Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Цезарь попытался разрешить долговую проблему, отменив задолженность по квартирной плате за целый год. Он ввел в оборот большое число денег, выплатив жалование ветеранам и производя денежные раздачи плебсу. Экономические отношения с другими областями улучшились, были восстановлены торговые центры Коринф и Карфаген, расширен важный римский порт Остия .

Наконец Цезарь провел реформу календаря . В Риме, как в Греции и многих восточных странах, календарь был лунным. Один месяц определялся в тридцать дней (промежуток между новолуниями), а разница с астрономическим календарем возмещалась за счет вставного месяца. До Юлия Цезаря в календаре царила неразбериха, явившаяся одной из причин отсутствия абсолютной хронологии для римской истории. Хронологические несуразицы были устранены к началу IV в. н. э. при императоре Диоклетиане , с которого началось более или менее точное летоисчисление.

Цезарь с 45 г. до Р. Х. ввел солнечный календарь, уже существовавший в Египте, и ликвидировал разницу между астрономическим и римским календарями (67 дней). Новый календарь стал называться юлианским . Шестой месяц, не имевший наименования в римском календаре, Цезарь назвал в честь себя июлем . По поводу новой реформы видный римский оратор Цицерон не удержался от ехидного замечания. На слова одного человека, что завтра взойдет созвездие Лиры, он заметил: «Да, по указу».

Все государственные преобразования Юлия Цезаря были призваны согласовать традиционный полисный уклад с ролью мировой державы, которую начинал играть Рим, а также соединить приходившее в упадок государственное устройство поздней республики и претензии Рима на мировое господство. Однако в условиях сохранявшейся республики осуществить эти идеи не удавалось. Цезарь миловал врагов и не проводил жестоких репрессий, поэтому не предугадал назревавший заговор, составленный Децимом и Юнием Брутами (последний был близким другом Цезаря) и Кассием Лонгином . В 44 г. до Р. Х., во время заседания в сенате, заговорщики окружили Цезаря и каждый вонзил в него меч, поскольку все боялись и никто не хотел брать на себя личную ответственность за убийство правителя. А Юлий, увидев среди врагов друга, перед смертью произнес последнюю вошедшую в историю фразу: «И ты, Брут» .

11. Драматургия. В эпоху поздней республики формировалась национальная римская культура, что нашло выражение и в литературе. Римляне осознали, что греческая литература неизмеримо выше их собственной и превзойти ее достаточно сложно, поэтому выдвинулись авторы, которые переделывали греческие произведения на римский манер, чем, в частности, характеризовалось творчество комедиографов Плавта и Теренция .

Тит Макций Плавт ( 250–184 ) стал родоначальником римской комедии паллиаты (паллиум — актерский плащ). Основные персонажи комедий, будучи римлянами, оказывались в условиях Греции, и тогда происходило столкновение греческих и римских реалий, создававших комические ситуации. Плавт переделывал новоаттические комедии, в первую очередь автора Менандра . Он разрабатывал приемы, позднее использованные в европейских комедиях: путаница с двойниками, переодевания, подстановка одних героев вместо других и т. д. В его произведениях можно усмотреть прообразы героев итальянской комедии дель арте : обжору-тупицу, скрягу, хвастуна, хитрого раба . Плавт пользовался не тонким, а грубым юмором, поэтому в его комедиях, с обилием остроумных пословиц и поговорок соседствовали шутовство, перебранки и потасовки, иногда выходившие за рамки приличия, так как произведения писались для простого народа и серьезные нравственные проблемы из них выхолащивались. Плавт впервые нарушил сценическую иллюзию за счет обращения героев к залу, реплик в сторону и т. д. В европейском театре использовались даже сюжеты, разработанные Плавтом .

Линию Плавта развил его младший современник, в чем-то более одаренный вольноотпущенник Публий Теренций Афр ( 195–159 ). Уже в I в. до Р. Х. его произведения изучались в школах и считались образцом литературного латинского языка. Большую роль в комедиях Теренция играли вводные «Прологи» , в которых шла полемика с соперниками. «Прологи» можно рассматривать как пример ранней литературной критики.

12. Поэзия и риторика. В период поздней республики появился такой крупный поэт, как Тит Лукреций Кар ( 98–54 ), создавший эпохальное произведение «О природе вещей» , в котором изложил материалистическое учение Эпикура о мире, состоящем из атомов. Лукреций писал: «Никакая вещь не возникает из ничего и не обращается в ничто», поэтому все преходяще и смертно, даже дух и душа. С этих позиций поэт описывал историю человечества, культуры и религии. Своеобразие трактата состояло в сочетании и слиянии научных и художественных принципов.

Поэт Гай Валерий Катулл ( 87–54 ) поразил современников тем, что сделал объектом своего творчества личные переживания, связанные с любовью к прекрасной и легкомысленной Клодии , жестоко с ним обходившейся. Стихи Катулла изобиловали изменениями размеров и уменьшительными суффиксами в словах. Катулл писал памфлеты на самого Юлия Цезаря, и, только сознавая талант поэта, тот прощал их. Памфлеты превратились в одну из реалий поздней республики и имели хождение не только в высших слоях общества, но и в низших, передаваясь традиционным способом посредством надписей на общественных зданиях и заборах.

В эпоху поздней республики родился популярный позднее жанр сатиры , представлявшей собой соединение смешного и серьезного начал в одном произведении, переплетение стихов и прозы, высокого и низкого стилей. Авторы активно привлекали народные басни, анекдоты, притчи и т. д. Первые произведения такого рода стали писать Энний и Луцилий ( II в. до Р. Х.).

В позднюю республику совершенствовалась риторика, наука о законах красноречия, чему способствовали и многочисленные политические столкновения, приводившие к судебным процессам. В риторике выделились два направления: аттицизм и азианизм .

Первое течение возникло из ориентации на аттическую литературную традицию, разработанную Дионисием Галикарнасским , выражавшим мысли в четкой, краткой и ясной форме. Наиболее ярким представителем аттического направления в латинской литературе был Юлий Цезарь, занимавшийся, помимо политики, литературными опытами, которые свелись к описанию многочисленных войн. Хрестоматийную известность получили «Записки о галльской войне».

Азианизм характеризовался возвышенностью, пышностью и эффектностью речи, изобиловавшей словесными фигурами. В таком духе начинал оратор Цицерон. Аттицизм и азианизм легко сравнить на примере фразы «Как поживаешь?», которая в первом случае будет звучать: «Как дела?», а во втором — «Каково состояние фибр твоей души, о цветок моего сердца?»

13. Искусство. О позднереспубликанском искусстве известно немного. Постройки этого времени практически не сохранились. Из уцелевших примечателен так называемый «круглый храм» рядом с Храмом благоденствия , отличавшийся строгой простотой и конструктивной целостностью, возникшей из сочетания этрусской планировки здания с архитектурным убранством в ионическом стиле. Со времен Цезаря храмы и площади украшались захваченными в чужих краях скульптурами.

Высшим достижением римской пластики стало портретное искусство, возникшее из обычая делать из гипса или воска маску с лица умершего члена семьи. Маски хранились в специальных нишах домов и символизировали присутствие покойных рядом с живыми. Римские портреты производят впечатление неприятного реализма, поскольку изображают людей властных и жестких, а порой безвольных и бесхарактерных, что отражается в складках на лице и на лбу, морщинах, двойном подбородке, небритой щетине и т. д. — это люди, существование которых лишено жизненного нерва. В портретном искусстве произошла невидимая и пока мало ощутимая утрата нравственных и эстетических идеалов, предварившая новую эпоху.

Первоначальное значение слова «провинция» — поручение военного характера, то есть круг деятельности должностного лица, с III в. до Р. Х. так назывались покоренные области вне Италии.

Словом «империй» в Древнем Риме обозначалась военная власть и юрисдикция должностного лица, ее внешним знаком являлись фасции. Позднее этим словом обозначалась территория, на которую распространялась власть магистрата. Таково происхождение понятия «римская империя» ( imperium Romanum ).

Местечко в Фессалии, где развернутся действия вальпургиевой ночи, описанной Гете в «Фаусте» .

Маневр, к которому прибегали позднее римские императоры, которые, будучи патрициями, не имели права стать плебейскими трибунами, однако могли выполнять их полномочия.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 5 искусство
Консульство гнея помпея без коллеги
280 войны преемников александра реформы движение
Превращение египта в римскую провинцию
Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 1 территории

сайт копирайтеров Евгений