно ко времени универсальными семантическими понятиями являются: 'когда' (время), 'сейчас', 'до', 'после', 'долго', 'недолго', 'некоторое время' 33 . В этом списке, как легко заметить, нет никаких слов, напоминающих «прошлое» и «будущее», хотя эти понятия могут быть сконструированы из указанных семантических универсалий. Формально прошлое — это «до сейчас», а будущее — «после сейчас». Потенциально из приведенных семантических примитивов могут быть сконструированы и гораздо более сложные темпоральные конструкции.

Однако если даже в языке сформированы грамматические времена и в нем присутствуют слова, обозначающие прошлое, настоящее и будущее, это еще не означает, что в данной культуре существует концептуальное различение прошлого и настоящего. В частности, как показал К. Леви-Строс и многие другие этнологи, в примитивных обществах разделение прошлого, настоящего и будущего практически отсутствует. «Сущность неприрученной мысли — быть вневременной; она желает охватить мир и как синхронную, и как диахронную целостность» 34 . В примитивных обществах мир вы-

31 См., в частности: Chatelet 1962; Le Goff 1992 [1981]; Барг 1987. S2 Lyons 1968; цит. по: Le Goff 1992 [1981]: 5.

33 Вежбицкая 1999 [1996]: 141.

34 Леей Строе 1994 [1962]: 321.

216

глядит как организованный не столько во времени по оси прошлое—будущее, сколько в пространстве по оси низ—верх (эту тему мы подробнее обсудим в т. 2).

Можно высказать гипотезу, что темпоральные представления начинают формироваться только в эпоху цивилизации, т. е. с возникновением письменности. В частности, специалисты по истории Древнего мира обнаруживают элементы темпорального сознания в Вавилоне, Египте, Китае и т. д. Как ни странно, наибольшие дискуссии вызывает вопрос о темпоральных представлениях (которые обычно не совсем точно именуются «историческим сознанием») древних греков.

 <<<       >>>   

Только со стороны самих историков
535 гонорий августодунский 46 богослов виктория
582 екатерина сиенская 588 елена 487 елизавета i
Двенадцать уроков по истории
На материале истории западной европы раннего средневековья

сайт копирайтеров Евгений