Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Для выяснения структуры общества в Неджране в первой четверти VI в. необходимо привести некоторые данные об общественных отношениях в предшествующий период государства Иемена.

Структура государств южной Аравии с начала новой эры и до половины III в. н. э., — времени образования государства химьяритов, — может быть охарактеризована на основании надписей, относимых ко второму периоду по хронологической схеме, которая была выше указана.

Во главе государства находился царь, , малик. Рядом с царем надписи этого и даже предшествующего периода называют мисвад, в котором Глазер и Хартман видят „совет господ , т. е. совет, собрание представителей знати. „Совет господ..., который стоит рядом с царем и одновременно его ограничивает". 10 3 Такое собрание представляет не что иное, как совет (?????) греческих городов. Надписи Ма?ина — одной из северных областей Сабейского царства — особенно часто упоминают это „собрание". Обычной формулой надписей является , царь Ма?ина и мисвад (?????) Ма?ина. 1 04 Термин мисвад (мсуд) встречается и в надписях Катабана, но в надписях Сабы его уже нет. В позднейших химьяритских надписях мисвад означает собрание, совет, collegium, а к середине VI в. — место собрания, зал. 105 Мисвад — это собрание знати, представителей знатных родов, имеющих власть, сильных своим положением и фигурирующих рядом с царем, в известной степени и ограничивая его.

Наряду с собранием знати, в тех же надписях встречается термин , как бы противополагаемое знати представительство более широкого и демократического слоя. Корень имеет значение ударять, а — господин, патрон, хозяин, в классическом языке — быть очень умным, быть опытным. 106 Отсюда значение этого слова в надписях могло быть — собрание „знающих", „опытных" людей. В надписи Глазера 1606 оба представительства названы одновременно — „мисвад Катабана и табнан Катабана. Анализируя эту надпись, Родоканакис дает более подробную характеристику этих терминов. По его мнению, msud или miswad являлся советом „господ", высшего слоя, знати. Что касается „табнана", то это собрание собственников, или арендаторов, исходя из того, что — это патрон, хозяин, а следовательно, и землевладелец. Правильнее будет считать, что земледельцы, входившие в „табнан", являлись представителями главной массы племени, из которой в особую группу выделялись „господа", составлявшие „мисвад". В таком порядке „табнан" противополагался „мисваду". 107

Законодательным органом государства Катабана, его государственным советом были царь и господа всех племен Катабана. Рядовые земледельцы и арендаторы, как можно полагать, составляли второй, как бы дополнительный совет, „табнан", при участии которого принимались окончательные решения. Вопросы эти главным образом касались податного обложения, так как именно эти земледельцы обеспечивали государство „работой и податями". 1 08 Небрежное отношение к работе и невыполнение обязательных налогов карались денежным штрафом или телесным наказанием. 109 В законодательстве за царем признавался верховный авторитет.

Таким образом, в Катабане, в Марине, наряду с советом знати, в делах участвовали представители свободных масс, составлявших собрание племени, вернее его старост, „опытных", „знающих" людей. Не встречая мисвад в государстве Сабы, Хартман сделал вывод, что это указывает на ослабление знати, так как о народе надписи продолжают упоминать. 110 Такое мнение Хартмана, однако, нельзя распространить на государство химьяритов, где происходило усиление знати. Об этом свидетельствуют нарративные источники, которые сообщают о богатейших представителях знатной верхушки, которые вершили всеми делами города и области. Химьяритские надписи последнего, третьего периода южноарабской эпиграфики упоминают рядом с царем „князей", магнатов (кайль). Дополняя друг друга, эти данные приводят нас к другому, новому выводу.

Мисвад был вытеснен из своего положения совета при царе тем, что богатые и знатные, выделившиеся в „князей", ослабили положение „совета господ" (мисвад), как ?????, охватывавшего более широкий слой, из числа „благородных", „сынов свободных". „Цари Саба и Райдана" имели опору в „князьях" (кайль), которые постоянно упоминаются в их надписях, как это было указано выше, в том числе в надписи 543 г . н. э. (Глазер 618). Выделение богатой верхушки можно себе представить по приведенным выше данным о богатстве неджранитянки Румы.

Мисвад перестал упоминаться рядом с именем царя, потому что его опорой был уже не „совет господ", а более узкий круг знати, которая требовала себе особого, исключительного места. 11 1 „Князья" (кайль) получали в управление отдельные области, как это видно из ряда надписей. Они занимают автономное положение, часто отказывая в повиновении царю (надпись Глазера 618, строка 81 и след.).

Замечательно, что наряду с термином „кайль" продолжает встречаться старый термин „кабир". В числе правителей, оставшихся верными Абрахе, упомянут „и кабир Хадрамаута" ( ), как об этом свидетельствуют надписи. 112

Кабират пережил мисвад. Глубоко коренясь в родовом строе племен, этот институт сохранился, сохранив и многие из тех функций, которые он имел в прошлом. За ним остаются управление делами племени, а позднее области, распределение земли и воды.

Кабиры играли роль и занимали видное положение еще в период, когда мисвад занимал известное положение в жизни и место в надписях. 11 3

Есть сведения, что кабира ставили на три года, как об этом сообщают надписи Галеви 150 и 151. 11 4 В других случаях кабир занимал место рядом с царем данного государства и был перед ним ответствен. 11 5

Кабир был представителем племени, а с течением времени стал занимать это положение на географически более обширной, не только принадлежащей племени области, его административные функции таким путем расширялись. „Князь" (кайль) был больше связан с растущей силой царской власти, хотя нередко противопоставлял себя ей. Кабир был связан с организацией племени и был выделен из нее для выполнения более широкого круга обязанностей. Здесь имел место как бы двойной процесс — представитель племенной организации становился администратором, а правители вербовались из знати. Все эти данные разъясняют и формы общественных отношений в Неджране в VI в.

Высокая материальная культура древнего Иемена засвидетельствована многочисленными раскопками, остатками городов и замков, описанных еще аль-Хамдани. Этот замечательный арабский ученый, умерший в 945/946 г. н. э., оставил подробное описание архитектурных памятников и гробниц, которые он видел. 1 16 Крепости, города и огражденные селения могли появиться лишь в зависимости от грандиозной системы искусственного орошения, создававшего культурную площадь и плодородие этим областям, в древности получившим название Arabia felix. С первой четверти VI в. повторные нападения вражеских войск и взрывы междуусобной борьбы привели к нарушению ирригационной системы, разрушениям сооружений. В 70-х годах того же века персы только завершили этот разгром. Когда карательная экспедиция, направленная Эла-Ашбеха (Элесбоа) под начальством Ариата против Абрахи, жестоко расправилась с жителями, Табари говорит и о разрушениях, произведенных войсками, специально упоминая „замки Иемена" ( ), разрушенные ими, замки, „небывалые у людей", т. е. особенно замечательные. 117 О том, как грандиозны были сооружения и насколько в них было заинтересовано государство, можно судить на основании, например, известных надписей в Марибе, которые сообщают о восстановлении его плотины. Первая надпись относится к 449/450 г., вторая к 542/543 г. (Глазер 554 и 618). Вторая надпись сообщает о том, что исправление плотины потребовало затраты больших средств и множества рабочей силы. В восстановительных работах приняли участие „племена", т. е. население химьяритского государства.

Поддержание ирригационной системы в Аравии было несомненно связано с тем, что в известный исторический период в ее государствах и городах земля и вода считались государственной собственностью. Такое положение в значительной степени сохранялось арабами и в эпоху ислама.

В древних арабских государствах распределение и наблюдение за оросительной системой было делом представителя племенной или государственной власти. Возможно, что это была одна из главных функций реиса. 1 18 Завоеванная земля точно так же считалась государственной собственностью. На основании источников может быть сделан вывод о наличии коллективной общинной, позднее государственной, собственности на землю.

В таком аспекте становятся совершенно понятными сложные формы отношений, о которых сообщают разнообразные источники по истории Химьяра. На сходство и различия в реализации, т. е. в конкретных исторических условиях, в которых развивалась коллективная собственность на землю, указывает также Маркс. Поэтому явлениям, охарактеризованным в южной Аравии, параллелью могут служить правовые нормы классического периода древней Греции и эллинистических государств. Земля как собственность города-государства, государственная собственность на землю как правовая норма пережила длинную эволюцию, в течение которой совершались изменения в формах собственности на землю. В связи с этим она получала новые наименования и их различные варианты: ?? ????????, ?? ??????????, ?? ????????.

Основоположники марксизма совершенно справедливо придавали особое значение системе орошения на Востоке, которая была делом государства. „Принадлежащие всем условия действительного присвоения посредством труда, ирригационные каналы, играющие очень важную роль у азиатских народов, средства сообщения и т. п. представляются в этом случае делом рук высшего единства — деспотического правительства, вознесшегося над мелкими общинами". 1 19 Живая, орошенная земля и была собственностью этого правительства и государства, владеть которой могли отдельные общины и даже частные лица.

Сопоставления в этом отношении очень поучительны, особенно со времени опубликования новых материалов, которые дали раскопки в Дуре Еуропосе. В южноарабской эпиграфике имеются сведения о расширении городской территории, присоединении к ней новых орошенных и возделанных территорий, как, например, в известной надписи Галеви 349. Не случайно напрашивается сравнение с явлениями того же порядка, получившими широкое распространение в государстве селевкидов на всем протяжении захваченных греками территорий Азии. Городские земельные угодья увеличивались в своей площади за счет присоединения новых участков, освоенных и культивируемых. Присоединение новых участков было особенно благоприятным для собственников, которые стремились и успевали в том, чтобы приобрести эти земли путем покупки или получения их в дар. В условиях широко распространенной аренды земли, в Египте при птолемеях, этот процесс перехода ???? ????????, т. е. по существу государственной земли, в частные руки был более медленным. Характер этого процесса, известный в государстве селевкидов, может быть с полным правом отмечен и в химьяритском государстве. 1 20 Процесс этот имел общие черты, проходил в сходных условиях освоения новых участков, присоединяемых к городской территории. В связи с этим ???? ????????? переходили на положение крестьян, обязанных податью городу, что, по существу, мало меняло их тяжелое положение. 1 2 1

Можно указать и на другое явление, которое возникает со времени господства птолемеев в Египте и получает широкое распространение в римский и византийский период как „надбавка" (???????). На основании изучения папирусов отмечали, что принудительная обработка соседней данному собственнику земли имела место в птолемеевскую и римскую эпохи. Possessores — владетели (?? ????????) — должны были принимать на себя обязанности по обработке соседней, не имевшей владельца, земли и платить за нее подати. Это положение имеет параллели в южноарабской эпиграфике (надписи Галеви, №№ 360—362), где собственники земли являются в то же время арендаторами новых кусков земли, которые давались или „прикидывались" им царем в порядке принудительной аренды. 122 Одна из надписей свидетельствует о том, что новые земли переданы знатной семье, ее слугам и рабам. 123

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Были сведения
Хвостов история восточной
АрмЯнскаЯ географиЯ псевдо моисеЯ хоренского 1 Я составлена литературы
Надпись запечатлела события

сайт копирайтеров Евгений