Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По мнению О. Шпенглера, здесь должен был победить Антоний: «Решалась совсем не борьба между Римом и эллинизмом; эта борьба была доиграна при Каннах. При Акциуме нерожденная арабская культура стояла против дряхлой античной цивилизации [167, 29].

Однако в реальности ситуация сложилась так, что флот Антония был разбит.

Клеопатра в разгар боя отплыла с доверенной ей частью флота в Египет, Антоний бросился за своей возлюбленной; сухопутная армия Антония сдалась без сражения. Летом 30 г . до н. э. Октавиан начал наступление на Египет и 1 августа торжественно вступил в Александрию. Антоний и Клеопат ра покончили с собой. Египет был присоединен к римским владениям.

Теперь посмотрим, что привело к сражению при Акциу ме, что за арабская культура, по выражению О. Шпенглера, могла родиться на свет и что собой представляла в этом случае последующая история.

Прежде всего выясним, какое содержание вкладывает в понятие «арабская», или магическая, культура автор кон цепции множественности культур, вроде бы «непроницае мых» друг для друга.

85

В 1-м томе своей книги «Закат Европы» он следующим образом проводит различие между апоплоновской, фаустовской и магической душой: «Я буду называть душу античной культуры, избравшую чувственно-налич ное отдельное тело за идеальный тип протяженности, аполлоновской. Со времени Ницше это обозначение стало для всех понятным. Ей противопоставляю я фаус товскую душу, прасимвопом которой является чистое беспредельное пространство, а «телом» — западная куль тура, расцветшая на северных низменностях между Эль бой и Тахо одновременно с рождением романского сти ля в X столетии. апоплоновскиаа является изваяние на гого человека; фаустовским — искусство фуги. Апол- лоновские — механическая статика, чувственные куль ты олимпийских богов, политически разделенные греческие города, рок Эдипа и символ фаллуса; фаустовские — динамика Галилея, католически-протестантская догматика, великие династии времени Барокко с их политикой каби нетов, судьба Лира и идеал Мадонны, начиная с Беатриче Данте" до заключительной сцены второй части Фауста. Аполлоновская — живопись, отграничивающая отдель ные тепа резкими пиниями и контурами; фаустовская — та, которая при помощи света и тени творит про странства. Так отличаются друг от друга фреска Поли- гнота и масляная картина Рембрандта... Стереометрия и анализ, толпы рабов и динамомашины, стоическая ата раксия' и социальная воля к власти, гекзаметр и рифмо ванные стихи: таковы символы бытия двух в основе своей противоположных миров. И в стороне, хотя и служа посредником, заимствуя, перетолковывая, передавая по на следству формы, появляется магическая душа арабс кой культуры, пробудившаяся во времена Августа в стра нах между Евфратом и Нилом, со своей алгеброй и ал химией, мозаикой и арабесками, со своими капифатами и мечетями, со своими богослужебными ритуалами и «кисмет» [227, 187].

Атараксия — невозмутимость, полное спокойствие души, к которо му, по учению стоиков должен стремиться мудрец. И далее во втором томе «Заката Европы» О. Шпенглер в понятие «арабская» культура включает самый широкий круг явлений позднеантичной, византийской, иудейско-талмуди- ческой и других культур. При таком понимании «арабы» — это и грек Плотин, продолжающий линию платоновской мысли, и африканский латинянин Августин, тысячью нитя ми связанный с Цицероном и Вергилием, и творцы Талмуда, фиксировавшие специфическую устную традицию понимания Библии.

«Арабская» культура имеет свою предысторию, которая лежит в регионе древнейшей вавилонской цивилизации, слу жившем на протяжении двух тысячелетий добычей сменяв ших друг друга завоевателей. И вот после 300 г . до н. э. молодые народы этого региона, где от Синая и до Загра доминировала арамейская речь, рождается новое отношение че ловека к богу, совершенно новое ощущение мира пронизы вает все сохранившиеся религии (зороастризм, иудаизм и pp .) и в результате, как отмечает О. Шпенглер: «Дело шло об аполлоновском или магическом духе, о богах или едином боге, о принципе или халифате. Победа Анто ния освободила бы магическую душу; его поражение подчинило регион этой души окаменевающему цезариз му»!! 67, 29].

«Арабская» культура не могла развернуть свободно свои творческие силы в этот период, ибо она находилась под тя жестью греко-римской культуры, подкрепленной мощью Рима. И если в исходных регионах античной культуры — Греции и Италии, — а также в Африке, Испании и Галин происходит убыль населения, духовное опустошение, то в провинциях, относящихся к магическому миру, наблюдается расцвет и экономико-политических, и религиозно-метафизи ческих возможностей сирийцев, парфян и других народов.

Запад начинает дряхлеть. Восток пробуждается и моло деет, что требует своего политического выражения. Восток в регионе Средиземноморья стремится эмансипироваться от идущего к своему концу Запада и развивать свои творческие потенции. Все это проявляется в революционных войнах меж ду Марией и Суллой, Цезарем и Помпеем, Антонием и Окта-вианоы. 87

Существенную роль в этом процессе сыграла и знамени тая Клеопатра VII , которую обычно знают по произведениям художественной литературы как сладострастную и притягательную женщину. В 51 г . до н. э. она заняла александрийский престол. Клеопатра была первым представителем династии Птолемеев, изучившим египетский язык (вообще же, она была полиглотом). Вот что пишет о-ней в своих «Срав нительных жизнеописаниях» известный древнегреческий историк Плутарх: «Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимой прелестью, и по тому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове и в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад — на любое наречие, так что лишь с немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще сама беседовала с чужеземцами — эфиопами, троглодитами (по-видимому, имеется в виду какое-то ну бийское племя, жившее в пещерах на западном берегу Крас ного моря: — Авт.), евреями, арабами, сирийцами, мидийцами, парфянами... Говорили, что она изучила и многие иные языки, тогда как цари, правившие до нее, не знали даже египетского, а некоторые забыли и ма кедонский» [130, 43].

Очевидно, Клеопатра занималась самовоспитанием и самообразованием, так как годы ее становления приходятся на краткий период правления Береники, не имевшей време ни заниматься сестрой. Любознательность подтолкнула Кле опатру изучить множество языков, чтобы черпать знания из книг и разговоров умных людей. Это способствовало пости жению ею сильных и слабых сторон человеческой натуры, безмерное же честолюбие «заставило использовать приобретенные знания для достижения намеченных целей» [130, 44]. Свое достоинство фараона Клеопатра действительно трак товала гораздо серьезнее, нежели ее предшественники, и всячески стремилась осуществить свои далеко идущие замыслы.

Для этого сложились вполне реальные предпосылки. Дело в том, что в поздний период эллинизма почти через весь ци вилизованный мир прошла волна социальных движений и потрясений. На Востоке еще перед приходом римлян они приобретали также окраску борьбы с чуждым, греческим гос подством. Такие же процессы были присущи и Египту, пос ледней, еще. по крайней мере, формально независимой вели кой эллинистической монархии. Эту страну уже с конца III в. до н. э. постоянно сотрясали восстания, направленные про тив центральной власти в Александрии, против всех бога тых и находившихся у власти греков. Древнее египетское про рочество, переведенное на греческий язык, вещало о приходе таинственного царя-Обновителя и погибели приморского «все пожирающего города, который станет местом для суш ки рыбацких сетей» [269, 361]. Социальные и этнокультур ные мотивы накладывались и взаимно проникали друг в дру га. Картина жизни усложнялась происходящей борьбой внут ри династии. В результате здесь не смогла возникнуть новая общая цивилизация, хотя именно господству Птолемеев над Нилом обязан своим появлением греко-египетского слой лиц, воспитанных в основном греческой культурой.

В такой-то ситуации и оказалась Клеопатра, стремящая ся осуществить замыслы, по масштабу равные целям Алек сандра Великого.

Она умела мыслить и действовать, используя все доступ ные ей средства, а так как прежде всего была женщиной, то — также и оружие женщин. Например, когда возник раздор между нею и ее царственным супругом Птолемеем XIII , поддерживаемым умным и проницательным царедворцем-евну хом Потином, то она переоделась простолюдинкой, залезла в мешок, который ее доверенный слуга Апполкодор доста вил Цезарю. В беседе с ним Клеопатра, зная о его сладос трастии, применила самое действенное свое оружие—любовное искусство, приобретенное ею в древних храмах. Цезарь не смог устоять перед зовом прекрасной царицы, покорился ее воле и провозгласил ее наряду с Птолемеем XIII правите лем Египта, не превращая его в римскую провинцию [130, 46-47]. Цезарь настолько подпал под очарование Клеопатры, что даже хотел (по крайней мере, по слухам) перенести столицу из Рима в Александрию. Более того, ориентализм

89

его политики проявился даже в таком внешнем жесте, как реформа календаря на основе эляинистик. „пшетской (алек сандрийской) науки.

Однако Клеопатре не удалось осуществить свои планы, посредством Цезаря управлять Римом, а через него и миром, ибо Цезарь был убит заговорщиками. Это ее все же не оста новило, ибо она мыслила масштабнее, «чем Митридат, стре милась осуществить мечту Александра о едином государст ве, охватывающем всю Ойкумену от Геракловых Столбов до Инда» [269. 361]. Рим не опасался царя Митридата, но боял ся Клеопатры, h для этого у него были реальные основания. Ведь она сумели подчинить своей воле Антония, одного из членов триумвирата, осуществлявшего власть после убийст ва Цезаря. В результате ожесточенной и кровавой борьбы к концу 36 г . до н. э. власть в Римской державе оказалась поделенной между двумя триумвирами — Октавианом, управля ющим Западом, и Антонием, господствовавшим на Востоке. И если Октавиан оставался в Риме, то Антоний находился на Востоке. Он публично заявил о своем браке с Клеопатрой. В борьбе с Октавианом Антоний явственно выступал как деятель, ориентирующийся на Восток. Это выражалось и в его фактическом положении (рядом с Клеопатрой) мо нарха восточного стиля. Он начал дарить Клеопатре и сво им детям от нее отдельные части восточных римских про винций, чеканил монеты с изображением себя и Клеопатры. Эти действия вызывали крайнее раздражение римлян, чем вос пользовался Октавиан — римский сенат объявил Антония «врагом республики». Столкновение между ними было теперь неизбежным.

И оно произошло в морской битве 31 г . до н. э. у мыса Акциум, где благодаря действиям Антония и его полковод цев войска Октавиана были разгромлены. Победитель взял Рим, расправился со всеми сторонниками Октавиана, казнил самого Октавиана и стал единым правителем огромной Рим ской державы. Ситуация в ней коренным образом меняется, ибо битву при Акциуме пропаганда изображает как победу Востока над Западом: «Чудища-боги идут и псоглавый Анубис с оружием против Нептуна на бой и Венеры про тив Минервы». —пишет о сражении при Акциуме Вергилий в «Энеиде» [35, 280]. И все начинает меняться как в Римской державе — она превращается в империю восточного типа, — так и на эллинистическом Востоке.

Прежде всего Антоний переносит столицу из Рима в Алек сандрию. Этот акт был грандиозным символом, ибо он про изошел в решающее для становления ранней магической куль туры время. Александрия, основанная македонским завоева телем на месте рыбацкой деревушки Ракотиды, воплощала все великолепие Востока. Путано, но правдиво о ней гово рит в «Мимиамбах» Геронда, старая сводня: «Все, что может существовать или случиться на земле, есть в Египте: богат ство, спорт, власть, голубое небо, слава, зрелища, филосо фы; золото, прекрасные юноши, храмы богов адельфов, до брый царь, Мусей, вино, все хорошее, чего можно пожелать, и женщины, сколько женщин...» [122, 60]. Александрия пред ставляла собою самый космополитический город на всем эл линистическом Востоке, где проживало, по свидетельству Страбона, более миллиона человек — греков, египтян, си рийцев, евреев и представителей других народностей.

Александрия находилась на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом. Югом и Севером. Через нее тран зитом снабжалось все Средиземноморье дарами Централь ной Африки (слоновой костью, золотом, страусовыми перь ями, черными рабами, дикими животными), арабских стран и Индии (пряностями, ароматическими веществами, благо вониями, шелком). Александрия — это политический и эко номический центр империи Антония и Клеопатры, исполь зующий для управления громадный бюрократический аппа рат, а также производящий различные товары, в том числе и предметы роскоши, известные во всем мире. И наконец, Алек сандрия — один из наиболее оживленных культурных цент ров мира эллинизма. Блеском своей культуры она обязана знаменитым поэтам, ученым, философам, эрудитам, скуль пторам, резчикам и другим представителям творческих профессий. Рим же, лишенный своего центрального положе ния, превращается в один из провинциальных городов гро мадной эллинистически-восточной монархии. Именно о та кой монархии в свое время мечтали и Сулла. и Цезарь, за платившие за это жизнью.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В 1940 году практически все вооруженные силы германии были заняты на западе

Многообразие цивилизаций с генезисом


сайт копирайтеров Евгений