Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Большой интерес представляет случайно оброненное в „Мученичестве Арефы" выражение об одном из них — о ??????????? ??? ???????? („сопрестольник", „сокафедренник царя"), т. е. соправитель царя, лицо, соучаствующее в правлении царя, его везир. Об этом „сопрестольнике" говорится, что он вел допрос Харита (Арефы) и вступил с ним в спор. Обращаясь к нему, Харит называет его „господин патрикий" (???? о ?????????), 81 т. е. дает ему одно из очень высоких званий Византийской империи, тем самым указывая на его высокое положение. Имя этого лица не названо. Но в „Книге химьяритов" первая роль, и притом весьма активная, принадлежала „одному из военачальников его (Масрука) войска, имя которого было Зу Язан". 82 Возможно, что это одно и то же лицо и что сирийский источник утерял ту особенность его звания, которую сохранил греческий.

Окружающие царя высокопоставленные и близкие ему люди представляют три категории, — это мегистаны, начальники и этнархи (??????????, ???????, ????????). 83 Наиболее ясно положение с „начальниками" (???????), которые упоминаются тем же источником и в применении к „вождям города", распоряжавшимся его судьбой, — о? ?? ??????? ?????? ??? ?????? — говорится о них. Как „вожди" они могли быть и „военачальниками".

Знакомый греческий термин „этнарх", которым источники обычно определяют племенных вождей, царьков небольших варварских государств, они применяют к вождям арабов-скинитов или гассанидов. Среди окружавшей царя Зу Нуваса знати не могли не быть и такие начальники племенных групп, этнархи. Возможно, что понятиям этнарха и начальника (о ???????) соответствовало и арабское „кабир".

Мегистаны стояли на наиболее высокой ступени иерархической лестницы, их положение было наиболее высокое. Выше термин kail „князь" уже был сопоставлен с термином ???????? — „родственник" царя. Но если число лиц, носивших звание kail, не ограничивалось числом восьми и, кроме этих правителей областей, и другие представители знати носили это звание — в том смысле, что были „князья" и „великие князья", то возможно, что и мегистаны принадлежали к числу лиц, носивших звание kail.

Близкая царю знать выполняла административные обязанности, в частности, „князья" выполняли роль правителей. 84

При перечислении званий жителей Неджрана и его сословий наивысшие из них было — ??????? „воевода" в греческом и „голова" в сирийском. Это указывает на то, что лиц, носящих наивысшие звания, в этом городе не было. Сам Харит (Арефа) не был „князем" kail, а имел не столь высокое звание этнарха. Те „благородные" и „главы", которые ему сопутствуют, составляли как бы совет города и области, как на это указывают некоторые данные.

Вопрос о том, какое же официальное положение занимал Харит и каков был характер управления городом и областью, отчасти может быть разрешен.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Южноарабские надписи с древнейших времен упоминают лиц, имеющих звание кабира. Обычное значение „кабир" — „быть тяжелым" — получило новое значение. Звание кабира, как об этом можно судить на основании надписей, налагало на него определенный круг обязанностей по управлению и руководству. В ряде надписей кабир связывается с именем племени и называется кабир такого-то племени. Постепенно звание, а с ним и обязанности, становятся наследственными. Одной из главных функций кабира было руководство распределением воды по оросительным каналам, починкой акведуков, плотин. Часто кабиры упоминаются в надписях, говорящих об исправлении и обновлении, о постройке новых домов. 85 Опубликованные в новейшее время надписи дополняют и иллюстрируют это положение. При обновлении водопровода для орошения пальмовых насаждений на кабира падала руководящая роль, как это видно из недавно опубликованной надписи. 86 Работы по орошению осуществлялись кабиром племени Риман ( ), как это явствует из другой надписи. 87

Большой и новый интерес представляет надпись Рикманс 63 (Боскавен 13). Она происходит из юго-западного Катабана, высечена на скале близ Низаба и содержит монотеистическое обращение к „милостивому" Рахману, „господину неба и земли". Эта надпись воздвигнута в связи с восстановлением ирригационной системы, в ней поименованы лица, принимавшие участие в этом предприятии, причем они переименованы группами, по нисходящей иерархической лестнице. Первыми переименованы лица, принадлежащие к роду или клану Язан. Род этот упоминается и в других случаях как очень знатный, в числе принадлежащих к нему лиц упомянут Сумиафи Асва и другие. Следующую группу составляют имена Гаданум, Иалгаб, Иамбур, принадлежащие к племени , Дайфатан. Они принадлежат к числу „свободных их племени" ( ). Термин „свободные" должен быть сопоставлен с сирийским „сыновья свободных и с греческим „благородные" (???????). Списки имен „благородных", убитых Масруком Зу Нувасом в Неджране, даны в „Книге химьяритов". Род Зу Язан, или Язан, был знатный род, известный и из других источников, и к нему принадлежало несколько лиц, переименованных в надписи. Три же названных выше лица занимали положение рангом ниже, они были „свободными племени" Дайфатан. Наконец, на третьем месте после рода (клана) Язан и „свободных племени" Дайфатан упомянут „кабир племени Сайбан" ( ). 88 В данном случае кабиры связаны с племенем и являются его представителями.

Правление кабира упоминалось как известная дата в некоторых надписях, как, например, в надписи царя Ма?ина по поводу построения города Карну из отесанных камней или больших блоков, при кабире Хн?ф?мн. 89 В другом случае „кабир всего племени Ариам" ( ) вел работы по восстановлению частей оросительной системы, возведению дамбы, шлюзов, а также насаждению пальмовых деревьев в царском саду. Исправленное чтение надписи следует считать правильным. 90

Неоднократно отмечалось, что звание и должность кабира были наследственными. Обращает на себя внимание и тот факт, что должность эта в пределах племени принадлежала нескольким семьям, лучше сказать родам, поэтому термин „кабир" упоминается в некоторых случаях во множественном числе или с именем племени , т. е. „сыновья такого-то".

Кабиры соответствуют в греческом понятию ???????????, „старосты", под их руководством племенем производились и всякие сельскохозяйственные работы. 91 Связь кабира с племенем изначальная. Понятие племени выражалось термином (der Stamm = la tribu). Род, или клан, подразумевает кровное родство, происхождение от единого праотца, что и находит свое выражение в формуле „сыны такого-то". По мнению Хартмана, в южноарабском языке слова, выражающего понятие рода, нет. Понятие рода заменяют термины „сыны" или „люди" 92 В „Книге химьяритов" соответствующая сирийская терминология применяется к „роду, называемому Гау" ( ), это именно „род", 93 тогда как понятию племени отвечает другой сирийский термин — . 94

Кабир как должностное лицо имел звание, выросшее из родового строя, став представителем племени, с течением времени он приобретает новые функции. Он не только „староста" (???????????) племени, его деятельность связывается с известной областью, с определенной географической единицей. Он выполняет те же функции, но не только для своего племени, а для некоторой области. Этот факт подтверждается многочисленными надписями, и его отметил еще Хартманн. 95

В дальнейшем термин кабир стал применяться и к представителю определенной социальной группы жречества или административных лиц, как указал на это Родоканакис. Им было сделано и другое наблюдение, а именно — определенные роды сохраняли за собой право выставлять своих членов на должности административного характера, и у таких родов был свой представитель, свой кабир. „Как коллегия жрецов какого-нибудь божества, подчиненные царских доменов, сборщики первинок урожая, так и категория служащих [каста] Акиан имела своего представителя [старшего]". 96 Кабират занимал, таким образом, высокое положение и представлял собою некую автономную группу. Кабир возглавлял как представитель племени или провинции группы социально различные, понуждая их действовать в интересах или собственника земли, или владельца дома, башни и т. п. 97 Известно также, что в племени Халил был свой род кабиров. 98 Эти данные надписей объясняют то, что сообщают и нарративные источники начала VI в. Положение Харита (Арефы) и Румы наследственно, оба как бы принадлежат к высокой, замкнутой касте, которая была обособлена в смысле возможности заключения брака. Таково положение Румы и ее знатного рода Гау.

Наследственна была и должность Харита (Арефы), который был ? ??????? города и области, что в наибольшей степени отвечает термину кабир. В подчинении у него были как самый город Неджран, так и тяготевшая к нему область, он был их представителем и как таковой в свою очередь должен был подчиняться царю.

В свете этих данных становится понятным, когда Масрук Зу Нувас, царь-иудей химьяритов, с возмущением говорит Хариту (Арефе): „Тебе говорю, Арефа, сквернейший и древнейший злыми днями, почему ты не подражал своему отцу, правившему городом и всей округой (??? ???????. ??? ?????? ??? ????? ??? ?????????) , который был в чести у бывших до меня царей, но ты пожелал быть тираном и монархом города Неджрана и окрестностей..." (???' ????????? ?????????? ??? ?????????? ?????? ??? ????? ??? ??? ?????? ??????????). 99 В качестве кабира Неджрана Харит занимал место своего отца, а впоследствии это место занял его сын. Отец Харита действовал в согласии, т. е. подчинялся царям Химьяра, предшественникам Зу Нуваса, и за это был у них „в чести".

С течением времени кабир занял настолько высокое положение, что термин , означающий майордома, к нему не мог прилагаться. 100

Следует упомянуть еще об одном термине, значение которого близко к значению главы племени, шейха. В надписи 43 (А 3819) Государственного Музея Берлина, наряду с „князьями" — kail и „людьми" ( , множественное число ), упомянуты . Издатели надписи сопоставили это слово с , 101 термином, приведенным известным исследователем южноарабских диалектов Ландбергом, указавшим, что вне Хадрамаута слово — имеет значение главы племени и соответствует термину , шейх, сохраняет вне Хадрамаута и другое, обычное и для классического языка значение — мудрый, разумный. 10 2

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Заголовок ошибочно стоит под 6 м параграфом рукописи исправлен
История восточной торговли восточной хвостов
Данные надписей качестве положение
Борьба руси за создание своего государства государства архитектуры
Пигулевская Н. Византия на путях в Индию античной истории 10 патрикия

сайт копирайтеров Евгений