Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Их послы встретили его на галльской терри­тории, но он, естественно, воспользовался этой возможностью, чтобы оправдать свои действия [193] защитой союзников. Несмотря на трудности, возникшие у эдуев из-за Думнорика, Цезарь после длительного преследования и нескольких стычек в тяжелом сражении разбил гельветов у Бибракте, главного города эдуев. Уцелевшие вернулись в свои земли и снова начали охранять границу от германцев.

Эта победа сильно укрепила положение Цезаря. Послы галльских племен прибыли поздравить его и попросили разрешения созвать собрание представителей всех племен Средней Галлии. Это означало признание Рима новым претендентом на господствующее положение. После окончания собрания представителей галлы попросили у Цезаря помощи против Ариовиста, который собирался перевести через Рейн других германцев и требовал для них у секванов треть страны. Цезарь, дружественно относившийся к Ариовисту, взял на себя роль защитника свободы галлов. При этом он основывался на постановлении сената от 62 г. до н. э., гласившего, что наместник должен защищать эдуев.

Когда Ариовист напомнил о своих прежних правах на Галлию, которые он получил от римлян, Цезарь с высочайшей дипломатической ловкостью истолковал постановление сената от 121 г. до н. э. о неприсоединении территории арвернов, как его желание оставить Галлии свободу, которую он, Цезарь, теперь должен защищать. Эти соображе­ния, свидетельствующие о том, что Цезарь в дипломатической игре полностью овладел обстановкой в Галлии, были высказаны в личной беседе [194] между Ариовистом и Цезарем, который вышел ему навстречу с войском в Эльзас. При полном несовпадении точек зрения оставалось только воору­женное столкновение.

После долгого маневрирования сражение за­кончилось полной победой Цезаря (так называемая битва при Мюльхаузене, 58 г. до н. э.). Ариовист и большая часть германцев бежали через Рейн, другие же остались на левом берегу. Таким образом, Рим завоевал господствующее положение во всей Средней Галлии, легионы не вернулись в провинцию, а ушли на зимние квартиры в земли секванов, тогда как Цезарь использовал зимнюю паузу для того, чтобы проследить за порядком в долине По.

Быстрый захват власти Римом свидетельствует не только о внутренней слабости кельтства, он являлся также предупреждением галлам и на севере страны. Это были племена белгов, земли которых лежали севернее Сены и Марны до устья Рейна. Они частично смешались с германцами, перешедшими через Рейн, и считались очень боеспособными. Эти племена объединились против продвижения римлян на север. Воздержались от союза только ремы и подчинились Цезарю, когда он в феврале 57 г. до н. э. начал наступление на бельгов.

В твердой уверенности, что лучшей защитой является нападение, Цезарь, получив известие об объединении белгов, набрал в Верхней Италии два новых легиона. Так как в минувшем году Цезарь уже сформировал два легиона, его [195] войско теперь состояло из восьми легионов; таким образом, оно было в два раза больше, чем он получил при вступлении в должность проконсула. Ремы, извлекшие урок из событий в Средней Галлии, подчинились Цезарю и предоставили ему поле деятельности. Для себя же они получили привилегированное положение среди белгов, какое занимали в Средней Галлии эдуи, будучи старыми союзниками Рима.

Так как объединенное войско белгов из-за трудностей с продовольственным снабжением рас­палось на отдельные контингенты, Цезарь смог напасть на отдельные племена в районах их про­живания и покорить их. Самое упорное сопротив­ление оказали храбрые нервии (район Камбре и Геннегау). Они были побеждены в сражении на Самбре близ излучины По. Внезапное нападение галлов и непросматриваемая, пересеченная овра­гами местность помогли врагу сначала иметь успех, и порой ход сражения ускользал из рук Цезаря. Но он преодолел кризисную ситуацию, сражаясь на передней линии с мечом в руках в самых опасных местах. Были покорены также адуатуки и оставшаяся в Бельгии часть кимвров, а после попытки восстания уничтожены или проданы в рабство.

Впечатление от победы являлось таким потрясающим, что не только в Риме были устроены благодарственные торжества невиданной до сих пор продолжительности, но и Цезарь мог считать Галлию покоренной, за исключением Аквитании (между Гаронной и Пиренеями), куда еще не [197] ступил ногой ни один римский солдат. Племенные округа на берегах Бретани и океана сдались легату Цезаря Крассу, сыну триумвира. Цезарь поставил часть легионов на зимние квартиры у белгов, часть — недалеко от границы вновь завое­ванных земель (Анжер, Тур, Шартр), а сам снова направился в Верхнюю Италию и той же зимой посетил также и Иллирию.

Но Цезарь слишком оптимистично оценил обстановку в Галлии. Отряд, который он оставил для охраны дороги через Большой Сен-Бернарский перевал в Альпах, был изгнан горцами. Когда Красс, стоящий со своими легионами на зимних квартирах далеко на западе (район Анжу), попро­бовал реквизировать зерно у соседних племен, галлы посадили под замок реквизирующих офицеров, а племена Нормандии и Бретани объединились для защиты своей свободы. Движущей силой были венеты, племя мореходов на южном побережье Бретани. Чтобы одолеть их, Цезарь, задержавшийся в Италии по политическим причи­нам, приказал построить флот на Луаре. Под командованием молодого Децима Брута он вышел в открытое море, когда Цезарь вернулся в Галлию и взял на себя руководство войной против венетов.

Другие военные контингента покорили племена от Бретани до Рейна. Но решающую роль сыграла победа на море, которую одержали галеры Брута над парусниками венетов у берегов Бретани: римляне лишили их маневра, перерезав такелажи, а потом потопили. После победы [198] Цезарь свершил ужасающую расправу: предводители венетов были казнены, а жители проданы в рабство. Одновременно Красс умелым маневром с небольшим количеством войск покорил аквитанов. Цезарь предпринял еще один поход на меринов и менапиев (Фландрия и дельта Рейна). Хотя он немногого добился в покрытой густыми лесами местности, но после этой экспедиции мог считать завоевание Галлии законченным.

Теперь следовало охранять завоеванные территории как внутри, так и извне. Как Цезарь до этого уже покарал сопротивление, как восстание, так и теперь он считал Рейн границей Римской империи и карал ее переход, как нарушение государственной границы. Сначала это ощутили на себе германские племена узипетов и тенктеров, которые под напором свевов перешли Рейн и хотели занять земли в Галлии. Цезарь опасался возобновления беспорядков в Галлии и уничтожил германцев в столь сомнительном переплетении дипломатических и военных акций, что его старый противник Катан предложил в сенате выдать Цезаря германцам. Он заявил, что только так можно отвести от города наказание богов за предательские действия и направить его на виновного.

После уничтожения обоих германских племен Цезарь для демонстрации силы перешел через Рейн и построил мост через реку. На правом берегу Рейна он мог опираться на дружественное германское племя. Это были убии, которые [199] позже переселились на другой берег в окрестностях Кельна. Целью перехода через Рейн было усиление положения убиев и охрана рейнской границы военными силами, но более ощутимых результатов он не имел. Мост был разрушен.

Менее демонстративный характер носили два похода в Британию, первый из них состоялся в том же году. На этом острове, как и в Галлии, жили кельты, которые политически взаимодействовали с материковыми кельтами и поддержали их в войне с венетами. Цезарь, несмотря на позднее лето, решился на переправу; за короткое время он многого не успел сделать, к тому же не удалось переправить конницу, и шторм повредил вытащенные на берег корабли. Но Цезарь все-таки отразил атаки на разбитый на берегу лагерь, отремонтировал корабли и без тяжелых потерь вернулся на материк. Если даже результат экспедиции был незначительным, то впечатление, которое произвел в Риме поход на этот легендарный остров, являлось огромным. Сенат снова вынес постановление о продолжительном благодарственном торжестве.

Безрезультатность этой экспедиции побудила Цезаря в следующем году тщательно подготовить новый поход. Это дольше обычного задержало его в Галлии. Цезарь приказал построить на Луаре транспортный флот для пяти легионов и двух тысяч всадников, но позаботился также о безопасности завоеванной страны, которую он собирался покинуть на долгий срок. Цезарь повсюду поддержал дружественные Риму элементы, где [200] монархов, где знать. Сделал Цезарь это, как у треверов, демонстрацией военной силы, и когда начался поход, взял с собой четыре тысячи кельтских всадников под предводительством племенных вождей, которые сопровождали его как заложники.

Думнорик, попытавшийся уклониться от этого, был убит при попытке к бегству. Экспедиция отправилась из Булони, и Цезарь после небольшой войны с британскими племенами продвинулся до Темзы. После неудачной атаки британцев на корабельную стоянку начались переговоры, во время которых Цезарь потребовал заложников и дань. Он отказался от длительной оккупации и вернулся в Галлию, так как там снова обостри­лась обстановка. Пока Цезарь закреплял успехи извне и, возможно, думал о дальнейших завоеваниях, пришли в движение силы сопротивления, преимущественно в северной части Галлии. К этому добавился еще и неурожай. Оба этих обстоятельства вынудили Цезаря распределить легионы на зимние квартиры по всей стране. Сам он остался в Галлии.

Это разделение легионов спровоцировало недовольных галлов на нападение на отдельные зимние квартиры. Первый удар нанесли в окрестностях Люттиха эбуроны. Они выманили из лагеря полтора легиона и уничтожили. Это вы­звало восстание нервиев; они осадили в зимнем лагере легата Цезаря Квинта, брата Цицерона, его деблокировал сам Цезарь. В другом месте были свергнуты или убиты дружественные Риму вожди племен. [201]

Частично подавленное восстание возобновилось в следующем году (53 г. до н. э.). Цезарь ответил набором в Верхней Италии двух легионов. К ним добавился третий, набранный в Верхней Италии еще в 55 г. до н. э. для Помпея, и тот одолжил его Цезарю «ради государства и дружбы». После возмещения потерь Цезарь располагал теперь десятью легионами (приблизительно 50 000 человек). Это подкрепление позволило ему подавить в следующем году восстание в Северной Галлии. Еще до конца зимы Цезарь с четырьмя легионами покарал нервиев и распределил богатые трофеи среди солдат. Потом он пресек беспорядки и неповиновение сенонов (Сане) и карнутов (Шартр), тогда как Лабиен навел порядок у треверов.

Но главной целью было наказание эбуронов. Для их изоляции Цезарь сначала предпринял еще один набег на менапиев и во второй раз перешел Рейн, чтобы новой демонстрацией силы отпугнуть германцев от оказания помощи. Потом он направился против эбуронов, при поддержке соседних кельтских племен густо прочесал всю их территорию, убивая, беря в плен и поджигая все, что попадалось на пути. Племя было истреблено, не удалось только схватить зачинщика, царя Амбиорика. На собрании гал­льских представителей у ремов Цезарь завер­шил усмирение судом и жестокой казнью вож­дя сенонов Акко, который считался подстрека­телем восстания. Зимой Цезарь снова отправился в Верхнюю Италию, поставив все войско [202] - шесть легионов под командованием Лабиена - на земле сенонов.

Там, где Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» описывает второй переход через Рейн, он включает в повествование экскурс об обычаях галлов и германцев, а также говорит о разнице между этими двумя народами. До того времени считалось, что кельты и герман­цы принадлежат к одной этнической группе, и германцы были всего лишь менее культурной ча­стью кельтов. Цезарь доказал, что речь идет о двух разных народах. Это доказательство Цезарь приводит в том месте своей книги, где описывает, как он в последний раз ступил на правый берег Рейна.

Разница между двумя народами объясняет, почему Цезарь остановился на Рейне. Цезарь владел тяжелейшим искусством государственного деятеля — остановиться в нужный момент. Он не был вынужден вернуться, как Александр из Индии или Наполеон из Москвы. Цезарь добровольно остановился на Рейне, зная, что там начинается другая страна и другой народ. Там, где ученый удовлетворился бы установлением факта, политик начинает действовать. Фактически Рейн тогда не был рубежом народов. На Нижнем и Верхнем Рейне германские племена уже перешли реку и поселились на левом берегу. Победив Ариовиста, Цезарь изгнал не всех германцев. Но он установил по Рейну границу между двумя народами и включил левобережных германцев в кельтскую область. [203]

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Опперман Г. Цезарь. Открыватель новых путей Европы истории Рима 5 восстание
В сопровождении ликторов он сошел на набережную александрии
Отобрал должность жреца юпитера
Азиатской частей империи

сайт копирайтеров Евгений