Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Иначе следует оценивать сообщение, что на за­седании сената, ставшем для него последним, должно быть вынесено решение о так называемой внеиталийской царской власти Цезаря. На Рим и Италию эта власть не распространялась, титул относился к землям подданных Римской империи.

1 Луперкалий — праздник в честь Фавна. (Прим. ред.) [274]

Эта мера основывалась на древнейшем по­нятии римского государственного права. Оно было различным для частей империи, где жили римские граждане, и управление осуществлялось в соответствии с республиканской конституцией - административный округ « domi », дома, включав­шего тогда Рим и Италию — и для земель поддан­ных, в которых римский народ через своих упол­номоченных осуществлял абсолютную власть; это был округ « militiae », извне. Царская власть Це­заря должна распространяться только на этот ок­руг militiae , это была не более чем законная аб­солютная власть полководца в покоренных стра­нах, в которой нуждался Цезарь для ведения Сараянской войны.

Положение Августа тоже основывалось на не­ограниченной верховной власти в провинциях, так называемой высшей проконсульской коман­дной власти ( imperium proconsulare maius ). Для округа domi Август ограничился должностью, соответствующей республиканским законам, сначала консула, потом правами народного три­буна. Должность Цезаря была более самодержав­ной, и кроме прав народного трибуна он имел чрезвычайную власть диктатора. Но и она была предусмотрена в республике, и ее занимал до Цезаря Сулла. Вероятно, окончательное реше­ние о том, какую должность получит Цезарь в округе domi , было отложено до окончания Пар­фянской войны.

Указание на это дает совсем недавно сделан­ное наблюдение. Установлено, что венок, который [275] носит Цезарь на монетах, не является лав­ровым, как это думали раньше, а так называемым этрусским золотым венком, бывшим первоначально знаком отличия римских царей. Одеяние триумфатора, которое Цезарь имел право носить на официальных церемониях, тоже является оде­янием древних царей. Возможно, все это указы­вает на определенную тенденцию, и проница­тельность Моммзена и здесь его не подвела. Он высказал мнение, что Цезарь стремился к воз­рождению древнеримской царской власти. Но вряд ли он думал принять ненавистный царский титул. Скорее Цезарь сохранил бы древнерим­ское и италийское звание диктатора и импера­тора.

Подобные вопросы неизбежно остаются откры­тыми, но как бы то ни было, все это далеко от бо­жественной царской власти. Как человек, как диктатор и император Цезарь правил миром сам по себе, per se , как он сказал, в силу своих дости­жений, величия достоинств. Но эта форма прав­ления появляется на свет не как программа, не как идея, а в образе человека — Цезаря. Ее но­визна заключается в том, что высшая военная и политическая власть, господство над миром были в руках одного человека. Правители великих мировых империй Востока, а также Александр Великий и эллинистические монархи были бога­ми, Цезарь же являлся человеком.

Пусть даже представление о божественном происхождении царской власти так сильно уко­ренилось на Востоке, что его жители воспринимали [276] власть Цезаря и Августа только в соответ­ствии с этим представлением, к Западу это не от­носилось. Здесь повелителем мира был человек. Для тех народов, которые почитали своих царей как богов, человек казался слишком маленьким, его плечи слишком слабыми, чтобы нести бре­мя такого сана и таких задач. Лишь обожествле­ние правителя могло сделать это понятным. Толь­ко Цезарь завоевал эту сферу для человека, без­мерно преумножил возможности того, что может достичь человек, возвысил величие и достоин­ство человека и этим способствовал «демагизации мира».

Но это относится только к западной, европей­ской части империи. Мы еще раз сталкиваемся с различием между Западом и Востоком, между Ев­ропой и Азией, которое бросается в глаза при изу­чении деяний Цезаря. Мы понимаем, что с Цезарем возникает новая форма политической жиз­ни, а именно западная форма. До сих пор у греков и римлян существовала политическая структура полиса, республиканского города-государства, в котором власть непосредственно осуществляли все граждане или через ответственных уполномо­ченных. Последним и величайшим примером этого был Рим, но именно его развитие показало несостоятельность такой формы управления го­сударством. Благодаря военной силе и политиче­ской мудрости Рим стал хозяином мира.

Но потом выяснилось: краткосрочная, добро­вольно взятая на себя выборная власть столь же мало подходила для управления мировой [277] империей, как и то, что ее судьба зависела от случай­ности голосования на форуме, когда все решала неорганизованная, подверженная демагоги­ческим влияниям толпа. Несмотря на все по­литические традиции, сенат тоже все больше поддавался соблазну эгоистического расчета и личной жажды власти. Так в Риме возникла про­блема любого города-государства, с которой сна­чала столкнулись Афины, а именно проблема, как можно управлять империей с помощью ин­ститутов, созданных для общины, а политичес­кая система города-государства была доведена до абсурда.

На греческом Востоке за столетия до этого развития, которому способствовала предрасположен­ность греков, и особенно их представление о бо­жественном, это привело к тому, что, начиная с Александра, божественная царская власть сменила полис. Благодаря политическому дарованию рим­лян и гению их величайшего сына удалось найти новое, европейское решение этой проблемы. Эта новая форма мирового господства основывалась не на таинственном переселении бога в тело че­ловека, на тайне, которую нельзя было постичь, а только коленопреклоненно почитать, она осно­вывалась не на рабском подчинении человека не­земной силе, а на величии человека и его досто­инстве. Поэтому она и является европейской. Но в империи Цезаря органически в нее включенные продолжали жить в италийских общинах поли­сы, которые учредил Цезарь своим общинным уставом. [279]

Учитывая все это, понятен исторический смысл смерти Цезаря. Роковая ошибка убийц объясня­ется неразрывной связью новой формы власти с личностью ее носителя. Не понимая неизбежно­сти исторического развития, они не хотели нового и решили устранить человека, в котором оно во­площалось. Так как новое появилось не как идея, а жило в человеке, у них возникло ошибочное убеждение, что они убийством избавятся от идеи, и вонзили кинжалы в Цезаря. Убийцы надеялись вместе с ним уничтожить дело, которому он слу­жил. В роковом заблуждении они считали убий­ство насильственным исправлением ошибки, пос­ле чего все станет, как прежде.

Только полтора десятилетия кровавой граж­данской войны обнаружили это заблуждение и рассеяли туман, застилающий глаза современни­ков. Только смерть высвободила идею, которая сначала появилась воплощенной в Цезаре. В этом воплощении она могла показаться чем-то един­ственным в своем роде, случайным. Только через смерть ее носителя она открылась взорам в сво­ем истинном свете. В Мартовские иды власть Цезаря вступила в царство идей. В этом и заклю­чается историческое значение его смерти. Даже конец этой жизни является политическим и ока­зывает политическое воздействие. Отныне преемники, особенно Август, могут исходить из этой идеи. Если в лице Цезаря сочетались две главные предпосылки для авторитета правителя — доверие народа и власть, — то не хватало третьей, не ме­нее важной основы — легитимности и традиции. [280] То, что Цезарь сознавал значение этой предпосыл­ки, свидетельствует его борьба за нее до и во время гражданской войны. За ее отсутствие он заплатил жизнью.

Только Августу удалось к власти и доверию на­рода присоединить традицию. Но эта традиция лишь формально имела республиканские осно­вы. По существу, она является новой формой вла­сти, которую создал Цезарь. Август называл себя сыном Цезаря, носил его императорский титул в своем имени, именем Цезаря называли себя в те­чение двух тысяч лет все его преемники. Смерть Цезаря сделала традицией новую форму власти, оставшуюся наивысшей на протяжении двух ты­сяч лет, и на которую с благоговением взирали народы. Со смертью Цезаря возникла император­ская власть, носящая его имя. [281]

 <<<     ΛΛΛ   

В консульство цезаря по его поручению ариовист получил от сената
Азиатской частей империи
Ли он милосердным из политического расчета магистратов империи
Опперман Г. Цезарь. Открыватель новых путей Европы истории Рима 8 александрии

сайт копирайтеров Евгений